Сокровища, принадлежащие Израилю, обнаружены в украинских подвалах
IzRus
Молодой израильский исследователь нашел тысячи записей, нот и пластинок в архивах киевского университета. Огромное культурное наследие дореволюционных украинских хасидов будет впервые открыто для широкой публики.
27-летний хасид Нахум Карлинский, исследующий еврейскую культуру Восточной Европы конца 19-го и начала 20-го века, обнаружил в подвалах одного из киевских вузов настоящее сокровище, сообщает интернет-ресурс "Мааяней ха-Ешуа". Несмотря на подозрительность чиновников, и на многочисленные препятствия, он сумел получить доступ к уникальной коллекции Семена Анского, где нашел многочисленные этнографические записи, песни, описание местечек и хасидских дворов столетней давности.
Среди находок Карлинского – традиционные еврейские мелодии 18-19 века, записанные на фонограф (первый прибор для записи и воспроизведения звука). Среди них и мелодия, "сопровождающая праведников в рай", написанная, согласно легенде, самим Рабби Нахманом из Брацлава (правнук основателя хасидизма Исроэля Бааль Шем Това). Теперь компания "Индик Афакот" намерена привлечь лучших современных исполнителей, включая известного кантора Дуди Калиша, для новой записи древних еврейских песен, чтобы сохранить для будущих поколений культурное наследие предков.
Ценности, обнаруженные Карлинским - лишь часть знаменитой коллекции Анского. Остальные собранные им реликвии восточно-европейского еврейства разбросаны по архивам и закрытым хранилищам России, Литвы, Польши и Германии (куда они были перемещены во время нацистской оккупации). Причем, все эти культурные ценности, включая предметы еврейской старины, найденные Карлинским, являются собственностью... Израиля. Согласно юридическому документу, составленному в 1915 году спонсором экспедиции бароном Владимиром Гинцбургом, а также по завещанию самого Семена Анского от 1924 года, большая часть этой уникальной коллекции давно должна была быть передана "в Еврейский музей в Палестине, если в Палестине образуется правоохранное убежище для евреев", и "учреждению этнографии или археологии в Иерусалиме". Так что теперь Израиль вполне может предъявить Украине требование о передаче ему ценностей, обнаруженных Нахумом Карлинским.
СПРАВКА IzRus
Семен Анский
Настоящее имя Шломо Раппопорт.
1863 г. (Витебск) – 1920 (Варшава).
Российско-еврейский писатель и публицист, активный член партии эсеров (был близок к "Бунду"), один из первых исследователей русского и украинского фольклора, основоположник еврейской этнографии.
С 1903-05 гг. начал проявлять растущий интерес к еврейскому вопросу, в частности к национальной культуре. В 1908-09 гг. выступил за сбор фольклорного материала в "черте оседлости", с целью сохранения культурного национального наследия, а также создания еврейской этнографической науки, развития литературы и искусства. Рассматривал эту задачу в широком социально-политическом контексте, стремясь собрать и обобщить все элементы народной культуры восточно-европейского еврейства, ради "воспитания наших детей в национально-еврейском духе". Вместе с тем, не отвергал идеи "национального очага", соглашаясь, что "нормальной жизнью евреи смогут начать жить только на собственной территории".
В 1910 г. вошел в состав Комитета и Этнографической комиссии Еврейского историко-этнографического общества (ЕИЭО). В 1912-15 гг. активно занимался сбором устного фольклора и материальных памятников еврейской культуры, главным образом, на территории современных Украины и Беларуси. По его инициативе собранные материалы легли в основу Еврейского музея в Санкт-Петербурге.
В 1918-20 гг. являлся одним из основателей еврейских историко-этнографических обществ в Вильно и Варшаве.
Экспедиция С. Анского
Официальное название – Еврейская Этнографическая Экспедиция им. барона Горация Осиповича Гинцбурга. Все расходы взял на себя один из его сыновей Владимир Гинцбург - представитель знаменитой династии еврейских банкиров, промышленников и меценатов, возглавлявших во второй половине 19 – начале 20 в. общину Санкт-Петербурга.
Экспедиция была инициирована С. Анским, и действовала под эгидой ЕИЭО. В 1913 г., по итогам совещания представителей групп содействия из Санкт-Петербурга, Москвы и Киева, был определен статус экспедиции, как "автономной комиссии при ЕИЭО", со своей "самостоятельной администрацией и отчетностью". В подготовке экспедиции участвовали знаменитый еврейский историк Семен Дубнов, один из крупнейших поэтов на иврите одессит Хаим-Нахман Бялик, и живописец Леонид Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака).
Работа проводилась в три сезона: июль-сентябрь 1912, июнь-ноябрь 1913, июль-август (ориентировочно) 1914. Были обследованы 70 еврейских населенных пунктов Подольской, Волынской и Киевской губерний. Особое внимание уделялось районам наиболее древнего расселения евреев, местам зарождения хасидизма и различных мистических течений. Изначально планировалось также изучение населенных пунктов на территории Литвы и Польши, но этому воспрепятствовали финансовые трудности и начало Первой мировой войны.
Согласно итоговому отчету С. Анского, всего было собрано "700 с лишним предметов старины (серебряных, медных, деревянных), имеющих музейную, художественную и реликвийную ценность". Кроме того: "свыше 2000 народных сказок…, более 1500 народных песен, до 1000 народных мотивов…(записано на фонограф)". Получены в дар или приобретены "несколько сот старинных документов, имеющих историческое значение, коллекции писем выдающихся лиц, мемуаров, до ста старинных рукописей, пинкусов. Собрана большая коллекция старинных оригинальных рисунков, заглавных листов пинкусов, мизрахов, кеттуб, сделано около 1500 фотоснимков со старинных синагог…".
В 1915 г. эта коллекция была пополнена путем эвакуации из районов военных действий исторических и культурных памятников, в частности: 513 свитков Торы, 75 свитков "Невиим", 251 предметов синагогального ритуала (в частности из знаменитой синагоги в Луцке), 25 пинкасим и рукописей. Многие реликвии были доставлены из Галиции, где до войны экспедиция работать не могла.
В результате, согласно отчету Этнографической секции ЕИЭО в 1915 г. в ее собрании насчитывалось 5-7 тысяч художественных работ и до 25000 фольклорных и этнографических материалов.
Право владения (и архив С. Анского)
Согласно юридическому документу, составленному в начале 1915 г. вся коллекция, собранная экспедицией С. Анского, была передана бароном Владимиром Гинцбургом Еврейскому историко-этнографическому обществу. При этом оговаривались условия популяризации данных материалов силами ЕИЭО, а также особый статус С. Анского в рамках данной деятельности. Одно из главных условий, выдвинутых В. Гинцбургом, гласило, что "должна быть составлена опись предметов, которые в виду особого их характера, должны быть переданы в Еврейский музей в Палестине, если в Палестине образуется правоохранное убежище для евреев" (пункт д-5).
Кроме того, определялась собственность С. Анского в рамках экспедиционной коллекции – "дневник Экспедиции, составленный С.А.Раппопортом, и те фотографии, которые могут служить к нему иллюстрацией, почитаются собственностью С.А.Раппопорта" (пункт д-3).
Текст данного документа приводится в отчете ЕИЭО за 1915 г.
Принадлежавшие С. Анскому "вещи и книги, которые имеют художественную ценность, этнографическую ценность или значение реликвий", он в своем завещании распорядился передать "учреждению этнографии или археологии в Иерусалиме". Текст завещания был опубликован в издании ЕИЭО "Еврейская старина" в 1924 г.
После смерти С. Анского, отдельные части принадлежавшего ему архива, с многочисленными памятниками еврейской истории и культуры, а также материалами экспедиции и его литературного творчества, находились в Петрограде, Вильно и Варшаве.
Наиболее ценные материалы виленской части архива в период нацистской оккупации были вывезены во Франкфурт-на-Майне, остальные уничтожены.
Судьба варшавской части архива неизвестна.
До 1930-х гг. в Ленинграде оставалась основная часть архива, находившаяся в составе общего архива Еврейского музея. Затем он был передан Киевскому институту еврейской пролетарской культуры. В период оккупации, часть архива была уничтожена, наиболее ценные документы вывезены во Франкфурт-на-Майне, остальные остались в Киеве. Материалы, из архива С. Анского, последней категории после войны хранились в Киевском Выдубецком монастыре, и в 1991 г. поступили в Рукописный отдел Библиотеки Национальной Академии Наук Украины, а также в Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И.Вернадского.
Другая часть личного архива С. Анского в постсоветский период была обнаружена в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве.
Справка составлена порталом IzRus
16.04.2009 21-38
|