Андрей Макаревич: «Хотелось бы, в конце концов, научиться играть на гитаре...»
Бульвар Гордона
Составляя юбилейную программу, музыканты «Машины времени» особо не мудрили — просто провели голосование на своем сайте и определили 25 песен, которые больше всего нравятся поклонникам. В этот список вошли и «Скворец», и «Поезд», и «Марионетки», и «Синяя птица», и «Он был старше ее», и, конечно же, «Поворот». Голоса «машинистов», к счастью, почти не постарели, не износились, но и напрягаться им особо не пришлось: помогал весь Дворец спорта, забитый до отказа. А когда Андрей Макаревич сел за клавиши и запел «Пока горит свеча», по всему огромному залу засветились огоньки: дисплеи мобилок, зажигалки и самые что ни на есть настоящие восковые свечи.
«В Украине чувствую себя президентом Америки»
Перед концертом «Бульвар Гордона» пообщался с Андреем Вадимовичем.
— Чувствую себя президентом Соединенных Штатов, — признался музыкант.
— И давно?
— Как только вошел, так и сразу!
— А почему же не России?
— Ну, не хочется все-таки Дмитрия Анатольевича обижать.
— Ваш коллега Юрий Шевчук на своих выступлениях частенько критикует власть.
— Чужих выступлений не слушаю: нет такой возможности. Но если вдруг захочу нашу власть покритиковать, обязательно это сделаю.
— Я так понимаю, ключевое слово — «если»?
— Ну да. Повода обижаться на руководство страны у меня пока не было.
— Значит, при нынешнем режиме хорошо работается?
— Отлично! Да и кто вам сказал, что в России — режим?
— Из Украины видно.
— Тогда рекомендую вам помыть стекла. Знаете, когда мы смотрим телевизор, нам о вас тоже черт-те что показывают. А приехали сюда — хорошая погода, красивые улыбчивые люди гуляют по улицам, много хороших ресторанов открылось. Так же и у нас. Не надо по картинке на телеэкране судить о жизни в стране.
— Отношения, сложившиеся у России с Украиной, вам нравятся?
— Конечно же, нет. И виноваты в этом правительства обеих стран. Нравится лишь то, что сами люди этих отношений не разделяют.
Кстати, когда мы сюда только собирались, трое журналистов из разных изданий, не сговариваясь, у меня спросили: «Скажите, в том, что ваш юбилейный тур начинается с Украины, есть какой-то политический подтекст?». — «Есть!» — ответил я и сделал умное лицо. (Смеется).
— А на самом деле?
— Думаю, киевские организаторы просто оказались самыми предприимчивыми. Пока остальные чесались, они нас уже пригласили. И мы с радостью приехали, потому что во Дворце спорта 100 лет не играли.
«Гребенщиков уже год не пьет, и когда мы встречаемся, я пью, честно глядя ему в глаза»
— Все-таки решились, несмотря на суеверия, 40-летие праздновать?
— Ну, во-первых, мы враги суеверий. А во-вторых, на всякий случай решили не делать обычный праздник, а отмечать целый год. Начали с Киева, с чем вас и поздравляем.
— Это правда, что собираетесь диск с 40 песнями выпустить?
— Нет, немного не так. Сначала будет тур по Украине, Беларуси, России и Казахстану. Последний юбилейный концерт состоится 11 декабря в Москве, в «Олимпийском», и в нем примут участие хорошие музыканты, которые будут петь песни «Машины времени». Примерный список я уже знаю, но как все будет происходить, до конца не ясно. Это нам подарок, сюрприз.
— А кого, если не секрет, считаете хорошими музыкантами?
— «Сплин», «5NIZZA», Земфиру. Это команды и люди, которые сказали свое слово в музыке и не похожи на других.
— С кем из артистов вы хотели бы спеть дуэтом?
— Я ничем не ограничен. Если у кого-то возникнет такое желание, всегда пожалуйста. Вот недавно Макс Леонидов звонил, предлагал сделать совместную программу. И я думаю, это будет, но уже в следующем году.
— В неформальной обстановке часто с коллегами общаетесь?
— Да. С Гребенщиковым, в частности. Борька уже год не пьет, и, когда мы встречаемся, я пью, честно глядя ему в глаза. (Смеется).
— Как-то вы признались: «Завидую тому, чего не умею». Чего вы не умеете и хотели бы научиться?
— Я не строю иллюзий — когда человеку 55, его уже трудно чему-нибудь обучить. Возможно, хотелось бы освоить какой-то иностранный язык и научиться... в конце концов, играть на гитаре. А завидовать — это плохо! (Смеется).
«В 20 лет и жить легче, и девки моложе»
— Признайтесь, за 40 творческих лет усталость чувствуете?
— Естественно. Как говорится, в 20 лет и жить легче, и девки моложе. Но я стараюсь на этом не концентрироваться.
— На чем? На девках?
— На усталости!
— И как с ней боретесь?
— Тем же, от чего и устаю, — творчеством: и музыкальным, и художественным. В бильярд вот вчера играли. Трое из пятерых музыкантов группы бильярд очень любят, двое ненавидят, но ничего, уживаемся.
— У музыкантов «Машины», небось, все стены вашими картинами завешены!
— А как же, у всех! Что нарисую, им продаю. Своим — за большие деньги!
— С гастролями вы объездили весь мир, даже в Мозамбике побывали...
— С этим связано немало смешных историй. Но рассказывать не буду, надеюсь, они станут основой книги «Мы и Африка». Организатор концертов представил нас как седьмую группу в мире, и у жителей Мозамбика был настоящий ажиотаж! Прямо челюсти отпали!
— После всего этого мир под вас прогнулся?
— Вы знаете, тем, кто помнит и любит наши песни, я не советую воспринимать их как иллюстрацию к любой жизненной ситуации и руководство к действию.
С этим нельзя не согласиться, поскольку Макаревич сам их так не воспринимает. Рулевой «Машины времени» идет со временем в ногу: как только первые певцы подались в ведущие, создал «Смак» и заставил всех коллег воевать с кастрюлями и поварешками, как только звезды пошли искать себя в бизнесе, организовал телекомпанию и начал снимать научно-популярные фильмы, открыл дайвинг-клуб и сеть продуктовых магазинов, а когда среди знаменитостей вошло в моду такое выгодное развлечение, как писательство, уже был автором нескольких хорошо продаваемых книг.
Недавно Андрей Вадимович выпустил еще одну — «Мужская кулинария». Правда, когда у музыкантов «Машины времени» спросили: «Не возникает ли у вас желания, глядя на вашего лидера, и самим взяться за перо?», они дружно ответили: «Глядя на нашего лидера — нет!».
13.04.2009 11-35
|