Главная
  Евреи
  События
  Происшествия
  Антисемитизм
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


февраль
7 14 21
28
1 8 15
22
2 9 16
23
3 10 17
24
4 11 18
25
5 12 19
26
6 13 20
27



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software


  Реклама:









Евреи в России: граждане или козлы отпущения? Спилберг снимет фильм о мюнхенской трагедии Столица европейского антисемитизма «переехала» в Лондон Жизнь и смерть доктора Райха 10-летний рубеж Вся лента новостей

   
      сегодня: 21.02.2005, понедельник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Интервью:  

Из рая в ад и обратно?..

Семен Ружанский "Форвертс"

Аркадий Ваксберг - известный писатель, журналист, историк и юрист автор почти 40 книг, нескольких сценариев к кинофильмам, множества журналистских очерков. С 1996 года он собственный корреспондент "Литературной газеты" во Франции. Ряд его книг, такие, как "Валькирия революции"(о Коллонтай), "Царица доказательств"(о Вышинском), "Гибель Буревестника"(о М. Горьком) и особенно "Сталин против евреев", - по сути исследования и обобщения специфических исторических событий, происходивших в России после Октябрьской революции.
Совсем недавно Аркадий Иосифович вновь вернулся к анализу "еврейского вопроса" в Советском Союзе. Именно этой проблеме посвящена его новая книга "Из ада в рай и обратно" и созданный на ее основе документальный фильм "Реприза".

- Уважаемый Аркадий Иосифович, что подтолкнуло вас (после того, как вы написали книгу "Сталин против евреев") вернуться к "еврейскому вопросу"?
- Честно говоря, идея эта пришла в голову не мне. Инициатива принадлежит известному французскому издательству "Робер Лаффон", которое, сознавая, какую остроту приобретает так называемый еврейский вопрос во Франции, захотело просто издать французскую версию той моей книги и попросило моего разрешения. Но со времени ее выхода прошло почти десять лет, с тех пор не только во многом изменилось наше видение ситуации, о которой идет речь в книге, но и открылся доступ к ценнейшим архивным документам, появилось множество свидетельств современников, частично еще здравствующих, частично доверивших свои воспоминания - устные или письменные - родным и близким, а те сделали их достоянием гласности. Без учета огромного пласта новых материалов любая книга по этому вопросу отражала бы сильно устаревший уровень наших знаний.
Приступив к работе, я настолько увлекся ею, что фактически переписал книгу заново. И охотно откликнулся на предложение постоянно публикующего меня московского издательства "Олимп" создать еще и русскую версию новой книги, хотя раньше мне казалось, что уж российский-то читатель об этих проблемах осведомлен хорошо и открыть ему мне нечего. Но тут подоспел Солженицын со своими двумястами годами, с его самодовольным враньем, извращающим истину, с гнусным поклепом на близких мне людей, которые сами уже не могут себя защитить, и я понял, что, к великому огорчению, проблема снова реанимирована и нуждается прежде всего хотя бы в конспективном восстановлении исторической правды в хронологическом порядке.
- Как родилось название книги?
- Как-то внезапно. В краткой, емкой - и, конечно, условно метафорической - формуле отразилось мое понимание эволюции этой проблемы в России на протяжении минувшего столетия. В начале века евреи бежали из России от гонений и погромов (из "ада") преимущественно в Америку, заложив там основу для великой, процветающей диаспоры, потом интернационалистическая революция (читай: государственный переворот) соблазнила их созданием райских условий жизни (какое-то время, имея в виду действительно упраздненную дискриминацию, так оно и было - без всяких кавычек), а вскоре Сталин снова загнал евреев в ад, не чета прежнему, где всех их (всех нас!) чуть было не зажарили - не на медленном, правда, а на быстром и сильном огне. Вот отсюда и название. Название же фильма придумал режиссер Григорий Илугдин. В данном контексте оно переводится как "Повторение". Думается, ясно, о каком печальном повторении идет речь.
- Подзаголовок вашей книги - "Еврейский вопрос по Ленину, Сталину и Солженицыну". Отсюда - мой следующий вопрос: в чем сходство и в чем различие в позициях упомянутых выше "товарищей"?
- На эту тему можно написать тома... Для Ленина никакого еврейского вопроса не существовало. Буржуя-еврея, то есть своего политического противника, он зарезал бы с такой же охотой, как буржуя-нееврея. А еврея-сообщника пригрел бы с той же страстью, что и русского, эфиопа или японца. В результате - под крикливую демагогию о равенстве наций - разжег такой антисемитизм, который не снился даже Пуришкевичу. Ну а Сталин... Чем с большей страстью он публично (только публично!) обличал антисемитизм, тем более жестоким, более кровавым представал тот в реальной государственной практике. У Солженицына же четкой позиции, - по крайней мере, внятно высказанной - в этом вопросе нет. Есть копившаяся десятилетиями и "под занавес" прорвавшаяся наружу злоба ко всему еврейскому, лицемерно закамуфлированная призывами "жить мирно", снисходительно принимая как неизбежность реально существующий факт: евреи все еще живут в России, и с этим ничего не поделаешь. Поскольку моральный авторитет Солженицына давно иссяк, поскольку слова его в общественном мнении давно уже не имеют никакого значения, эта позорная книга привлекла к себе, конечно, внимание сочетанием имени автора с проблемой, к которой он обратился, но ни малейшего влияния на состояние умов и сегодняшнее положение "еврейского вопроса" в России не оказала.
- В чем принципиальное различие между вами и Солженицыным в освещении положения евреев в Советском Союзе и их места в его истории?
- Если очень коротко: по Солженицыну - Советский Союз для евреев всегда был раем, даже когда их немножко обижали, что тоже еще не совсем доказано; по Ваксбергу - все было так, как было на самом деле. Существовал для евреев на самом деле крохотный и краткосрочный райский оазис, обернувшийся трагедией и едва не закончившийся Катастрофой. Но всего лишь несколько лет, свободных от притеснений и дискриминации, дали российским евреям возможность показать свой огромный, неистощимый духовный, нравственный, творческий потенциал. Они не приспосабливались, не ловчили, как полагает Солженицын, а распрямились, выстояли, несмотря ни на что, и победили.
- Вы пишете: "Если бы самодержавие перестало нацеливать народное негодование на бесправную еврейскую массу... вся история России... была бы иной". Можете ли вы хотя бы гипотетически предположить, куда бы в этом случае пошла Россия?
- Наверное, в таком случае масса революционеров-евреев не накопила бы в себе столь мощный заряд разрушительной силы. Отрицать роль евреев в осуществлении государственного переворота в России невозможно, ей просто надо дать объективное историческое обоснование. У России был великий шанс пойти по пути демократических свобод и подлинного равенства, но насаждавшийся и развивавшийся звериный антисемитизм повел ее по пути всяческих "фобий".
- Вы неоднократно подчеркиваете, что перед началом каждого нового процесса против евреев Сталин делал отвлекающий ход - демонстрировал себя как непримиримого борца с антисемитизмом. Неужели никто в мире не замечал этих его элементарных комбинаций: сперва как прикрытие награждение отдельных евреев, затем - массовые аресты, ссылки и казни тысяч других?
- Как ни странно, никто или не замечал, или не хотел замечать. Не говоря уже об ослепленных, одураченных, многократно демонстрировавших свой тупой догматизм высоколобых левых интеллектуалах, государственные руководители, политические деятели Запада, тем более дипломаты, не раз оказывали Сталину поддержку в самые критические минуты истории. Их вина огромна. Не говорю уже о таких мелких, но влиятельных, сошках, как, скажем, редкостный обалдуй и сталинский холуй - американский посол Джозеф Дэвис, награжденный кремлевским фюрером орденом Ленина (уникальный случай в советской истории).
- Какую цель преследовал Сталин, поставив евреев во главе 11 из 12 крупнейших комплексов ГУЛАГа?
- Ответ однозначен: чтобы гноить, мучить, топтать невинные жертвы еврейскими руками, вызывая совершенно естественный гнев жертв. Вряд ли можно их обвинять в том, что они не отделяли палачей-евреев от еврейского народа.
- 1943 год характеризуется вспышкой антисемитизма не только на оккупированных территориях, но и в глубинных районах страны. В ответ на этот успех гитлеровской пропаганды Сталин, вместо борьбы с антисемитизмом, принимает решение о коренных переменах кадровой политики. О каких конкретно переменах идет речь?
- Победа гитлеровской идеологии на всей территории Советского Союза послужила Сталину счастливым поводом осуществить ту мечту, которой он в 1939 году откровенно поделился с Риббентропом: подготовить "свои" кадры и заменить ими евреев. Об этом подробно говорится в моей книге. Евреи последовательно были выдавлены из командного состава армии, из руководства крупнейшими промышленными объектами, из государственного и партийного аппарата, из дипломатии. В 1951 году официальным приказом (а не только устными указаниями) было предписано уволить всех евреев (всех до единого!) из Госбезопасности. Фактически была установлена "процентная норма" для поступления в вузы, а так называемые престижные просто для евреев закрыты. Массовым увольнениям подверглись ученые-гуманитарии. Добрались бы в конце концов и до научно-технической элиты.
- И все-таки каковы истоки антисемитизма Сталина? Или розыгрыш "еврейской карты" был просто одним из основных тактических приемов Сталина в его борьбе со своими реальными и мнимыми противниками?
- Тут действовало множество факторов. Личный сталинский антисемитизм имел главным образом не генетические и не благоприобретенные бытовые, а политические корни - с евреями ассоциировались все, кто в разные годы стоял на его пути: Свердлов, Троцкий, Зиновьев, Каменев. Потом к ним прибавились те, кто держал себя (уже со Сталиным-властелином) слишком вольно, слишком независимо: Радек, Кольцов и другие. А потом он просто поверил (я уверен, что поверил) в еврейскую нелояльность. В атмосфере маниакального страха за свою жизнь, который буквально преследовал его в последние восемь - десять лет, он персонифицировал угрозу своему существованию именно в еврействе. Лубянка усиленно и умело подогревала в нем эти чувства.
- И не намеревался ли Сталин использовать эту же карту для развязывания Третьей мировой войны?
- Несомненно, намеревался. У меня в книге приведено много тому доказательств. После ее выхода некоторые читатели снабдили меня дополнительными, и очень убедительными, доказательствами того, что Третья мировая война уже была им задумана и подготовка к ней началась. "Мировой еврейский заговор" стал бы для населения самым неотразимым аргументом, и "ответные меры", экстренно принятые Сталиным для пресечения "заговора", получили бы всенародное одобрение.
- Чем можно объяснить тот факт, что Мокроусов, Голованов, Софронов, Шолохов, Шагинян и многие другие чуть ли не с пеной у рта включились в антисемитскую кампанию, организованную Сталиным, что никогда не было свойственно истинным представителям русской культуры?
- Мокроусов, Софронов, Шолохов и им подобные никакого отношения к "истинным представителям русской культуры" не имеют. Шагинян была просто вздорной старухой, ее не следует принимать всерьез; Голованов - закомплексованным ремесленником от искусства, убежденным в том, что его "оттирают" пронырливые музыканты-евреи. Таких завистников всегда было, есть и будет сколько угодно. Куда печальнее то, что в кампанию борьбы против "космополитизма" включились и сами евреи, даже несомненные, истинные таланты, как, например, Марк Донской. Это требует не столько исторического, сколько психологического, может быть, даже психиатрического анализа.
- Как могло случиться, что не осталось никаких физических следов (документы, бараки и т.п.) подготовки такого масштабного мероприятия, как поголовная депортация евреев в 1953 году в "места не столь отдаленные"?
- Насчет бараков в фильме "Реприза" есть личное свидетельство такого безупречно честного человека, как поэт Семен Липкин. Есть и много других свидетельств того, как готовилось уничтожение депортированных в пути и "высадка" их вовсе не в бараки, а прямо на "чистый морозный воздух". Что касается письменных доказательств... Я высказываю в книге свою версию. Я полагаю, что никакого решения о депортации (решения в юридическом смысле этого слова) принято еще не было, существовал лишь сталинский замысел, и вождь успел провести только предварительные зондажи. Он не ожидал также сопротивления, которое ему было оказано. Большую роль сыграло все еще несправедливо, даже, я бы сказал, постыдно недооцениваемое письмо Сталину Ильи Эренбурга от 3 февраля 1953 года. Депортация должна была стать непременным спутником начатой Сталиным войны. Мне кажется, в феврале (в середине месяца? в конце?) он засомневался в возможности (целесообразности) развязать войну, тем самым притормозилась и депортация. А потом вмешалась Божья воля. Так что никаких письменных подтверждений сталинского замысла и быть не может.
- Есть ли какое-то объяснение тому, что ряд событий, инициированных Сталиным, проходил в канун старого Нового года - 13 января? Именно в этот день был убит Соломон Михоэлс (1948 год), восстановлена смертная казнь (1950 год), объявлено об аресте врачей-вредителей (1953 год)...
- Не исключаю. Сталин любил подобные "совпадения", это входило составной частью в его самые спектакулярные акции. Какие-то элементы примитивной мистики он усвоил еще с детства.
- Вы утверждаете, что "антисемитизм... органически присущ системе, играющей в нужный момент на чувствительных струнах озлобленных масс". И в подтверждение этой мысли, говоря о правлении Хрущева, Брежнева и Андропова, отмечаете: "Меняются мотивировки дискриминации... но все равно остаются неизменными агрессия системы, обращенная против одной-единственной группы (евреев. - С.Р.), унижения и оскорбления, которым она подвергается". В Обращении к соотечественникам, которое вы подписали вместе с другими, отмечается, что Россия Путина "стремительно идет к авторитарной диктатуре. Выход из кризисов диктатуры обычно ищут в массовых репрессиях". Не знаю, читал ли Збигнев Бжезинский это Обращение, но он тем не менее твердо заявляет, что нынешний режим (путинский. - С.Р.) в России во многом похож на фашизм Муссолини, сопровождавшийся централизацией власти, "распространением чувства национального величия, дисциплиной и... мифами о славном прошлом". В свете вышеизложенного не считаете ли вы, что Путин может в качестве выхода из кризисной ситуации в России так же, как его предшественники, обратиться к "беспроигрышной еврейской карте"?
- Суждение Бжезинского о сходстве путинского режима с режимом Муссолини - несомненный комплимент Путину. Может ли он обратиться к "беспроигрышной еврейской карте"? В том виде, в каком обращались к ней его предшественники, - вряд ли. Но кое-что в этом плане уже намечается. Похоже, в прогремевшем на весь мир скандальном интервью одного из самых близких к Путину людей - Владислава Суркова (зам. главы администрации президента РФ ) - ни российские, ни иностранные читатели (и даже аналитики) не углядели одну очень примечательную деталь. Всем противникам Путина Сурков нашел аналогов в героях Достоевского: хрестоматийно известного Смердякова - из "Братьев Карамазовых" и никому не известного Лямшина. Так вот, Лямшин - это мелкий, третьестепенный герой "Бесов", провокатор и беспринципный холуй. Таких персонажей в русской литературе сколько угодно. Отчего же был выбран никому не ведомый Лямшин? Да по одной-единственной причине. Нет у Достоевского героя просто по фамилии Лямшин. Есть другой: "жид Лямшин". Без этого существенного уточнения фамилия героя Достоевским вообще не употребляется. Так что послание высокого кремлевского чиновника вполне очевидно...
- Кому адресована ваша книга и какую цель вы преследовали ее изданием?
- Какую цель преследует автор, пуская свою книгу в свободное плавание? По-моему, всегда только одну: чтобы ее читали. Адресована она - по авторскому замыслу - не евреям (они должны все это знать сами) и не убежденным антисемитам, которых не пробьют ни историческая правда, ни логика, ни здравый смысл. Я хотел, чтобы ее прочитали ничем не зашоренные русские читатели, которые не знают (и не обязаны знать) многое из того, о чем там рассказано. Один, в недавнем прошлом очень высокопоставленный аппаратчик ЦК КПСС, человек глубоко порядочный, европейски образованный и интеллигентный (да-да, представьте себе!) сказал мне недавно, что он рекомендовал бы эту книгу в качестве учебника для средней школы. На всей территории бывшего Советского Союза. О лучшей похвале я не мог и мечтать.
- Традиционный вопрос: над чем вы сейчас работаете?
- Готовлю полностью переработанное и значительно дополненное издание своей книги о М. Горьком для выпуска в США, - в сущности, новую книгу. Там, кстати, будет снова немало и о "еврейском вопросе".

15.10.2004 16-54





  Также в рубрике:  
11.02.2005 11-48
Первая пятилетка еврейского радио


10.02.2005 16-31
"Моя мать — русская, у отца кровь другая. Возможно, еврейская..."


10.02.2005 15-58
По прозвищу Профессор


09.02.2005 15-26
Максим Леонидов: «Я женат третий раз. Остальное не считается»


03.02.2005 12-53
Кипрская модель для Израиля


24.01.2005 12-06
Олег Филимонов: Мы просто переросли КВН


20.01.2005 12-38
Максим Дунаевский до сих пор живет в машине


20.01.2005 12-19
Кама Гинкас. Терпение и вера в себя


14.01.2005 14-00
Виталий Вульф в отблесках "Серебряного шара"


13.01.2005 11-38
Дина Рубина: «Самый надежный бородатый прорицатель живет у меня под боком»



пятница
25 февраля
17 : 14
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Нужен ли Украине новый главный раввин?

Необходим

Не нужен

Община должна сама избирать себе раввина

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software