Неповторимые уманские клезмерские капеллы
Еврейский Обозреватель
Неповторимая Умань Черкасской области... В XVII веке граф Потоцкий, являясь практически полновластным хозяином города, посчитал необходимым развивать Умань. Тогда на городские ярмарки начали приезжать торговцы из других мест. Есть основание предполагать, что уже в то время евреи играли значительную роль в развитии города. В связи с тем, что Умань стала торговым центром, еврейское население начало увеличиваться, еврейские традиции и культура — развиваться.
Я с супругой часто посещаю Умань. Хочется отметить, что это действительно неповторимый город. Родом отсюда — многие известные еврейские писатели, здесь в свое время был центр хасидизма, здесь же находится могила хасидского раввина Нахмана Брацлавера.
Напомню, что просветительское движение Хаскала, распространившееся среди евреев царской России ХIХ века, тоже зародилось в Умани. Здесь жили просветители — маскилим, которые имели колоссальное влияние на еврейскую молодежь.
Умань — город с богатым еврейским прошлым. Еврейский писатель Мордехай Спектор, автор романа «Еврейский мужик», всегда подчеркивал тот факт, что родился в Умани.
Известный еврейский писатель Григорий Полянкер также гордился своими уманскими корнями. Он часто рассказал о богатой еврейскими традициями жизни этого города, особенно, о еврейских клезмерских капеллах, которые славились во всем мире. Григорий Полянкер, часто по субботам приезжавший ко мне в гости в Белую Церковь, рассказывал, что в большинстве еврейских местечек Киевской и Подольской губерний еврейские капеллы из Умани были очень популярны.
Журналист и писатель Мендель Ошерович, один из редакторов крупнейшей еврейской газеты «Форверст», с ностальгией вспоминал об Украине. О крезмерах из Умани он писал так: «...В душах слушателей оставались прекрасные, сердечные еврейские мелодии во всех еврейских местечках, где бы ни выступали уманские капеллы и где все они вызывали большую любовь». После отъезда музыкантов, игравших на еврейских свадьбах, в каждом местечке мелодии обретали вторую жизнь — их продолжали напевать. Не раз случалось так, что кантор (хазан), улавливая один из мотивов уманских клезмеров, запоминал его, а затем воспроизводил его в молитвах.
Еврейский фольклорист Шолом Купершмидт рассказывал, что в начале XX века лесопромышленник, купец 1-й гильдии, меценат Нахман Бялик пригласил в Белую Церковь на концерт одну из самых известных уманских капелл под руководством Иоселе Уманера (Уманского). Зал был переполнен. Люди стояли в проходах. Пришлось открыть окна, чтобы все желающие могли услышать волшебные звуки мелодий уманских клезмеров. Зрители стоя приветствовали музыкантов. По окончанию концерта клезмеры вышли на улицу и, встреченные тысячной толпой поклонников их искусства, продолжали играть прекрасные еврейские мелодии.
Мелодии, пришедшие из Умани, стали образцом еврейской народной музыки и звучали далеко за пределами Киевской и Подольской губерний.
И когда сегодня мы посещаем этот неповторимый уголок украинской земли и слушаем, как поют брацлавские хасиды, в их пении слышатся отголоски прежних уманских клезмеров.
Я люблю Умань, и согласен с уманчанами и всеми теми украинскими евреями, которые гордятся этим красивым городом — городом с богатым прошлым, городом особой еврейской жизни с ее традициями, музыкой и неповторимыми мелодиями уманских клезмерских капелл.
16.12.2004 15-49
|