Жизнь и смерть доктора Райха
Еврейский Обозреватель
К галерее славных имен буковинцев, внесших вклад в познание мира, в прогресс науки, рядом с такими именами, как биохимик Э.Чаргафф, математик А.Самойлович, доктор права Э.Эрлих, архитектор Ф.Кизлер, по праву можно отнести имя Вильгельма Райха (1897–1957). В психиатрии и психологии он известен как автор одного из оригинальных методов психотерапии, в социологии — как пионер сексуального воспитания молодежи, в парапсихологии — как основатель экспериментального изучения биологической энергии.
Бурные ветры истории минувшего века, проносившиеся над буковинским краем, разметали, рассеяли его обитателей по всем континентам земного шара. Память о них стерлась, развеялась как призрак.
...Небольшое буковинское село Южинец, расположенное вдоль трассы по равнинной долине Прута в предгорьях Карпат. Дорога скрывалась в горах, укрытых мягким ковром хвойных и буковых лесов, и вела дальше, дальше через перевалы — в Венгрию, Австрию, Германию. Непостижимо и странно влекла эта дорога, манили неведомые опасные дали. Этот путь выводил в Европу, в большой мир, где на протяжении минувшего века кипели яростные споры, плелись опасные интриги, строились головокружительные планы, где свергались правительства и запутавшиеся политики, движимые честолюбием, сталкивали народы и страны в кровавых битвах, оставивших на этой земле бесчисленные могилы.
Здесь, в имении отца, провел свое детство мальчик, которого сегодня врачебный мир знает как Вильгельма Райха — психотерапевта, обосновавшего идеи биоэнергетики и разработавшего методику лечения неврозов, воздействуя на тело человека.
Эта немецко-еврейская фамилия — еще одно забытое имя нашего земляка — всплыла на страницах медицинских изданий.
Начало его биографии уводит в первые годы XX века, когда Буковина, по словам доктора Райха, была «самым дальним форпостом германской культуры». Это была окраина империи — восточная провинция Австро-Венгрии. Вильгельм Райх родился в небольшом селе Добрынивцы, но детские годы и юность провел в Южинце, где отец был управляющим имением. Вот как он описывает свое окружение в детстве:
— Мой отец — фермер вместе с дядей моей матери арендовал довольно большое поместье... Моим первым учителем была мать. Очень важно для моих родителей было, чтобы я не говорил на идише. Это в нашем окружении считалось признаком неотесанности. Употребление каких-либо выражений на идише влекло за собой строгое наказание.
Мой отец был свободомыслящим человеком, но в то же время был и управляющим, которому следовало дистанцироваться от украинского населения и от административного штата, представленного главным образом евреями. Структура имения была абсолютно иерархической и патриархальной... Мой дедушка был также мыслителем и вольнодумцем, на которого опасливо смотрели ортодоксальные евреи, но очень уважали украинские крестьяне. Он был, как говорят, космополитом, был дружески расположен к людям, но и соблюдал еврейские традиции.
Сегодня в Южинце нет никого, кто мог бы вспомнить фамилию Райх. Вообще нет ни одного еврея. В памяти старожилов всплывают лишь имена той еврейской бедноты, которая бедовала здесь перед Второй мировой войной и исчезла в ее пожаре. Какие-то смутные фрагменты повествуют об отдаленной ферме за селом по дороге на Шишковцы. В советское время там обосновалась колхозная тракторная бригада. Похоже, что это и было когда-то поместьем отца, который, по выражению Райха, вынужден был дистанцироваться от ортодоксальных соплеменников. Семья была из тех ассимилированных австрийских евреев, которые получили немецкое воспитание. На Буковине таких было немало, особенно в Черновцах. Вот туда-то в немецкую гимназию и отправил отец учиться своего первенца, в надежде, что он пойдет по стопам европейской учености.
Сын оправдал ожидания отца, которому не суждено было увидеть плоды своего сурового воспитания.
Детские и юношеские годы Вилли были тяжелыми для хрупкой психики мальчика. Несмотря на относительное материальное благополучие, он страдал. Когда ему было четырнадцать лет, покончила с собой мать. Через три года скоропостижно от туберкулеза умер отец. Окончив гимназию, юноша вернулся на ферму с желанием вести хозяйство, но разразилась Первая мировая война. В одно прекрасное летнее утро он увидел, что фронт проходит в нескольких сотнях метров от дома, и это подтолкнуло его к бегству. Он вступил в австрийскую армию, некоторое время воевал в Италии, но вскоре уволился и в 1918 году поступил в Венский университет на медицинский факультет. Это определило всю его дальнейшую жизнь. Он увлекся психиатрией, стал ревностным последователем и учеником Зигмунда Фрейда. Через год стал членом Венского психоаналитического общества и практикующим психоаналитиком.
Райх активно участвовал в организации первой психоаналитической клиники в Вене и вскоре стал ее вице-директором. С 1924 г. молодой доктор возглавил Семинар по психоаналитической терапии, где прошли подготовку многие психоаналитики того времени. Все это время он был клиническим ассистентом Фрейда и фактически ближайшим его сподвижником (вплоть до разрыва, происходившего бурно и скандально, что для Райха, вообще говоря, было достаточно типично). Позже с бесстрашием аналитика Вильгельм Райх напишет в своей автобиографии, что ему присущи «безжалостные неистовые амбиции», честолюбие, которое во многом определило его судьбу.
Но не только наукой и врачебной практикой занимается в те годы В.Райх. Молодая энергия искала выхода и требовала политической активности. Особенно привлекательны для него были левые. Райх в 1929 году вступает в коммунистическую партию. Политические разногласия и расхождение во взглядах на причину неврозов приводят к разрыву с единомышленниками. Райх покидает Вену, переселяется в Берлин, где начинает создавать клиники сексуальной гигиены для рабочих, организует кружки по половому воспитанию родителей и детей. Но и здесь, в Берлине, оказалось, что его мало кто понимает. Товарищам по партии были непонятны его научные пристрастия, а специалистам не нравилась политическая заангажированность. Все вместе это привело его к полному краху: исключению из германской компартии и международной психоаналитической ассоциации.
Приход Гитлера к власти вынудил Райха покинуть Германию и переселиться в Данию. Но и здесь он пробыл недолго. Те же причины побудили его перебраться в Швецию, а затем в Осло. К этому надо добавить развод с первой женой, которая не захотела оставить Германию. Спасительное предложение поступило из Америки в 1939 году, куда он и отправился в качестве адъюнкт-профессора медицинской психологии.
Благословенная американская земля приняла ученого весьма подозрительно. Тут сыграли роль его коммунистическое прошлое и юность, проведенная недалеко от большевистской России. Опасной казалась американским властям и книга Райха «Психология масс и фашизм», изданная в Европе. Ему пришлось доказывать, что он — не русский или нацистский шпион.
В Нью-Йорке Райх создал лабораторию по исследованию универсальной жизненной энергии — оргона. Все последующие годы Вильгельм Райх занимался разработкой своей теории и методики лечения всевозможных заболеваний с помощью концентрации оргонной энергии. Для этого он разработал специальные аккумуляторы и применял их для лечения астмы, стенокардии, рака, эпилепсии и других заболеваний.
В современной медицине для описания жизненной энергии принят термин биоэнергетика, предложенный американским ученым Александром Лоуэном, который начинал свою карьеру в лаборатории доктора Райха и продолжил исследования после ее разгрома. Представления Райха основывались на выводах о том, что космическая оргонная (оргоническая) энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов. Именно эта теория подвергалась наиболее яростной критике со стороны традиционной медицины.
Фанатично работая над проблемой биоэнергетики, ученый неоднократно писал о своих выводах Альберту Эйнштейну. Сохранилась их переписка. Однако великий физик не поддержал энтузиазм и научные идеи бывшего соотечественника.
В области психотерапии исследования ученого касались таких свойств человека, как характер, проявляющийся в большей мере в поведении, чем в словах. Райх подчеркивал, что «слова могут лгать, а способ выражения никогда не лжет». Психические процессы и черты характера, по мнению ученого, имеют свои физические эквиваленты, которые проявляются в походке, жестах, мимике, позе. Райх анализировал в деталях позу пациента, его физические привычки, чтобы дать ему осознать, как с помощью мышечных «зажимов» подавляются те или иные чувства. Он разработал комплекс специальных физических упражнений, рекомендовал разминать мышцы, чтобы снять мышечное напряжение.
Идеи Райха, касающиеся сексуальной культуры и полового воспитания, на несколько десятилетий опередили время и рассматривались в обществе как ереси. Идеи и взгляды, которыми он руководствовался в своей жизни и медицинской практике, в конечном счете, были расценены в обществе как нарушение установленных законов. За использование оргонных аккумуляторов вопреки запрету он был арестован и осужден на два года.
Фактически это был приговор не о лишении свободы, а о лишении жизни: вскоре он умер в тюрьме от обширного инфаркта.
Жизнь и смерть Вильгельма Райха — это свидетельство трудного пути человека, который по своей сути, призванию и назначению был пионером, первопроходцем, горнорабочим, добывающим новое знание.
17.02.2005 17-47
|