Владимир Этуш: Не выношу одиночества
sem40.ru
- Владимир Абрамович, вы почти шесть десятилетий играете в театре, полвека снимаетесь в кино, а на вашем счету всего около 30 фильмов. В чем причина?
- Сказать по правде, режиссеры приглашали меня сниматься нечасто. К тому же я для них трудный актер. Всегда стараюсь быть соавтором собственных ролей. Если кто-то из режиссеров начинает на меня давить своим оригинальным видением, я все равно сделаю по-своему. Возможно, еще и по этой причине на меня не сыпались предложения, как из рога изобилия. Но и сам я долго отказывался от навязываемых мне персонажей Востока. К тому времени уже сыграл и турка, и итальянца, и других героев южных кровей. Поэтому, когда мне предложили сниматься в "Кавказской пленнице", я хотел отказаться, чтобы в очередной раз не повторяться. Но Гайдай сумел меня уговорить.
- Для зрителей Саахов – любимый герой. А как вы сами относитесь к этой роли?
- Я вам признаюсь, что видел "Кавказскую пленницу" всего один раз, да и то в монтажной "Мосфильма", в черновом варианте. И сам себе на экране не понравился.
- Вы считаете, что плохо сыграли?
- Нет, раз зрителю нравится, значит, сыграл я неплохо. Другое дело, многие эпизоды можно было сыграть гораздо интереснее. Но все же, положа руку на сердце, могу признаться: в этом фильме есть что посмотреть. На съемках было много смешных импровизаций, которые потом вошли в картину и здорово ее украсили. Например, знаменитая фраза "Шляпу сними" не была предусмотрена сценарием. Когда я стоял перед дверями "невесты" с подносом в одной руке и с цветами в другой, то вдруг понял, что настоящий джентльмен не может делать даме предложение в головном уборе. Поэтому я сказал Мкртчяну; "Шляпу сними".
- А смешной акцент, повадки... С кого вы лепили этот образ?
-Я служил в войну в полку, который формировался в Закавказье. Довольно быстро научился разбираться в восточных национальностях. Для меня уже не существовало понятия "кавказец". Я сразу видел, кто передо мной. Потом у меня был друг – Владимир Шлезингер, актер нашего Вахтанговского театра и профессор Щукинского училища. Мы с ним обожали говорить с акцентом. Товарища Саахова я привез из Баку, откуда родом была моя жена. На съемках я придумывал реплики, которые потом ушли в народ: "Садись пока", “Горячий, совсэм бэлый"...
- А как вашего Саахова воспринимают сами кавказцы?
- После выхода фильма на экран один мой приятель сказал, что теперь мне ездить на Кавказ нельзя - "зарэ-жут"! Когда я сыграл еще одного кавказца в другой картине, приятель прибежал в панике и заявил: "Все, теперь тебе и на Кавказ ехать не надо, тебя прямо в Москве убьют!" Я отшучивался, не принимал всерьез, пока как-то не очутился на одном из рынков. Вижу, все продавцы фруктов подозрительно на меня смотрят. "Все, - подумал я, - доигрался!" Но они меня обступили и чуть ли не на руках качают. С базара я ушел, весь обвешанный большими связками даров юга, отданными мне бесплатно.
- Существует такая традиция - делать продолжения полюбившихся зрителям фильмов...
- Мало кому известно, что был написан сценарий продолжения "Кавказской пленницы". По сюжету мой герой и знаменитая троица должны были оказаться в исправительно-трудовой колонии. Саахов руководит лагерной самодеятельностью и даже сам выступает в спектакле. А когда возвращается домой, то узнает, что его высокий пост в районе заняла та самая Нина - "комсомолка, спортсменка, красавица"... К сожалению, по каким-то причинам этот фильм не был поставлен.
- Ваша семья имела отношение к искусству?
- Никакого. Папа был заместителем директора крупной фабрики. Его неоднократно арестовывали, потом выпускали, затем снова сажали за то, что раньше сидел. Мама успела окончить только два курса мединститута. Когда отец был репрессирован, ей пришлось пойти работать в фотоателье. Родители мне говорили: "Выбор жены и выбор профессии – это только твоя компетенция”. Но когда я объявил, что хочу стать актером, у них был шок.
- Вы отметили свое 80-летие. А потом выяснилось, что вы родились годом раньше...
- В те времена многие родители старались регистрировать мальчиков на год позже, чтобы в армию шли старше и здоровее. Но я был рослым мальчишкой, и перед школой мой настоящий возраст вернули через суд. Потом поступил в Щукинское училище, окончил первый курс и ушел на фронт. А когда вернулся, смог найти из документов только метрику 1923 года. С тех пор я вроде на год моложе. Разве плохо?
- С чего для вас началась война?
-В ночь с 21 на 22 июня 1941 года я возвращался с затянувшейся студенческой вечеринки. Было пять часов утра, улицы безлюдны, машин почти нет, И вдруг мимо меня на большой скорости промчалась машина немецкого посольства. Посол фашистской Германии возвращался из Кремля, вручив Молотову меморандум об объявлении войны. Я тогда ничего особого не подумал, пришел домой и лег спать. А в 12 часов меня разбудила мама и сказала, что началась война.
- Вы ушли на фронт?
- Почти три месяца мы, студенты творческих вузов, рыли противотанковые рвы под Вязьмой. А когда немцы подошли совсем близко, нас вернули в институт. Помню, играли мы в театре Вахтангова спектакль "Фельдмаршал Кутузов". На сцене задействована вся труппа, человек пятьдесят, а в зале сидело... 13 зрителей, Это меня здорово подстегнуло. Я ушел добровольцем, отказавшись от брони. Окончил курсы военных переводчиков и пошел.
- Так вы при штабе были?
- Какое там! В пехоте я был, в настоящей пехоте. Должность моя называлась помощник начальника штаба по разведке.
Так что почти все время на передовой. Помню, был со мною в наступлении случай. Наш полк был разбросан на большой территории, немцы совсем рядом. Ночью командир полка приказал мне проверить расположение наших. В темноте я заблудился. Забрел в хозяйство начальника артиллерии полка, там заночевал. А когда утром пришел в штаб, командир не стал слушать мои объяснения, обвинил в дезертирстве. Стали проверять по карте, где я был. Оказалось, что дом, где я ночевал, был расположен на 300 метров ближе к передовой, чем штаб полка. Этот аргумент оказался решающим, и обвинение с меня сняли.
- Вот вы курсы переводчиков окончили, а язык помните?
- Приезжая в Германию, постепенно вхожу в форму, начинаю общаться, но возвращаюсь домой и вновь забываю.
- Фронтовые награды имеются?
- Два ордена и две медали. Только хвастать я ими не люблю, Пиджак с орденскими планками надеваю только по большим праздникам.
- Что было самое трудное на войне?
- Мы все время недосыпали, Помню, шли как-то ночью по узкому карнизу скалы. Стараюсь не заснуть, пристально смотрю на мелькающую впереди спину бойца. И все равно отключился. Очнулся лишь оттого, что спина впереди исчезла. Пока я спал, колонна свернула а сторону, а я продолжал идти вперед. Не проснись я в ту секунду, упал бы в пропасть.
- Вы были ранены?
- Пули и осколки меня долго обходили. Был такой случай. Товарища ранило в легкое Я решил его приподнять, чтобы он мог легче дышать. Раненый привстал, оперся на меня, и в этот миг что-то просвистело. Пуля, которая была предназначена мне, попала в него. Лицо этого человека я никогда не смогу забыть. Потом пуля меня тоже достала. На Западной Украине серьезно ранило в область бедра. Из последних сил я полз к своим, а ноги мои за мной волочились. В госпитале пролежал полгода. В сорок третьем со второй группой инвалидности инвалидности меня комиссовали.
- На войне трудно и страшно. Но ведь и тогда люди умели смеяться...
- Был такой курьезный случай. Брали мы Азов, наступали быстро, обоз с продовольствием отстал. У нас была только пшенная крупа. Ее-то мы целый месяц и ели. Бойцы шутили: "У нас питание, как в ресторане, - суп из пшенки, шашлык из пшенки и пшенный компот... " На завтрак и на ужин было, разумеется, то же самое. До сих пор пшенку ненавижу.
- Вы вернулись к учебе?
- Когда зажила рана, снова пошел в Вахтанговское. Во время войны набора туда не было. Поэтому остались только мой курс (он теперь был четвертым) и вновь набранный первый. Ректор Борис Захава сказал: "Учись со своими. Если не справишься, переведем на первый". Но я справился. А вскоре стал работать в театре и преподавать в училище.
- В такое трудное время вы все же решили стать актером...
- Основной цвет того времени был серый - дома, одежда, мостовые... Я же очень хотел красиво одеваться, как артисты, которые даже тогда выделялись своими нарядами из серой массы людей. Ну и, конечно, была во мне тяга к лицедейской профессии.
- Свою элегантность и привычку хорошо одеваться вы сохраняете даже сейчас, в почтенном возрасте...
- В крайности, конечно, никогда не впадал. Я не щеголь. Просто у меня был и остается хороший вкус в одежде. Мне кажется, в костюме должна присутствовать строгость, я не люблю аляповатости. Раньше настоящую хорошую одежду можно было купить только во время поездки за рубеж. Но мне никогда не удавалось найти подходящие вещи в магазине - вечно что-то не подходило. Правда, здесь у меня был очень хороший портной - Затирко с "Мосфильма". Это был тот еще жук! Отдаю, предположим, ему отрез и спрашиваю, когда будет готово. Он отвечает: к празднику, мол. Прихожу перед праздником за костюмом, а портной притворно удивляется: "А что, разве уже праздник?"
- Вы уже 17 лет являетесь ректором Щукинского театрального училища. Поступить туда всегда было крайне трудно и очень престижно. Как сегодня обстоят дела с набором?
- Конкурс для поступающих несколько снизился, но все еще остается очень высоким. Сегодня мы принимаем по 60 заявлений на место, а раньше было 90. В последнее время расплодилось множество сомнительных училищ, берущихся обучать актерскому мастерству. Это очень плохо. Многие из этих слепленных на скорую руку актеров остаются попросту не у дел. Но с гордостью должен заметить, что к нашим выпускникам относятся с тем же уважением, что и раньше.
- Что вы думаете о сегодняшнем дне?
- Бесспорно, жизнь сейчас жуткая: грабят, убивают... Сплошной криминал.
В кино я не хожу, новости узнаю в основном по телевидению. И то, что показывают на экране, - ужасно. Бесконечные драки и пошлость. Женщина рекламирует зубную пасту, а сама - в голом виде. Это что - прием такой? А в газете видите заголовок - "Годовая коррупция в России равна годовому доходу государства". Следовательно, если бы чиновники не воровали, мы бы жили вдвое лучше.
- У вас нет обиды на государство, что в вашем возрасте приходится трудиться на нескольких работах, чтобы выжить?
- Я ведь две пенсии получаю - военную и президентскую. Но денег, конечно, не хватает... Раньше занимался концертами, подрабатывал на телевидении, свои вечера проводил. А сейчас помимо прочего играю в двух антрепризах. Так что на общем фоне доходов совсем уж бедным меня назвать нельзя.
- Машина у вас имеется?
- Первую свою машину я у Миши Ульянова на спичках выиграл. В те годы нельзя было купить автомобиль, только старый или бракованный. Нам на театр выделили такой "Москвич" первой модели, а претендовали мы на него вдвоем. Поэтому решили разыграть по-честному. В итоге машина досталась мне. Но она постепенно разваливалась от старости. Потом я ездил на "Волгах". А года три назад перевернулся на своей "Тойоте", попал в больницу. Меня это не испугало. Тем более что авария была первая в моей жизни.
- Сейчас на чем ездите?
- На "Мицубиси". Я ее получил в подарок как президент благотворительного фонда. Вообще-то мне как ректору водитель положен. Но я люблю и сам ездить.
- Про личную жизнь расскажите...
- В первый раз я женился еще в институте на красавице первокурснице Нинель Мышковой. Если помните, она снималась в фильмах "Дом, в кото ром я живу", "Марья-искусница", "Гадюка"... Я тогда выглядел настоящим романтическим героем в глазах дам: только из госпиталя, надеть нечего - ходил в гимнастерке и шинели, в которой меня ранило, с палочкой и орденом... Но с Нинель мы прожили недолго. А вот второй мой брак оказался самым длительным. С Ниной Александровной мы прожили 48 лет, почти всю жизнь.
- Где вы познакомились?
- На юге, в Хосте. Я там отдыхал, ухаживал совсем за другой девушкой. А в это время ко мне в гости приехал мой товарищ со своей знакомой, очень привлекательной женщиной. Она была из Баку, училась в институте иностранных языков. Мы с ней как-то сразу понравились друг другу. На следующий год опять встретились в Сочи - Нина там отдыхала, а я приехал с театром на гастроли. Потом она пригласила меня к себе в Баку. Так началась наша любовь.
- Дети у вас есть?
- В этом браке родилась наша дочь Раиса. Она тоже окончила театральное училище и работала в Театре Сатиры, но потом вышла замуж за американца. Он нефтяник, работает в Москве по контракту. Есть у меня внук. Зовут его Джеймс-Владимир. Живут они то здесь, то в Штатах.
- Почему у мальчика двойное имя?
- Это в честь дедушек - американского и российского.
- Часто с ним общаетесь?
- К сожалению, нет. Теперь это сложнее делать. Мы с ним вместе гуляем, книжки читаем. Он сейчас увлекся фехтованием, ходит к тренеру.
- Он говорит по-русски?
- Да он же русский парень! Но английский язык знает. А вот с зятем я общаюсь при помощи жестов.
- Всех удивила ваша недавняя женитьба...
- В 2000 году не стало Нины Александровны. В последние месяцы жизни она очень плохо себя чувствовала...
- Кем она была по профессии?
- Учителем английского языка. Как и Лена, моя нынешняя жена. Но я не по этому принципу выбирал. После смерти жены я понял, что совершенно не выношу одиночества. К тому же в быту я полный ноль. Подойти к плите и пожарить котлеты - для меня это невозможно. И вообще, что касается домашнего хозяйства - посуда, уборка - не для меня. Когда мужчина остается вдовцом, он должен быстро жениться, чтобы продолжать жить. Но все-таки главное между мужчиной и женщиной - это духовное родство.
- Ходили слухи, что вы женились чуть ли не тайно...
- Ничего себе тайно! В центре Москвы, в ресторане "Кавказская пленница"... Пришли друзья, коллеги из театра и училища. Правда, особо шумного пира не было, но и к конспирации никто не стремился.
- Где вы встретились с будущей женой?
- Она была моей поклонницей, более десяти лет приезжала из своей провинции на мои спектакли. В театре ее уже все знали и даже оставляли для нее любимое кресло. Я почувствовал, что небезразличен этой женщине. Однажды после спектакля она ждала меня у служебного входа. Я сам подошел к ней, мы познакомились. Первое время мы просто общались. Но, когда я остался один, мы стали встречаться как два свободных человека. А спустя некоторое время Лена переехала ко мне... Год мы привыкали друг к другу, потом поженились.
- Обычно когда пожилой мужчина женится на молодой женщине, их осуждает общественность...
- Меня осуждает только моя дочь Раиса. С Еленой у нее отношения не сложились. Вероятно, ревнует ее за то, что заняла место матери. А коллеги и друзья были только рады моей женитьбе.
- Вам с женой нетрудно было привыкать друг к другу?
- У нас 43 года разницы, но я их не чувствую. Мы практически никогда не ссоримся. Вначале, конечно, была какая-то притирка. Но сейчас и следа не осталось.
22.09.2004 16-00
|