Бенедикт XVI поможет семье Коэна?
Михаил Дор
Вдова израильского разведчика Эли Коэна, казненного в Сирии в 1965 году, передала президенту Шимону Пересу письмо, адресованное Папе Бенедикту XVI. Письмо с просьбой к понтифику использовать свое влияние, чтобы помочь перевезти останки Коэна в Израиль, было передано перед встречей президента страны с Папой Римским.
Эли Коэн родился в Александрии (Египет), окончил французский лицей и религиозную еврейскую школу, а затем поступил на электротехнический факультет Университета имени короля Фарука I, но в 1949 году был исключён оттуда за сионистскую деятельность.
В декабре 1956 года, после Синайской кампании, Коэн, как неблагонадёжный, был выслан из Египта. Репатриировавшись в Израиль, он попытался поступить на службу в «Моссад», однако получил отказ. После мытарств абсорбции, ему удалось устроиться бухгалтером в универмаг. Летом 1959 года Эли женился на Наде, репатриантке из Багдада.
В начале 1960-х к Эли проявили интерес сотрудники военной разведки, и он успешно прошёл курс подготовки агента, по окончании которого был переведён в «Моссад». Ему предстояло внедриться в круги сирийской элиты, изображая богатого сирийского предпринимателя-эмигранта.
Его путь разведчика начался в Аргентине, где под именем Камаль Амин Тават, он завязывает деловые и дружеские связи с сирийскими дипломатами и бизнесменами. Вскоре он уже постоянный гость на дипломатических приемах, а среди его друзей — военный атташе Сирии в Аргентине Амин аль-Хафез, офицер-танкист, член партии БААС.
Пробыв в Аргентине менее года, Эли получил указание прибыть через Египет в Ливан, а оттуда проникнуть в Сирию для выполнения основного задания.
10 января 1962 года Коэн был уже в Дамаске. Снятая им квартира в центре города, поблизости от генерального штаба и резиденции для гостей президента, предоставляла идеальные возможности для наблюдения за объектами. Используя рекомендательные письма влиятельных сирийцев из Буэнос-Айреса, он постепенно он установил связи с высшими правительственными чиновниками и высокопоставленными офицерами. В ход шли дорогие подарки, щедрые безвозвратные ссуды, приёмы для «нужных» людей.
В марте 1963 года, в результате военного переворота, к власти пришла партия БААС и президентом страны стал майор Эль-Хафез – старый знакомец Коэна. Таким образом, дом израильского разведчика превратился в место встреч высших чинов сирийской армии.
Коэн получал достоверную информацию из первых рук, дослужился до чина полковника сил безопасности Сирии, был желанным гостем в президентском дворце, часто выезжал за границу, а к моменту разоблачения был третьим в списке кандидатов на пост президента Сирии.
С начала 1962 года Эли Коэн передал в Израиль сотни телеграмм с важной информацией стратегического характера — о бункерах, в которых хранилось советское оружие; планах по захвату израильского севера; сведения о получении Сирией 200 советских танков Т-54 спустя считанные часы после их появления на территории страны. Он даже посещал военную зону на границе с Израилем, где смог осмотреть укрепления на Голанских высотах, сфотографировать военные объекты и увидеть чертежи сирийских военных укреплений и карты расположения артиллерийских установок.
Переданная им информация способствовала блестящей победе Израиля в Шестидневной войне. С помощью Эли Коэна был также обнаружен скрывавшийся в Дамаске нацистский преступник Радемахер — один из помощников Адольфа Эйхмана.
18 января 1965 года квартира Коэна была обнаружена с помощью новейшего советского пеленгатора. Восемь человек в штатском арестовали Эли прямо во время сеанса связи.
В Израиле рассматривали множество вариантов спасения своего агента — от выкупа при помощи французских посредников до предоставления президенту Сирии информации о внутренних противниках его режима. Была задействована помощь папы римского Павла VI, а также глав французского, бельгийского и канадского правительств.
Тем не менее, Эли Коэн был публично повешен 18 мая 1965 года в Дамаске на площади аль-Маджи. Накануне казни он встретился с раввином Дамаска и передал прощальное письмо для Нади и детей. Эли просил у них прощения и убеждал Надю вторично выйти замуж. Тело Коэна еще долго висело на площади, чтобы его видели тысячи сирийцев, а затем было тайно погребено.
Через пять лет после казни сотрудники «Моссада» пытались выкрасть тело Коэна, чтобы перезахоронить его в Израиле. Операция закончилась неудачей. А тело сирийцы поместили в бункере на глубине 30 метров на территории военной части в Дамаске. По другим сведениям, останки израильтянина подверглись перезахоронению трижды, в трех разных местах, чтобы предотвратить их похищение для почетного захоронения на родине. В 2007-м Мунаджар Мусли, глава канцелярии сирийского президента в годы правления Амина аль-Хафеза, сообщил, что Коэн похоронен в районе аль-Маза в Дамаске. «На месте захоронения стоят дома, проложены улицы и разбиты сады. Доступа к месту захоронения нет, — подчеркнул Мусли.
Тем не менее, на протяжении десятков лет семья Коэна ведет борьбу за возвращение останков Эли в Израиль.
«Все руководители иностранных государств, которые после визита в Израиль посещают Дамаск, передают сирийскому руководству требование вернуть останки Эли. Сирийцы пытаются избежать этого», — считает вдова разведчика Надя Коэн. Возможно, обращение к Папе Бенедикту XVI сдвинет этот процесс с мертвой точки.
14.05.2009 11-12
|