Режиссер Алла Сурикова: Жить и снимать кино лучше в провинции
«Известия»-Неделя
В российский прокат вышла картина «Человек с бульвара Капуцинок», в которой Мария Миронова играет американку, снимающую кино в русской глубинке. О том, считать ли картину продолжением знаменитой комедии с Андреем Мироновым, рассказала режиссер Алла Сурикова.
— Давно возникла идея снять продолжение «Человека с бульвара Капуцинов»?
— Двадцать с лишним лет назад. Правда, возникла она не у меня, а у учеников, кажется, четвертого класса, которые, посмотрев фильм, написали мне письмо: «Дорогая тетя Алла, мы бы очень хотели продолжения картины, все роли и все трюки мы можем сыграть сами». Естественно, я тогда посмеялась над их предложением, написала ребятам какие-то хорошие ответы и забыла об этой идее. А несколько лет назад я очень захотела сделать картину в память об Андрее Миронове. Но помимо него за двадцать лет ушли из жизни Спартак Мишулин, Боря Брондуков, Сеня Фарада, к сожалению, не может сниматься Николай Петрович Караченцов. И делать ленту без этих людей, тем более ленту ироничную, показалось мне как-то неправильно. Тогда мы со сценаристом Эдиком Акоповым задумали сделать картину к 100-летнему юбилею российского кино. Но съемки растянулись, потом грянул кризис, стало понятно, что в юбилейный год мы выпустить картину не успеваем, и было решено посвятить ее 101-летию отечественного кинематографа. Картина у нас ироничная, и повод такой же.
— Как создавался сценарий сиквела?
— Я не считаю эту картину ремейком или сиквелом «Человека с бульвара Капуцинов». Это парафраз, история по мотивам того фильма. Изначально у меня была мысль воплотить идею тех школьников и отдать все роли в новом фильме детям. Есть такой американский фильм, в котором мафиози, шулеров и прочих плохишей играют дети? Но Эдик Акопов написал сценарий, который был рассчитан на взрослых актеров и на российскую глубинку. Идея показалась мне интересной. «Детский» вариант я отложила на будущее.
— Что значит — «рассчитан на глубинку»?
— Действие фильма происходит в провинциальном Старгороде, роль которого исполнил Муром. Меня туда привезла Маша Арбатова. Она родилась в этом городе и влюблена в него. Бюджет картины более чем скромный, а там нам все охотно шли навстречу: начиная с мэра и заканчивая простыми жителями города. Милиция приводила нам коней, пожарные давали машины для защиты декораций от пожара, а когда площадку заливало дождем, местное МЧС откачивало воду, чтобы мы могли продолжать съемки.
— За время съемок вы неплохо узнали жизнь российской провинции.
— О да, недаром у нас в фильме то и дело звучит фраза: «А то мы москвичей не любим...» Забавно, что чаще всего я ее слышала в Питере. Видимо, есть у питерцев какая-то ревность к Москве. Глубинка в этом смысле спокойнее, у нее свои заботы. Там совсем другой ритм жизни, даже говорят медленнее. Люди там доброжелательнее относятся друг к другу, умеют слушать и отвечать. Москвичи бегут, а когда к ним обращается незнакомый человек, или прибавляют шагу, или останавливаются и испуганно смотрят, не убьет ли. Провинциалы в этом смысле приветливей. Так что я убеждена, что жить и снимать кино лучше в провинции. Я три картины сделала в Серпухове, теперь вот Муром - замечательный, красивый, доброжелательный. Единственное, добираться туда не очень удобно - долговато. До Серпухова час езды, а до Мурома минимум четыре часа, а по пробкам и все двенадцать.
— Как принципиально для вас было участие в проекте Марии Мироновой?
— Я видела ее в нескольких картинах и даже поработала с ней на съемках короткометражки «Королева», которая вошла в проект «Москва, я люблю тебя», поэтому мне очень хотелось встретиться с Машей на съемочной площадке моего фильма. Поначалу у нас не очень совпадали графики, я даже пробовала на эту роль одну американскую артистку, которая очень хотела сниматься , но в конце концов все сошлось, и я очень рада, что Маша, прекрасная актриса и продолжательница замечательной династии, дочь Андрея Александровича Миронова, сыграла эту героиню.
— В «Человеке с бульвара Капуцинов» был потрясающий актерский состав: Миронов, Табаков, Ярмольник, Караченцов... Видите ли вы сейчас звезд, равных им?
— У каждого времени свои звезды. Равные или неравные - судить не мне, но я считаю, что в этой картине снялись замечательные актеры: Алексей Булдаков, Маша Миронова, Лиза Боярская, Юрий Гальцев, Коля Фоменко... Знак равенства через 20 лет ставить сложно - сейчас другое время, и оно требует новых героев. Андрей Носков сегодня, может быть, более популярен, чем актеры старшего поколения, потому что одновременно с нашей картиной он снимается в сериалах, которые смотрит много народу. И мне кажется, что он очень элегантно сыграл жулика-кидалу, который постепенно преображается и предлагает зрителю ироничный взгляд на современного режиссера, умеющего со знанием дела повторить за Станиславским: «Не верю!»
— Изменились ли со времен «Человека с бульвара Капуцинов» законы комедии?
— Еще вопрос, что понимать под успехом: успех у зрителя или у критики. Меня сейчас нередко спрашивают, не боитесь ли вы провала, как это было с продолжением «Иронии судьбы»? Но для продюсеров эта картина стала не провалом, а победой, потому что ее посмотрело огромное количество зрителей, и она принесла фантастическую кассу. Да и вообще, если бы наши критики смотрели эту ленту, не ссылаясь на картину Рязанова, а просто как самостоятельное кино, то и у них она бы не вызвала такой ожесточенной реакции. А так законы комедии не изменились, изменилась аудитория. Она теперь называется «12+», как я говорю, «12 + попкорн». И эти подростки воспитаны на американском кино, где главная фигура - это клипмейкер, поэтому все очень динамично и совсем не обязательно «о чем».
— Учитываете интересы этой аудитории?
— Конечно, если я хочу, чтобы мой фильм посмотрели, я не могу их не учитывать. Моя предыдущая картина «Вы не оставите меня» в прошлые времена наверняка имела бы успех, а сейчас она просто не вписывается в структуру сегодняшнего кино, у нее другой ритм, другие мысли. Лента «Человек с бульвара Капуцинок» по идее должна быть более успешна. Современные подростки, наверное, не уловят в ней цитаты из классики советского кино, но верхний слой фильма, любовь героинь к кинематографу и преображение людей с помощью кино они могут схватить, тем более что все это завернуто в легкую обертку.
— Вы верите, что кино изменит людей?
сурикова: Меня изменило. Я была научным работником, сдала кандидатский экзамен, написала диссертацию, которая называлась «К проблеме слова на экране», я была лингвистом и интересовалась именно написанным на экране словом: названием, титрами, внутриэкранными надписями. А потом вдруг поняла, что все это не мое, и устроилась помощником режиссера, потом стала ассистентом, потом пошла на Высшие режиссерские курсы и стала снимать кино.
— Вы пересматривали «Человека с бульвара Капуцинов», прежде чем приступить к съемкам новой картины?
— Вы знаете, ее так часто показывают по телевизору, и кто-нибудь обязательно позовет: «Иди скорей». И я, подчиняясь материнскому инстинкту, сажусь снова смотреть на своего ребенка, поэтому пересматривать картину еще не было необходимости. Тем более что я снимала другое кино, и мне не нужно было попадать в зависимость от старого фильма.
Миссис Фёрст
Российская глубинка, наше время. Правнучка добродетельного мистера Фёрста Мэри, обладательница сильного акцента и стопки долларов, ходит по городу и предлагает местным жителям снять кино в лучших традициях русского синематографа. За идею освоить бюджет те хватаются руками и ногами, впрочем, съемки фильма довольно скоро превращаются в бандитские разборки.
Шифроваться и разворачивать действие фильма на далеком Западе в незапамятные времена Алле Суриковой больше не нужно. Идеологические запреты сняты. Загвоздка в том, что и проблематикой, и стилем а-ля «Маски-шоу» новый фильм Суриковой застрял в прошлом веке, чего не скажешь о снятом в 1987-м и повествующем о начале ХХ столетия «Человеке с бульвара Капуцинов».
14.07.2010 13-28
|