Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


май
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21
28
1 8 15 22
29
2 9 16 23
30
3 10 17 24
31
4 11 18 25



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Шекель стал свободно конвертируемой валютой Эраст Галумов: «Борис Ефимов — единственный очевидец событий от Николая II до Путина» Братья Вайнштейн экранизируют роман Пауло Коэльо "Алхимик" Две картины Шагала будут выставлены в Музее современного искусства в Одессе Исторические Свитки Торы внесли в синагогу Днепропетровска Вся лента новостей

   
      сегодня: 27.05.2008, вторник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Интервью:  

Адольф Шаевич: "Я очень хорошо запомнил момент, когда по радио объявили о создании государства Израиль"

"Вести.Ru"

В этом году государство Израиль отмечало 60 лет с момента своего создания. О том, каковы причины неспокойствия на Ближнем Востоке, как изменилась жизнь евреев с момента распада Советского Союза и о преподавании основ религии в школах в программе "Диалог" говорил Главный раввин России (по версии КЕРООР) Адольф Шаевич.

- Здравствуйте, Адольф Соломонович.

- Добрый день.

- Кстати, Адольф Соломонович, почему разные даты? В Европе отмечают в один день юбилей, а в Израиле - в другой?

- Нет, просто растянуто празднование.

- По разным календарям, так получилось?

- По разным календарям, да.

- И в начале разговора я предлагаю вспомнить, как создавалось государство Израиль и что было перед его созданием в обзоре нашего корреспондента. Вы согласны, Адольф Соломонович, с оценкой нашего обозревателя причин неспокойствия на Ближнем Востоке вокруг Израиля?

- Наверное, если вернуться именно к тому моменту создания государства Израиль, если бы не начался этот военный конфликт, а просто бы создали оба государства, я думаю, все было бы спокойнее, наверняка.

- Когда создавался Израиль, вам было 11 лет, судя по вашей биографии. Скажите, как-то ощущалось в Советском Союзе тогда, что-то изменилось в жизни советских евреев?

- Вы знаете, я как раз жил в том месте, куда приехали евреи со всего мира.

- В Еврейскую автономную республику?

- Совершенно верно. Которые не очень надеялись, что будет воссоздано государство Израиль. Но мечтали о какой-то еврейской автономии и приехали туда в 30-е годы строить как бы маленький Израиль. Но из этого ничего не получилось по разным причинам. Вот я очень хорошо запомнил момент, когда по радио объявили о создании государства Израиль. Бесконечно продолжались разговоры с соседями, на улицах – это вот отложилось у меня в памяти.

- Но повлияло ли это на жизнь реальную как-то?

- Никак.

- Интересно, что Советский Союз был одним из активнейших инициаторов создания государства Израиль, да?

- Да.

- И первым признал его, как было сказано в нашем обзоре. Потом отношение резко изменилось. Вот как вам кажется – это чисто геополитические мотивы были или все-таки большие стремления к репатриации тоже сыграли свою роль?

- Ну, наверно, когда Сталин поддержал создание государства Израиль, не очень сильно учитывалось, что какие-то советские евреи захотят покинуть Советский Союз и стать гражданами Израиля. Там, насколько я знаю, поощрялось посылать в Израиль людей, которые представляли советскую точку зрения, то есть военных, каких-то советников. Но, мне кажется, основная причина в том, что все-таки не удалось осуществить намерение сделать какой-то такой форпост, представительство советское на Ближнем Востоке.

- И поэтому потом так резко изменились отношения?

- Да.

- В советское время был анекдот, который вам, безусловно, известен. Я напомню. Что, когда приехал Бегин, пожилого еврея выгнали в ЦК и сказали, что когда подойдет Бегин, ты скажешь: "Мы никуда не поедем". Пожилой еврей подошел к Бегину и сказал ему: "Бегин, мы никуда не поедем?!". Тогда понятно, были проблемы. Сейчас никаких проблем нет в репатриации. Тем не менее евреи живут благополучно, остаются на своих местах, где они и жили.

- Здесь много разных причин. Сегодня у нас нет государственного антисемитизма. Не буду говорить о других, новых государствах бывшего Советского Союза. Вот о России скажем. Возможности самые широкие. Сегодня можно поступить в любой институт, сегодня можно найти любую работу. Действительно, если в тебе заинтересованы как в специалисте, вряд ли кого-то волнует, какой ты национальности. Наверное, еще немалую роль играет то, что неспокойно в Израиле. На протяжении последних лет, да и с самого существования то, что мы слышали, семь таких явных воин, а на протяжении 60 лет практически военная обстановка в стране постоянная. Если кто бывал в Израиле, видел, какое количество людей ходит с оружием, по улицам ездят, в автобусах и так далее. Особенно по пятницам. Это тоже сдерживающий фактор. Но все-таки, мне кажется, то население, еврейское население, которое живет сегодня в России, в большинстве своем никуда не хотело бы уезжать.

- Но вы хотя и не переезжаете в Израиль, довольно часто там бываете, как я понимаю, поэтому вы знаете и видите, как изменяется на протяжении лет так называемая в Израиле Русская улица. Есть такой афоризм, что Израиль – единственное место на земле, где нет евреев. Что там русские, либо американцы, либо африканцы, либо иракцы. Вы согласны с этим?

- Это не только в Израиле. В Америке, скажем, все, кто приезжает из России или из Советского Союз, тоже всегда были русскими. И в Англии, и во Франции. По стране проживания. Конечно, больше миллиона людей, которые приехали из бывшего Советского Союза, несомненно, влияют на общую жизнь в стране. И это сказывается буквально во всем. Наверное, нужно время. Там уже дети, рожденные там или привезенные в маленьком возрасте. Они будут более израильтянами. А вообще уезжали по разным совершенно причинам. Очень много было недовольных отношением государства. Вы знаете, это и поступление в престижный институт - это тоже очень многих подвигало на выезд. Я думаю, что было очень много таких людей, которые выезжали по религиозным мотивам, были. Уезжали как бы в Израиль, но оставались в Италии, уезжали в Америку, в Австралию, куда угодно. Сама система подгоняла, вы понимаете, не давала людям выбора. Подавали заявление на выезд – выгоняли с работы, из партии, отбирали все, человек становился озлобленным.

- Вот теперь мотивы стали радикально иными, да?

- Довольно поменялась эта ситуация. Когда можно вернуться – совсем другое отношение. Не лишают тебя гражданства, можно снять квартиру, поехать действительно себя проверить, что на самом деле, пощупать рукой, убедиться на собственной шкуре. Пожалуйста, не понравилось – возвращайся. Возвращаются. Я не знаю статистики, но встречался с людьми, которые вернулись.

- Ну религиозные, наверное, все-таки не возвращаются?

- Религиозные практически не возвращаются.

- Это было бы , наверное, странным.

- Да, конечно.

- Я хочу как раз перейти к религиозной части нашей беседы, а именно к школьному образованию. Известно, что в последнее время много обсуждается в прессе и в общественности, и в руководстве государства о введении в том или ином виде преподавания основ религиозной культуры, основ религиоведения. Как вы думаете Адольф Соломонович, возможно ли преподавание религиозной культуры без привлечения детей к той религии, культуре, которая преподается в школе?

- Наверное, это очень сложно. Скажем, те, кто интересуется более содержательно и все-таки хочет знать традицию, должны получить такую возможность.

- Положа руку на сердце, есть дети в такой школе, которые не евреи по закону, да? Многие ли из них потом не устремятся пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу?

- Я думаю, что даже большинство тех, кто учится в этой школе, не становятся религиозными людьми.

- Нет?

- Нет, конечно. Они поступают в институты, самые обычные светские институты, получают светские специальности. Но они знают традицию, они могут ее соблюдать.

- Хорошо. Все-таки согласитесь, представители иной религии не могут нормально учиться даже в нерелигиозной школе, а вот с таким этнокультурным компонентом?

- Вы знаете, обычно в таких школах очень высокий уровень преподавания. Многие родители – не евреи – приходят и просят принять ребенка в эту школу.

- Это люди все-таки более или менее индифферентны к религии?

- Да, совершенно верно. Я знаю большое количество русских людей, которые совершенно категорически против того, чтобы вообще какие-то разговоры о религии велись в школе.

- И я тоже знаю большое количество.

- Это очень сложная проблема, конечно.

- Сейчас это все факультативно, это все решает школа, субъект федерации. Хотят ввести преподавание основ религиозной культуры на общем федеральном уровне. Какова ваша оценка?

- Я думаю, что это было бы полезно для общего образования, для общего воспитания, для общего кругозора. Чтобы человек рос действительно гармоничным, он должен знать своих соседей, с которыми он живет рядом.

- То есть вы бы не протестовали, если бы в еврейской религиозной школе в том или ином виде изучались основы православной культуры?

- Познакомиться - почему же нет. Мы живем в России. Знакомство, я думаю, не повредило бы. В определенном возрасте. Я не знаю, с какого возраста, по-моему, со 2 по 11 класс?

- Ну да.

- А мне кажется, что все-таки это будет рановато для второклассника. Это где-то с 5- 6 класса, когда ребенок уже самостоятельно начинает мыслить и соображать. Вот это было бы полезно познакомиться с основами всех мировых религий.

- Вернемся к юбилею. Последний вопрос, может быть, немножко риторический. К какому юбилею Израиля наступит мир на Ближнем Востоке? Как вы думаете, как вам кажется?

- Это вопрос, наверное, на который кроме Господа Бога никто ответа не знает. Никто. К сожалению. Слишком много завязано там, в этом узле.

- Но все-таки можно на это надеяться, да?

- Надеемся. Молимся.

22.05.2008 14-17





  Также в рубрике:  
26.05.2008 12-15
Эраст Галумов: «Борис Ефимов — единственный очевидец событий от Николая II до Путина»


22.05.2008 15-38
Анна Азари: "Мне очень трудно представить себе до конца Израиль"


22.05.2008 14-17
Адольф Шаевич: "Я очень хорошо запомнил момент, когда по радио объявили о создании государства Израиль"


21.05.2008 13-16
Стивен Спилберг: «Мои предки родом из Украины»


21.05.2008 13-06
Михаил Шуфутинский: «Свою жену я встретил у метро»


17.05.2008 12-22
Игорь Губерман:"Тяжелее всего уезжать нам оттуда, где жить невозможно."


16.05.2008 11-43
Живая история, легенда жанра, патриарх политической карикатуры — Борис Ефимов


14.05.2008 13-34
Главный раввин Украины ответил на вопросы читателей Корреспондент.net


05.05.2008 13-50
Владимир Этуш: «Мне интересных ролей не хватает»


18.04.2008 11-48
Борис Ефимов:"Искусство - оно так же сложно и непостижимо, как сама жизнь"



пятница
23 мая
20 : 31
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software