Жертвы Луцкого гетто
Еврейский Обозреватель
28 августа члены Луцкой еврейской общины почтили память более 25000 евреев, расстрелянных фашистами в 1942 году. Это одно из самых больших захоронений на территории Украины. Собравшиеся прочли поминальный кадиш, возложили цветы.
Из воспоминания очевидца тех событий Йосефа Рецептора (1904-1986), жителя города Луцка:
«Ад обрушился на евреев Луцка в июне 1941-го, когда город был оккупирован гитлеровской армией.
Началась жизнь, полная страданий, боли, репрессий, стыда и обид. На улицах ловили евреев и избивали их до смерти. Стало невозможно появляться в городе. Уже в сентябре 1941-го евреи были изгнаны из своих домов в гетто в районе Доминиканской улицы и рынка, между улицей Базилики и моста Нидев.
Отрезанные от внешнего мира, не имея возможности попросить кого-либо о помощи, в условиях, хуже тюремных, евреи гетто делали все возможное, чтобы оставаться в живых, надеясь, что произойдет чудо и они станут свободными. Проходили недели, месяцы, и только печальные новости передавались из уст в уста: кого-то арестовали, и судьба его неизвестна, кого-то жесточайшим образом избили на улице...
Голод, холод и болезни господствовали в гетто. Любые мысли о сопротивлении врагу казались нереальными. Во-первых, из-за его подавляющего превосходства, во-вторых, месть со стороны врагов могла спровоцировать убийство всех членов общины, в то время как люди все еще испытывали слабую надежду на спасение, если не себя, то, может быть, ребенка, жены, отца и матери.
Еврейский совет и еврейская полиция отвечали за порядок в гетто. Их основной функцией было доставлять два дня в неделю - по понедельникам и четвергам - золото, серебро и драгоценности, собранные у узников гетто, а также поставлять рабочих для различных работ.
Случалось, что христиане помогали куском хлеба, а некоторые даже рисковали своей жизнью, укрывая в своих домах евреев, бежавших из гетто. Но таких беженцев было очень мало. Подавляющее большинство узников было абсолютно беспомощно. У них не было никаких средств или возможности скрыться и избежать надвигающейся катастрофы...
Хлебные пайки были урезаны. Золото, драгоценности, деньги кончились. Люди боролись с голодом и холодом, как только могли. Для физически истощенных и морально угнетенных жизнь в гетто становилась все более и более невыносимой. Исчезала последняя надежда на спасение...
Темной августовской ночью 1942 года много пустых грузовиков въехало в район гетто. Людей выбрасывали из постелей и загоняли в грузовики. Маленькие дети кричали и плакали. Никто не смог убежать, спасти себя или ребенка, жену, отца или мать - это было невозможно.
Всех евреев Луцка повезли на смерть. Грузовики пересекли мост, дамбу рядом с холмом Нидев, и остановились у трех глубоких рвов, каждый длиной около двухсот метров и восемь-десять метров шириной. Это были могилы, которые евреев днем ранее заставили вырыть для своих родителей, детей, братьев, жен.
Несчастные люди стояли лицом к лицу со смертью, окаменевшие, понимая, что ничего нельзя сделать, чтобы спасти своего ребенка, свою жену, свою мать или себя. Их сердца разрывались от беспомощности и отчаяния. Надежда на спасение исчезла.
Все рыдали, кричали из последних сил в надежде, что кто-то услышит их последний призыв о помощи. Но бесполезно. Треск пулеметов и свист пуль был единственным ответом убийц.
Тела погибших были уложены в ямы как дрова, одни над другими...».
12.10.2005 11-34
|