К дню рождения Мартина Бубера
www.merkaz.kiev.ua
Мартин Бубер родился в Вене 8 февраля 1878. Он вырос в Лемберге , в Галиции, в имении деда, крупного представителя так называемой "науки иудаизма. И если впоследствии для зрелого Бубера было характерно органичное сочетание европейской образованности с глубоким знанием традиционных текстов еврейской религиозной литературы, то этим он целиком обязан своему деду, Шломо Буберу. На всю жизнь, как пишут его биографы, драмой для него стал развод родителей.
Мартин ( Мордехай) Бубер получил образование в университетах Вены, Берлина, Цюриха и Лейпцига. С 1901 был редактором сионистской газеты "Ди вельт", затем стал одним из основателей издательства "Юдишер ферлаг" и Еврейского национального комитета. Первая мировая война, преследование евреев в Германии, возрастание тоталитаризма в обществе, вторая мировая война, затем арабо-израильский конфликт...
Все беды нашего столетия нередко порождали у него ощущение бессмысленности и разорванности человеческого бытия В 1938 эмигрировал в Палестину. Был профессором Еврейского университета до 1951, первым президентом Академии наук Израиля в 1960-1962. В работах Учение пророков (Торат ха-неви'им, 1942) и Моисей (Моше, 1945) отношение Бога и Израиля рассматривается как диалог, в котором Бог обращается к человеку и человек внимает Слову Божьему. Как один из первых сионистов Бубер надеялся, что его философские и религиозные принципы будут использованы в решении проблем Израиля, а также более широких проблем социальной и политической организации современного мира. Всю жизнь Мартин Бубер стремился раскрыть миру уникальный мистический опыт хасидизма. Самый значительный его труд на эту тему – «Хасидские истории . Книга учит, что только в диалоге человека со Всевышним раскрывается Божественная реальность и космос приобретает святость. Хасидские истории помогают преодолеть отчуждение между людьми и увидеть Божественный свет, наполняющий повседневную человеческую жизнь. Бубер воспринял хасидизм не только как культурно-историческое явление, религиозно-мистическое учение, но прежде всего как духовный «способ жизни». Стиль хасидских источников очень сильно повлиял на стиль философских произведений Бубера. Хасидский образ рассказчика, пересказывающего по-новому старые истории, часто встречается в произведениях Бубера; Бубер сам постоянно отождествлял себя с таким рассказчиком. Интерпретация Бубером хасидизма вызывает и по сей день многочисленные споры. Как мыслитель Бубер соединял в себе множество разнородных интересов и устремлений. Он был нетривиальным мудрецом-философом, ярким переводчиком Танаха, исследователем хасидизма - религиозного движения среди евреев Польши и России, возникшего в начале XVIII века. Его можно назвать выдающимся просветителем и проповедником, поэтом и литератором. Центральная идея философии Бубера - бытие как диалог между Б-гом и человеком, человеком и миром.. Трагедию всеобщего отчуждения в мире Бубер воспринимал как личную трагедию. И все- таки он не был пессимистом, каким считают его многие ученые.
08.02.2006 14-17
|