Адольф Шаевич: "Я очень хорошо запомнил момент, когда по радио объявили о создании государства Израиль"
"Вести.Ru"
В этом году государство Израиль отмечало 60 лет с момента своего создания. О том, каковы причины неспокойствия на Ближнем Востоке, как изменилась жизнь евреев с момента распада Советского Союза и о преподавании основ религии в школах в программе "Диалог" говорил Главный раввин России (по версии КЕРООР) Адольф Шаевич.
- Здравствуйте, Адольф Соломонович.
- Добрый день.
- Кстати, Адольф Соломонович, почему разные даты? В Европе отмечают в один день юбилей, а в Израиле - в другой?
- Нет, просто растянуто празднование.
- По разным календарям, так получилось?
- По разным календарям, да.
- И в начале разговора я предлагаю вспомнить, как создавалось государство Израиль и что было перед его созданием в обзоре нашего корреспондента. Вы согласны, Адольф Соломонович, с оценкой нашего обозревателя причин неспокойствия на Ближнем Востоке вокруг Израиля?
- Наверное, если вернуться именно к тому моменту создания государства Израиль, если бы не начался этот военный конфликт, а просто бы создали оба государства, я думаю, все было бы спокойнее, наверняка.
- Когда создавался Израиль, вам было 11 лет, судя по вашей биографии. Скажите, как-то ощущалось в Советском Союзе тогда, что-то изменилось в жизни советских евреев?
- Вы знаете, я как раз жил в том месте, куда приехали евреи со всего мира.
- В Еврейскую автономную республику?
- Совершенно верно. Которые не очень надеялись, что будет воссоздано государство Израиль. Но мечтали о какой-то еврейской автономии и приехали туда в 30-е годы строить как бы маленький Израиль. Но из этого ничего не получилось по разным причинам. Вот я очень хорошо запомнил момент, когда по радио объявили о создании государства Израиль. Бесконечно продолжались разговоры с соседями, на улицах – это вот отложилось у меня в памяти.
- Но повлияло ли это на жизнь реальную как-то?
- Никак.
- Интересно, что Советский Союз был одним из активнейших инициаторов создания государства Израиль, да?
- Да.
- И первым признал его, как было сказано в нашем обзоре. Потом отношение резко изменилось. Вот как вам кажется – это чисто геополитические мотивы были или все-таки большие стремления к репатриации тоже сыграли свою роль?
- Ну, наверно, когда Сталин поддержал создание государства Израиль, не очень сильно учитывалось, что какие-то советские евреи захотят покинуть Советский Союз и стать гражданами Израиля. Там, насколько я знаю, поощрялось посылать в Израиль людей, которые представляли советскую точку зрения, то есть военных, каких-то советников. Но, мне кажется, основная причина в том, что все-таки не удалось осуществить намерение сделать какой-то такой форпост, представительство советское на Ближнем Востоке.
- И поэтому потом так резко изменились отношения?
- Да.
- В советское время был анекдот, который вам, безусловно, известен. Я напомню. Что, когда приехал Бегин, пожилого еврея выгнали в ЦК и сказали, что когда подойдет Бегин, ты скажешь: "Мы никуда не поедем". Пожилой еврей подошел к Бегину и сказал ему: "Бегин, мы никуда не поедем?!". Тогда понятно, были проблемы. Сейчас никаких проблем нет в репатриации. Тем не менее евреи живут благополучно, остаются на своих местах, где они и жили.
- Здесь много разных причин. Сегодня у нас нет государственного антисемитизма. Не буду говорить о других, новых государствах бывшего Советского Союза. Вот о России скажем. Возможности самые широкие. Сегодня можно поступить в любой институт, сегодня можно найти любую работу. Действительно, если в тебе заинтересованы как в специалисте, вряд ли кого-то волнует, какой ты национальности. Наверное, еще немалую роль играет то, что неспокойно в Израиле. На протяжении последних лет, да и с самого существования то, что мы слышали, семь таких явных воин, а на протяжении 60 лет практически военная обстановка в стране постоянная. Если кто бывал в Израиле, видел, какое количество людей ходит с оружием, по улицам ездят, в автобусах и так далее. Особенно по пятницам. Это тоже сдерживающий фактор. Но все-таки, мне кажется, то население, еврейское население, которое живет сегодня в России, в большинстве своем никуда не хотело бы уезжать.
- Но вы хотя и не переезжаете в Израиль, довольно часто там бываете, как я понимаю, поэтому вы знаете и видите, как изменяется на протяжении лет так называемая в Израиле Русская улица. Есть такой афоризм, что Израиль – единственное место на земле, где нет евреев. Что там русские, либо американцы, либо африканцы, либо иракцы. Вы согласны с этим?
- Это не только в Израиле. В Америке, скажем, все, кто приезжает из России или из Советского Союз, тоже всегда были русскими. И в Англии, и во Франции. По стране проживания. Конечно, больше миллиона людей, которые приехали из бывшего Советского Союза, несомненно, влияют на общую жизнь в стране. И это сказывается буквально во всем. Наверное, нужно время. Там уже дети, рожденные там или привезенные в маленьком возрасте. Они будут более израильтянами. А вообще уезжали по разным совершенно причинам. Очень много было недовольных отношением государства. Вы знаете, это и поступление в престижный институт - это тоже очень многих подвигало на выезд. Я думаю, что было очень много таких людей, которые выезжали по религиозным мотивам, были. Уезжали как бы в Израиль, но оставались в Италии, уезжали в Америку, в Австралию, куда угодно. Сама система подгоняла, вы понимаете, не давала людям выбора. Подавали заявление на выезд – выгоняли с работы, из партии, отбирали все, человек становился озлобленным.
- Вот теперь мотивы стали радикально иными, да?
- Довольно поменялась эта ситуация. Когда можно вернуться – совсем другое отношение. Не лишают тебя гражданства, можно снять квартиру, поехать действительно себя проверить, что на самом деле, пощупать рукой, убедиться на собственной шкуре. Пожалуйста, не понравилось – возвращайся. Возвращаются. Я не знаю статистики, но встречался с людьми, которые вернулись.
- Ну религиозные, наверное, все-таки не возвращаются?
- Религиозные практически не возвращаются.
- Это было бы , наверное, странным.
- Да, конечно.
- Я хочу как раз перейти к религиозной части нашей беседы, а именно к школьному образованию. Известно, что в последнее время много обсуждается в прессе и в общественности, и в руководстве государства о введении в том или ином виде преподавания основ религиозной культуры, основ религиоведения. Как вы думаете Адольф Соломонович, возможно ли преподавание религиозной культуры без привлечения детей к той религии, культуре, которая преподается в школе?
- Наверное, это очень сложно. Скажем, те, кто интересуется более содержательно и все-таки хочет знать традицию, должны получить такую возможность.
- Положа руку на сердце, есть дети в такой школе, которые не евреи по закону, да? Многие ли из них потом не устремятся пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу?
- Я думаю, что даже большинство тех, кто учится в этой школе, не становятся религиозными людьми.
- Нет?
- Нет, конечно. Они поступают в институты, самые обычные светские институты, получают светские специальности. Но они знают традицию, они могут ее соблюдать.
- Хорошо. Все-таки согласитесь, представители иной религии не могут нормально учиться даже в нерелигиозной школе, а вот с таким этнокультурным компонентом?
- Вы знаете, обычно в таких школах очень высокий уровень преподавания. Многие родители – не евреи – приходят и просят принять ребенка в эту школу.
- Это люди все-таки более или менее индифферентны к религии?
- Да, совершенно верно. Я знаю большое количество русских людей, которые совершенно категорически против того, чтобы вообще какие-то разговоры о религии велись в школе.
- И я тоже знаю большое количество.
- Это очень сложная проблема, конечно.
- Сейчас это все факультативно, это все решает школа, субъект федерации. Хотят ввести преподавание основ религиозной культуры на общем федеральном уровне. Какова ваша оценка?
- Я думаю, что это было бы полезно для общего образования, для общего воспитания, для общего кругозора. Чтобы человек рос действительно гармоничным, он должен знать своих соседей, с которыми он живет рядом.
- То есть вы бы не протестовали, если бы в еврейской религиозной школе в том или ином виде изучались основы православной культуры?
- Познакомиться - почему же нет. Мы живем в России. Знакомство, я думаю, не повредило бы. В определенном возрасте. Я не знаю, с какого возраста, по-моему, со 2 по 11 класс?
- Ну да.
- А мне кажется, что все-таки это будет рановато для второклассника. Это где-то с 5- 6 класса, когда ребенок уже самостоятельно начинает мыслить и соображать. Вот это было бы полезно познакомиться с основами всех мировых религий.
- Вернемся к юбилею. Последний вопрос, может быть, немножко риторический. К какому юбилею Израиля наступит мир на Ближнем Востоке? Как вы думаете, как вам кажется?
- Это вопрос, наверное, на который кроме Господа Бога никто ответа не знает. Никто. К сожалению. Слишком много завязано там, в этом узле.
- Но все-таки можно на это надеяться, да?
- Надеемся. Молимся.
22.05.2008 14-17
|