У истоков живописи Израиля
JNews.co.il
Выставки любопытны по-прежнему, и одно из тому подтверждений — ретроспектива израильской художницы Ционы Таджер, открывшаяся также в прошлой четверг в том же Тель-Авивском музее.
Циона Таджер (1900-1988) по праву считается одним из пионеров живописи Эрец-Исраэль, более того — одной из создательниц канонов израильского искусства, сегодня опровергаемых, но все еще держащихся, несмотря на бесконечные попытки юных поколений расшатать основу доброй старой живописи инсталляциями и видеороликами.
Циона Таджер также была одной из основательниц Израильского союза художников, участвовала во множестве выставок, была лауреатом премии имени Дизенгофа за вклад в израильское искусство, представляла Израиль на биеннале в Венеции еще в 1948 году, и была одним из первых израильских художников, поселившихся в 1950-м в Цфате, улочки которого наряду с пейзажами Яффо, Тель-Авива и Иерусалима запечатлены на ее многочисленных полотнах, представленных сегодня в Тель-Авивском музее.
Но главное в ее картинах — не карьера их создательницы, а то, что рассматривая живопись Таджер невозможно ошибиться в попытке угадать, где эти работы были созданы. Картины со столь мощным излучением «Эрец-Исраэль» могли быть сделаны только в Израиле и только еврейским художником.
Если рассматривать работы Ционы Таджер с точки зрения въедливого критика, то можно сказать, что они во многом вторичны, можно ходить от полотна к полотну и радостно восклицать — «ага!», это создано под влиянием идей кубизма, футуризма, ну а это явный Рубин, а это уже от Мондриана, да и вообще вся парижская школа отражена на ее работах. Но вместе с тем на них отражена личность художницы и жизнь Израиля прошлого века.
Таджер родилась в Яффо в семье сефардских евреев, приехавших из Болгарии в 1880 году и бывших одними из основателей квартала «Ахузат байт». Художницей она стала вопреки желанию родителей, но Циона всегда отличалась силой воли и тем, что умела достигать поставленных ею целей. Так что ничто не помешало ей после учебы в «Бецалеле» поехать учиться в Париж в студию Андре Лота, где она увлеклась идеями кубизма и фовизма. Тем не менее Таджер всегда оставалась художницей фигуративной, верной краскам Востока, пейзажам Израиля и вместе с тем свободной от обязательных атрибутов живописи еврейского местечка, которых она просто не знала.
Ретроспектива Таджер в Тель-Авивском музее — это в какой-то мере напоминание о добром старом Тель-Авиве — вместе с выставкой фотографией Авраама Соскина, судьба которого, также как и жизнь Таджер, переплелась с судьбой Тель-Авива и многих живших в нем уже легендарных личностей. Таджер запечатлена на многих фотографиях Соскина, на одной из них — со всем цветом тель-авивской интеллигенции 1920-х годов, в том числе и с Реувеном Рубиным. А куратор выставки — Кармела Рубин, внучка Реувена, с которым Таджер дружила и работала, и дочь которого помогла Тель-Авивскому музею приобрести часть картин, представленных на данной выставке, а также передала на время работы из своей коллекции.
Кармела Рубин должна была стать куратором выставки Ционы в Тель-Авивском музее в 1987 году, когда Таджер была еще жива, и регулярно тогда с ней встречалась. Ее тогдашние впечатления и итоги исследовательской работы легли в основу интереснейшей статьи о жизни Таджер, напечатанной в каталоге нынешней выставки. А та выставка 1987 года так и не состоялась, поскольку Циона Таджер не пошла на компромисс с руководством музея в вопросе выбора залов для экспозиции, так что сегодняшняя выставка — эта долг музея по отношению к художнице, память ее упрямству и первая ретроспективная экспозиция Таджер за многие годы, после того, как через два года после смерти художницы — в 1990 году — выставка ее работ была устроена в Открытом музее в Тефене.
О жизни Таджер говорят ее работы, среди которых стоит выделить портреты людей, чьи имена уже ушли в предания и легенды. Благодаря таланту и энергии художницы они живо смотрят на зрителей сквозь многие десятилетия, прошедшие с момента создания этих портретов. Кстати, первая персональная выставка Таджер прошла в 1931 году в гимназии »Герцлия” и называлась »Портреты в раме” и представлены на ней были работы, которые можно увидеть и сегодня. Вообще же выставляться Таджер начала еще 1921 году, принимая участие в коллективных выставках израильских художников.
Посещение выставок Авраама Соскина и Ционы Таджер в какой-то мере сродни путешествию на машине времени в Тель-Авив и Израиль 1920-1930-х годов, кажущихся из сегодняшнего далека пасторальными и наивными. Наверное, это не так, но в том, что лица и пейзажи в те времена были другими можно убедиться как на выставке Таджер, так и на экспозиции Соскина.
06.11.2003 17-05
|