Еврейский «остров» Крым
Марк Штейнберг, Русский Базар
12 августа 1952 года по приговору Особого совещания военного трибунала были расстреляны почти все члены Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Обвинительное заключение по делу, тянувшемуся с января 1949 года, было построено на абсолютно вымышленном сценарии о якобы националистической деятельности членов ЕАК. Одним из важных пунктов обвинений был вопрос о стремлении ЕАК создать некое автономное еврейское государственное образование в Крыму. Любопытно, что этот пункт был, пожалуй, единственным более - менее близким к действительности.
Еще в ходе Великой отечественной войны возник вопрос о Крыме как о возможном месте расселения советских евреев. До войны там было три национальных еврейских района, где функционировали около 90 колхозов, членами которых являлись евреи. Немцы, оккупировавшие полуостров, уничтожили все его еврейское население. А в конце войны были насильно депортированы в Среднюю Азию и крымские татары. Крым, в сущности, опустел. И члены ЕАК, учитывая это обстоятельство и некоторые аспекты древней истории, решили выдвинуть идею еврейской автономии в Крыму перед руководством СССР.
Они обратились к Вячеславу Молотову. Он принял Михоэлса, Эпштейна и Фефера и отнесся к этой идее с пониманием, посоветовал написать письмо на имя Сталина. Руководители ЕАК воспряли, что называется духом, и Михоэлс во время своего визита в США даже обсуждал идею с руководителями Всемирного еврейского конгресса, которые пообещали всемерное содействие еврейской автономии в Крыму, в том числе крупные финансовые вливания. Обсуждал этот вопрос и Сталин в ходе его встречи с американскими сенаторами.
Однако потом вполне невинную идею еврейского Крыма положили под сукно и выволокли оттуда, когда фабриковались обвинения членов ЕАК в сионистско-националистической деятельности: якобы они задумали отторгнуть Крым от Советского Союза, создав там при помощи США независимое еврейское государство.
Между тем аналогичная идея разрабатывалась еще в 1920 году Государственным комитетом по земельному устройству еврейских трудящихся (КОМЗЕТ). Ее предложил руководитель КОМЗЕТа М.Лурье, ссылавшийся на то, что евреи в Крыму жили на протяжении многих столетий и даже создали там собственное независимое государство. Его поддержали крупнейшие тогдашние деятели советской России Л.Каменев, Н.Бухарин и А.Цюрупа. Однако проект еврейской автономии в Крыму был отвергнут.
Тем не менее немало евреев в 20-х и начале 30-х годов прошлого века переселились в Крым, чтобы заниматься там сельским хозяйством. На полуострове было образовано 5 еврейских национальных районов, в которых действовало 213 еврейских же колхозов. Однако сталинские репрессии существенно подорвали еврейское земледелие в Крыму. Одной из причин этого было желание Сталина переселить евреев в Биробиджан. Собственно, гитлеровцы своими методами лишь завершили сталинскую чистку еврейского Крыма.
Возникает, однако, вопрос о странной тяге российских евреев в Крым. Быть может, прав был Лурье и в самом деле существуют некие исторические основания, оправдывающие их стремление поселиться на полуострове? Ведь в начале 30-х годов, до сталинских чисток, там жили в городах, занимались земледелием в колхозах и в частных фермах на 150,000 гектаров земли почти 300 тыс. этнических евреев. В том числе караимов и крымчаков. Современные исследования подтверждают: евреи, действительно, в течение многих столетий нашей эры жили в Крыму, а еврейское независимое княжество там существовало более 900 лет...
КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО
В конце пятого века н.э. в Крыму живущие там евреи создали независимое княжество Феодоро. Оно находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная – до черноморского побережья и тянулась от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте – Еврейская крепость), порт Каламита (нынешний Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским. Расположенные высоко в горах, основные города были превращены в неприступные крепости и еврейские отряды умело и мужественно обороняли их на протяжении многих столетий.
Государство Феодоро широко использовало свое приморское расположение - его купцы вели весьма выгодную торговлю с Генуей, Миланом, Византией. Евреи, населявшие города и поселки, были первыми поселившимися Крыму, и когда там появились иудеи из Хазарии, отношения между единоверцами были всегда дружественными, союзническими. В том числе в целях совместной обороны от многочисленных врагов.
А их на полуострове было немало. Хазарские евреи населяли в основном степную часть Крыма. А приморской полосой, кроме той, которая принадлежала княжеству Феодоро, владела Византия. Но и кроме евреев и греков, в Крыму тогда обитали аланы и готы. Византийские правители в 932 году н.э. заключили военный союз с аланами и те пошли войной на хазар, но были разгромлены и признали суверенитет Хазарии над степным Крымом. Напомню, что в то время у власти в Хазарском каганате уже более 100 лет стояли евреи, они же командовали вооруженными силами этого государства.
Разгромив аланов, хазарские полководцы обрушились на византийцев, захватили Херсонес и полностью выбили их из Крыма. Союзниками Византии в Крыму были готы. Но и они потерпели поражение от хазар, когда в 962 году попытались воевать с ними. Хазарские полки штурмом овладели столицей готов городом Эски-Чермен, прекратив существование Готского государства на полуострове.
Но, в свою очередь, Хазарский каганат на Волге был разгромлен через три года дружиной киевского князя Святослава. После чего уцелевшая часть еврейского населения Хазарии бежала в Крым и поселилась там под защитой войск княжества Феодоро, которое впоследствии нередко именовали Крымской Хазарией. Это княжество еще более 200 лет не знало вражеских вторжений и превратилось, хоть и в небольшое, но экономически сильное государство, а его столица – в один из богатейших городов Юго-Восточной Европы.
В середине XIII столетия татаро-монгольское нашествие, захлестнувшее Восточно-европейскую равнину, докатилось и до княжества Феодоро. Однако его границ завоеватели не переступали. Возможно, потому, что сочли для себя более выгодным сохранить самостоятельность небольшого торгового еврейского государства. Существует, однако, и другая версия. В то время конные полчища татаро-монгол теряли свой боевой напор в горных теснинах, контролируемых мощными крепостями с каменными стенами и башнями. Такие места их полководцы предпочитали обходить, избегая затяжных осадных действий, при которых наступление теряло свой динамизм. В дальнейшем история подтвердила правильность такой стратегии.
Основным направлением политики князей Феодоро в середине XIV века была борьба с генуэзской экспансией. Евреям Крыма в то время приходилось, нередко с оружием в руках, отстаивать свою независимость. Особенно драматичной для Феодоро явилась вторая половина ХIV столетия, когда в Крыму развернулась война между колониями Генуи и Венеции. В ней отряды евреев выступали на стороне венецианцев. И благодаря их помощи Венеция выиграла военную кампанию 1355 года.
Но 80-е и 90-е годы четырнадцатого столетия были весьма насыщены военными событиями, которые нередко ставили еврейское княжество на грань уничтожения. В то время генуэзцы захватили почти все южное побережье Крыма и вплотную подошли к границам Феодоро. Это был период величайшей территориальной экспансии Генуи в Крыму. Казалось, дни еврейского княжества сочтены. Однако его правители сумели заключить военный союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, и при взаимодействии с присланными им конными полками евреи снова отстояли свою независимость.
Прошло всего несколько лет, и вновь смертельная опасность нависла над Феодоро. Осенью 1395 года войска Тамерлана, преследуя конников хана Тохтамыша, ворвались в Крым. Они дошли до южного берега и осадили столицу княжества Мангуп-кале. Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум.
Первым штурмом крепости руководил лично Тамерлан. Однако яростный натиск его воинов разбился о стены еврейской твердыни. Ее защитники стойко и умело отражали все атаки. Тимур не пожелал задерживать всю массу своих войск у непокорной твердыни и продолжил наступление за пределами Крыма. Однако под стенами Мангуп-кале он оставил сильный отряд, который должен был овладеть крепостью. Его численность в десятки раз превосходила количество оборонявшихся.
Девять лет длилась осада, штурм следовал за штурмом, но все атаки воинов самой могучей армии того времени евреи отразили. В 1404 году Тамерлан умер, и его наследники отозвали свои отряды из Крыма. Евреи пережили долгие годы непрерывных атак, голод, жажду, потерю близких, но крепость не сдали. Их подвиг превзошел легендарных защитников Трои, воспетой Гомером, которые тоже оборонялись такое же долгое время, но в конце концов были побеждены. Между тем не найти в истории сколько-нибудь подробного описания осады Мангуп-кале и победы его защитников – евреев.
Однако существование еврейского княжества подходило к концу. Турция, после взятия Константинополя в 1453 году, находилась на вершине могущества, и в вассальную зависимость к ней попало и Крымское ханство. Объединенные турецко-татарские войска летом 1475 года обрушились на генуэзские колонии в Крыму и выбили итальянцев из всех приморских городов, их присутствие в Причерноморье было ликвидировано.
Потом настала очередь и евреев. Сначала турки овладели Инкерманом. Затем они осадили и Мангуп-кале. И как уже было не раз в еврейской истории, в осажденном городе в это драматическое время шла острая борьба за власть между старшим братом умершего князя Исааком и младшим – Александром. последний, опираясь на трехтысячный полк молдавской гвардии, который прислал ему молдавский господарь Стефан Челмарэ, сместил Исаака и провозгласил себя правителем.
А турки уже готовились к штурму. Однако он был отбит, как и все последующие. Осада продолжалась более трех месяцев, но город, выстоявший девять лет штурмов войск Тимура, стоял нерушимо. Тогда турецкий полководец Ахмет-паша пошел на довольно примитивную хитрость. Он дал сигнал к отступлению, его войска сняли осадные машины и двинулись от крепости. И неопытный князь не распознал ловушки, бросился в преследование. Его войска были окружены, а турки ворвались в крепость. Еврейское княжество прекратило свое существование. А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана.
Как видим, стремление евреев России поселиться на полуострове и создать там нечто вроде автономной республики, проявленное дважды в XX веке, имеет глубокие корни, если знать историю княжества Феодоро и Хазарского каганата.
18.01.2006 12-11
|