Иосиф Кобзон: "Я ни о чем не жалею"
MIGnews.com
Взять интервью у Кобзона? Это... Всем известно, что он не любит нашу братию: по его словам, "журналист страшнее террориста". Но, видимо, у него были основания так говорить. Ведь и у нас в профессии есть люди разные. Бывает, пишут с добром, а бывают – искупают в грязи. Кто-то пустил слух однажды о связях Кобзона с мафией - а "аукается" это певцу до сих пор...
Но, с другой стороны, Он не просто Личность, не просто талантливый человек, не просто вот уже столько лет поет песни, которые мы любим. Он угадывает эти песни, он открывает их для нас и делает их нашими любимыми. Он - вне времени и вне расстояний. Он не просто эпоха в нашей жизни и в жизни страны, осколками которой мы все сейчас являемся, он и есть для нас та страна, все лучшее, что в ней было.
Что еще интересно в Кобзоне - несмотря на все регалии и положение в обществе он не "бронзовеет", он живой, он совершает поступки, которые вызывают восхищение и уважение. Вот взял и выпустил книгу мемуаров "Как перед Богом"... Но об этом позже.
Поэтому взять интервью у Кобзона - честь для журналиста. И брать его надо обязательно, если выпадает такой шанс. Мне повезло. Кобзон - человек слова. Сказал, что даст интервью для "МИГа" - и дал его, причем отнесся к нему так же, как ко всей своей работе: на все заданные вопросы ответил обстоятельно и серьезно.
Интервью показало, что он "в хорошей рабочей форме", как он сам говорит. Подтверждение тому - его гастроли в Израиле, сольные, которые, не мудрствуя лукаво, он назвал "Я снова с вами".
- Итак, вы снова с нами - вы приезжаете в Израиль на гастроли. Ваш ежегодный "культурный десант" к 9 мая в Израиле уже стал доброй традицией, но отдельно, вне этой программы, вы у нас уже давненько не были. Какие чувства, мысли, настроения?
- Потому я и назвал программу - "Я снова с вами!". У меня всегда хорошее настроение, когда я приезжаю в Израиль, даже когда мне пытаются его испортить (Кобзон, конечно, не может забыть унижение десятилетней давности, когда его с женой задержали в аэропорту Бен-Гурион как "лицо русской мафии" и только вмешательство премьер-министра спасло ситуацию).
Потому что я приезжаю в страну, которую я люблю, к народу, который я тоже люблю. Поэтому я приезжаю с хорошим настроением и буду стараться, чтобы мой визит не прошел незамеченным.
- Он никогда не проходит незамеченным, можете не сомневаться...
- И он не отменяет нашего традиционного "звездного десанта" к Дню Победы.
- Что ждет зрителей вашего концерта? Чем новым вы их порадуете? Будут новые песни?
- Конечно, будут. Будут новые песни, которые я записал и в прошлом году, и в этом, и которые уже выходили в эфир в песенных передачах. Все они обязательно прозвучат и в моих концертах.
- Какая песня из исполняемых вами лично вас больше других трогает за душу?
- Я никогда не исполняю песен, которые не трогают мою душу. Я никогда не отвечаю на вопрос, какая песня у меня самая любимая. Все песни, которые я исполняю, - как дети. Они всегда все любимые. Какая-то, объективно, - более, какая-то - менее. Но все равно, все они - любимые песни. Я не хотел бы обижать мои песни, поэтому я никогда не называю мою самую-самую. Это делают слушатели. Кому-то больше нравится одна песня, кому-то - другая...
- Если можно, сменим тему. Вы знаете, куда вы едете. Знаете нашу обстановку. Вы не только артист, но и депутат Государственной думы России. Вы - еврей, живущий в России. Как вы относитесь к заявлению президента Путина, что Россия никогда не считала ХАМАС террористической организацией?
- Я не хотел бы обсуждать высказывания моего президента, но я думаю, что международное сообщество, которое достаточно четко выразило свое отношение к обсуждаемой теме, тоже не признало ХАМАС террористической организацией. Но международное сообщество - и Джордж Буш, и Кофи Аннан, и Владимир Путин, и Евросоюз - они предупредили лидеров ХАМАСа, что если они не откажутся от своих террористических атак на Израиль, то к ним будут применены меры. Этого, я думаю, вполне достаточно - когда такие мощные международные механизмы включились в эту ситуацию. ХАМАС - я не знаю, прикрытие ли это для террористических актов или ярко выраженные экстремистские устремления – они все равно должны проявиться. Во всяком случае, никто не ожидал такого поворота событий. Тем более таких высказываний лидеров и главарей ХАМАСа. Но я не думаю…
Я настолько уверен в израильском народе, что у меня нет никаких тревог и никаких сомнений в том, что все будет нормально. Потому что если раньше были какие-то заискивания - я не хочу обвинять господина Шарона, но компромиссные находились варианты - мы вам, вы нам, мы это, вы то... Сейчас, я думаю, это очень хороший шанс для Израиля. Когда он сможет и ответные меры принимать адекватные, и ставить условия четко... Я не вижу здесь трагедии.
- Вы не так давно выпустили книгу своих мемуаров "Как перед Богом", поразившую своей откровенностью не только рядовых читателей, но и "акул" российского шоу-бизнеса. В частности, из-за этого впервые за много лет вы не были приглашены участвовать в "Песне года". На вас обиделась сама Примадонна, составлявшая списки участников этого события. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я могу сказать то, что говорила моя мама: "На обиженных Богом не обижаются". Я очень рад, что не участвовал в этой программе. Потому что если бы это была объективная итоговая программа "Песня года" и я бы не участвовал, я бы огорчился. А когда это - программа Пугачевой, которая меня не пригласила, я даже рад этому обстоятельству. Потому что я вел вместе с Ларисой Долиной передачу "Старые песни о главном", которая получила самый высокий рейтинг среди всех новогодних программ. Мы получили 54 процента в рейтинге, а программа Пугачевой - 7. Так что это были "пышные похороны звезды". Я ничуть не жалею о случившемся. А говорить правду меня учили с детства - моя мама. Обижаются - пусть обижаются те, которые не приемлет ни критики, ни правды. А мне как-то все равно.
- Будет ли второй том у ваших мемуаров?
- Не знаю, вряд ли. Боюсь, что меня жена из дома выгонит.
- Вашей книге уже обеспечен коммерческий успех, но будете ли вы делать ее презентацию?
- Да, я планирую устроить несколько презентаций своей книги - в Нью-Йорке, Иерусалиме, Париже, Берлине, Лондоне. Но первая презентация, конечно, состоится в Москве.
- Я читала отзывы, что в этой книге вы наконец расставляете все точки над "i" вокруг разговоров о ваших связях с мафией…
- Отвечу цитатой из своей книги: "Я знаю, что обо мне ходит невероятное количество грязных слухов. Мне удалось выяснить, что эти сообщения о моем криминальном имидже поступили в Соединенные Штаты не откуда-нибудь, а из России, из силовых структур… И каждый раз, когда я смотрю на говорящего со мной об этом, я вижу в его глазах немой вопрос: "Ну, дыма без огня ведь не бывает? Раз говорят и пишут про него, значит, что-то за ним есть..."
- Но, согласитесь, дыма действительно без огня не бывает!
- Ну что мне сказать! Прочитайте мою книгу: "Да! Я встречался - царство ему небесное - с Отари Квантришвили, я много лет дружил с Тахтахуновым... И не скрываю этого. Если они в чем-то повинны, почему их не судит суд? Если Квантришвили обвинялся в каких-то мафиозных делах, почему вы его не судили? Если Тахтахунов, гражданин России, замешан в каком-то коррупционном скандале с судейством на Олимпийских играх, почему его должны судить в Америке, а не в России? Я никогда не скрывал своих взаимоотношений с теми людьми, с которыми знался. Я дружу не с должностями, а с людьми. И для меня неважно, кто они - водители, афганцы, министры и так далее. Если кто-то мне симпатичен и мне интересно с ним общаться - я с ним общаюсь! Но, наверное, исходя из принципа "скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты", это кого-то все-таки наводит на мысль, на связь с русской мафией. А если у меня друзья и те, и другие? Тогда что?"
- Если можно, сменим тему. Вы для нас - не просто еврей, живущий в России, но близкий человек. Можно сказать, родственник. Нам небезразлично то, что происходит с вами. Не так давно вы серьезно болели. Как сейчас себя чувствуете?
- (Смеется). Замечательно, коль я еду на десять концертов в Израиль! Я с утра до ночи востребован, несмотря на мой возраст и физическое состояние, подозрительное для многих. Я в нормальной, рабочей хорошей форме.
- Один из ваших коллег-артистов как-то сказал, что у Кобзона - "луженая глотка". На самом деле, петь по нескольку часов подряд, не снижая накала, - на сегодняшней российской эстраде, да и на мировом уровне, на это способны единицы. Известно ведь, что вы никогда не поете "под фанеру". Что вы делаете, чтобы поддерживать свой голос?
- Это - заблуждение моих коллег. У кого нормальная, правильная вокальная школа - он может петь бесконечно. Кобзон - не феномен, и я бы не приводил себя, в отличие от других, в пример. Просто некоторые ленятся, или боятся, или не хотят, или я не знаю что... Ну, я первым в Советском Союзе начал петь по два, а потом и три концерта в день. А потом все стали. Поэтому "луженая глотка" - это заблуждение. Я думаю, что любой исполнитель может себе позволить попробовать и убедиться в том, что если у него правильная вокальная школа, то он может петь бесконечно.
- Какие у вас отношения с вашими поклонниками, точнее - поклонницами?
- Нормальные отношения. Они у меня постоянные и стабильные. Потому что мои поклонницы и поклонники взрослели вместе со мной. Теперь они приводят на мои концерты своих детей, их дети - своих детей... У меня на концертах - два-три поколения. Я им очень благодарен. Я их никогда не обманывал, поэтому они мне доверяют.
- Вы счастливы в личной жизни, у вас хорошая, дружная семья. Чем занимаются ваши дети и внуки? Кто-нибудь их них "пойдет по стопам" отца и деда, станет певцом или певицей?
- Насчет внучек, а у меня их пять, кто из них пойдет, как говорится, "по стопам" - не знаю. Я это в семье не культивировал. Сын у меня был музыкантом, а потом стал заниматься бизнесом. Дочь закончила МГИМО, потом вышла замуж, родила троих детей - и тоже стала заниматься бизнесом. Я никогда не довлел, никогда не говорил детям: "Вот, смотрите, идите по пути отца". В моральном отношении - да, я требую, чтобы их уважали в обществе и чтобы они были нормальными людьми. А что касается профессии - пусть они сами решают.
- В одной из песен поется, что внуков любят больше детей. Как вы считаете, это - правда?
- Наверное, правда. Потому что это - повторение детства, потому что дети - они уже взрослые, у них уже своя жизнь и так далее, а с внуками можно и подурачиться, и посюсюкать, можно и пожалеть их, и рассчитывать на их искреннюю ласку... Нежность к внукам, наверное, повторяет нежность, которая была к детям, но в более раннем возрасте.
- Вы знамениты, влиятельны и богаты. Вы счастливы в семейной жизни. Вы можете позволить себе купить все, что вам хочется. Есть ли что-то, что вам не хватает для полного счастья?
- (Задумывается, потом смеется). Нет, у меня все есть. У меня всего хватает для полного счастья. Разве что - чуть-чуть вернуть меня - нет, не в молодость, а в то состояние перспективное, когда еще впереди много времени - я бы согласился. Не заморозиться, а просто мысленно пофилософствовать - и вернуться лет на 20-30 назад. А в принципе, может быть, и не нужно. Потому что у меня судьба состоялась. И я ни о чем не жалею.
10.02.2006 11-00
|