Максим Литвинов – дипломат, политик
«Еврейский журнал»
В Белостоке, Гродненской губернии (ныне Польша), в семье банковского служащего Мовши Валлаха, 17 июля 1876 года родился Максим Максимович Литвинов (Меир-Генах Валлах) - выдающийся советский дипломат первой половины 20-го века.
Юный Валлах окончил реальное училище в 1893 году, служил вольноопределяющимся в армии, после демобилизации пошел по отцовской линии - устроился бухгалтером.
Вся молодость Валлаха была густо насыщена событиями предреволюционных лет, связанными с подготовкой революционного переворота. Уже в 1898 году Меир Валлах вступил в РСДРП и вёл партработу на Украине, в Риге и Петербурге. В 1900 - член Киевского комитета РСДРП. В 1901 арестован, в 1902-м - один из организаторов и участников дерзкого побега 11 «искровцев» из Лукьяновской тюрьмы Киева. Эта тюрьма считалась местом, откуда совершить побег практически невозможно.
Заключенные в Лукьяновке, готовя побег, избрали Макса своим «атаманом» за решительность и большую физическую силу. Совершив побег из тюремной камеры, они две недели отсиживались по подвалам и киевским баням, потом лесами вышли на железную дорогу, добрались до Вильно, а оттуда с помощью контрабандистов перешли германскую границу и пробрались в Цюрих. С удовольствием дали полную сарказма телеграмму начальнику киевского жандармского управления генералу Новицкому, который клялся, что поймает и повесит беглецов – в том числе Меира Валлаха, который числился в его списке беглецов как «рядовой, вольноопределяющийся, иудейского вероисповедания, воспитанник хедера из Белостока».
В Швейцарии Валлаху, ставшему Максимом Литвиновым (партийная кличка «папаша»), поручают заведовать экспедицией газеты «Искра». В его обязанности входят встреча революционеров, бежавших из царской России, связь с конспиративными квартирами распространителей газеты, нелегальная транспортировка «Искры» в Россию, закупка и переправка оружия для российских боевиков.
В 1907 году Литвинов - секретарь делегации РСДРП на Штуттгартском конгрессе 2-го Интернационала. В 1908 году во Франции арестован по делу о разбойном нападении на карету инкассаторов государственного банка, совершенном в 1907 году в Тифлисе знаменитым террористом Камо под руководством Красина и Сталина. Тогда громадная сумма ассигнаций попала в руки большевиков, в том числе пятисотенные купюры для размена в банках Европы оказались у Литвинова, которого выдал провокатор. Французские власти, однако, не отдали его в руки царской охранки, а просто предложили Литвинову покинуть пределы Франции.
Он отправился в Великобританию. Так начался 10-летний лондонский период жизни Максима Литвинова. С 1908 года он - секретарь лондонской группы большевиков, а для прикрытия работает мелким служащим в издательской фирме «Уильямс и Норгейт».
В 1916 году, в сорокалетнем возрасте, Литвинов женился на молодой английской писательнице Айви Лоу, родившейся в семье венгерских евреев, которые эмигрировали в Англию в середине 19-го столетия (с Айви он прожил всю жизнь, до своего последнего дня; только через много лет после смерти мужа в 1972 году ей было разрешено вернуться в Англию).
Таковы вехи бурной дореволюционной деятельности будущего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова. Одним из первых постановлений молодого советского правительства в ноябре 1917 года было назначение Литвинова своим представителем в Лондоне. Впоследствии он вспоминал: «Итак, я стал полпредом, но у меня ничего не было: ни директив из Москвы, ни денег, ни людей. Излишне говорить, что у меня не было ни опыта, ни подготовки к дипломатической работе. Пришлось начинать буквально на пустом месте».
Однако долго работать в Англии Литвинову не пришлось. Арестованный в Москве британский агент Брюс Локкарт был обменен на выдворенного из Лондона в ответ на это Максима Литвинова. В Москве он был назначен вначале членом Коллегии Наркомата иностранных дел РСФСР, а в 1921 году - заместителем наркома по иностранным делам вначале РСФСР, а с 1923 года - СССР. Наркомом был Георгий Чичерин, которого Литвинов сменил в 1933 году. Максим Максимович занимал этот пост до 1939 года, когда был снят с должности по распоряжению Сталина.
За время пребывания на посту наркома иностранных дел Литвинов добился признания СССР на международной арене. Так, в 1933 году были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В ходе своей поездки в Америку Литвинов сумел убедить президента Рузвельта в том, что нет ничего важнее для двух стран, чем признать друг друга. Советский нарком пользовался в Америке и лично у Рузвельта большим вниманием и уважением. В Москве результатами поездки наркома Литвинова в Америку были довольны. В знак особого расположения Сталин распорядился предоставить Литвинову государственную дачу...
Литвинов добился также приёма СССР в Лигу Наций, в которой был официальным представителем в 1934-1938 годах. Выступления Литвинова в Лиге Наций и на других форумах против гитлеровской Германии способствовали росту его международной популярности.
За краткими, скупыми данными его пути на дипломатическом поприще – большая работа в условиях прихода к власти Гитлера и наращивания репрессий в СССР.
Во второй половине 30-х годов Литвинову стало трудно работать в государственном аппарате. Волна сталинских репрессий прокатилась тяжёлым катком по его наркомату. В 1937-38 годах были арестованы почти все его заместители. Первый заместитель наркома Крестинский был расстрелян по процессу Бухарина. Заместитель наркома Стомоняков пытался покончить с собой в тюрьме. Узнав об этом, Литвинов пошел к Сталину. «Я ручаюсь за него, знаю его с начала века», - сказал Литвинов. Сталин холодно произнес: «Товарищ Литвинов, вы можете ручаться только за себя».
В ночь с 3 на 4 мая 1939 года здание наркоминдела было оцеплено войсками НКВД. Утром Молотов, Маленков и Берия сообщили Литвинову о его снятии с поста народного комиссара. Полвека спустя, беседуя с поэтом Феликсом Чуевым, Молотов признался: «В 1939 году, когда сняли Литвинова и я пришел на иностранные дела, Сталин сказал мне: «Убери из наркомата евреев».
Арестованный 10 мая 1939 года член коллегии Наркоминдела Гнедин на допросах, после мучительных пыток, «сознался», что «он состоит в контрреволюционной шпионской группе в системе НКИД, которую возглавляет Максим Литвинов. «Шёл 1939 год, период некоторых послаблений в репрессиях, «дело дипломатов» развалилось и было тайно прекращено. Однако Литвинов был выведен из состава ЦК, отстранён от руководства Наркоматом иностранных дел и заменён Молотовым.
Сталин взял курс на сближение СССР с Германией, а Литвинов был известен своими выступлениями против Гитлера в Лиге наций. Кроме того, Гитлер не считал еврея Литвинова приемлемым партнером на предстоящих переговорах по пакту Молотова-Риббентропа. Однако после нападения Гитлера на СССР, когда положение в стране стало катастрофическим, Литвинов вновь был востребован Сталиным и направлен в Вашингтон в качестве угодного Рузвельту посла. Он прибыл туда в декабре 1941 года. Литвинов проделал там огромную полезную работу, добившись распространения на Советский Союз ленд-лиза и займа в миллиард долларов. В этом ему помогли личные к нему симпатии Рузвельта и других американских деятелей. Но как только дела наладились, Молотов снова повел интриги против Литвинова. Его отозвали из Вашингтона и заменили на никому не известного посредственного Андрея Громыко.
Вернувшись в Москву, Литвинов, хотя и получил формально пост заместителя министра иностранных дел, фактически оказался не у дел. В 1946 году он был отправлен в отставку окончательно, жил на даче под Москвой и в последние годы жизни, по словам Ильи Эренбурга, «спал с пистолетом под подушкой», постоянно ожидая ареста. Именно тогда, в июле 1946 года дипломату исполнилось 70 лет. Оставшиеся ему пять лет жизни он посвятил семье, внукам. Умер Литвинов 31 декабря 1951 года после третьего инфаркта. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
У Айви Вальтеровны и Максима Максимовича Литвиновых было двое детей: сын Михаил и дочь Татьяна, ставшая знаменитой переводчицей. А также четверо внуков, ныне живущих в США. Внук, Павел Литвинов (1940), - известный диссидент, в 1968 году принял участие в «демонстрации семерых» на Красной площади в знак протеста против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
17.07.2007 13-08
|