Обаятельный злодей Игорь Верник
Полина Лимперт MIGnews.com
Он живет в совершенно сумасшедшем ритме, стараясь успеть везде. Актер МХАТА благодаря телевидению известен не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Он вел рейтинговые передачи "Мужской клуб" и "Субботний вечер с звездой", а сейчас его можно увидеть в "Добром утре на Первом". Большинство отрицательных киногероев улыбаются известной "верниковской" улыбкой ("Раскол", "Охота на сутенера", "На углу, у Патриарших…", "Орел и решка", "Взбесившийся автобус", "Восемь с половиной долларов"). В свои сорок два года – он народный артист России.
Во время своего выступления на вечере "Его величество актер", организованном Дагмарой Гиллер в Тель-Авиве, вы, говоря об иврите, сказали "наш общий язык". Это получилось случайно, или у вас есть еврейские корни?
Да, конечно. Мои родители – евреи.
Как здорово! Значит, значит вы имеете право на возвращение. Сейчас, надо полагать, вы проводите "разведку боем" и исследование местности. Или вы бывали в наших краях и раньше?
Это далеко не первый мой вищит в Израиль. Первый раз я был здесь очень давно, во время съемок фильма Григория Натансона "Взбесившийся автобус". Я играл (тут Верник улыбается) агента еврейской разведки, который в аэропорту Бен-Гурион вычисляет террористов и ведет свое расследование. По ходу сюжета мой герой встречается с красивой девушкой, разумеется, еврейкой. Часть любовной линии мы снимали на Мертвом море (к сожалению, как раз это не вошло в картину). И я был совершенно потрясен, очарован страной. Можно сказать, влюбился в нее с первого раза.
А потом я приехал вместе с Юрием Карой, снимавшим "Мастера и Маргариту". Мы работали здесь почти месяц. Были в Иерусалиме, Тель-Авиве, Назарете. Я играл Иуду. Но картина, к сожалению, так и не вышла на экран.
Кто из критиков, говорят о судьбе этой картины, сказал, что здесь не обошлось без вмешательства мистических сил. Вы с этим согласны?
Ну, кто же будет отрицать, что булгаковские произведения окутаны мистикой! Возможно, что и тут не обошлось без чертовщины. Есть в этом что-то странное, не поддающееся логике... Почему картина, в которой снимались такие звезды как Анастасия Вертинская, Ульянов, Дуров и масса потрясающих актеров, так и не вышла на экраны? Мистика да и только!
Если бы вы сейчас сказали, что "После Мастера и Маргариты" вы еще несколько раз пытались приехать в Израиль, но каждый раз что-то не получалось, это бы придало истории с Булгаковым некий завершенный вид…
Да, нет. Никаких чудес. Потом у меня был проект на телевидении, который назывался "Ночная жизнь городов мира". Программа просуществовала несколько лет, я ездил по разным странам и континентам. Для каждого города мы придумывали разные истории. О Германии я рассказывал в образе барона Мюнхгаузена, о Испании – Дон Жуана, Италии – Казановы... Так со своей программой я доехал и до Израиля.
И кем же вы были у нас?
Для Израиля на основе рассказов Менделе Мойхер-Сфорима мы придумали такого персонажа, который все время пишет письма – маме, жене и т.д. Мы снимали Тель-Авив и Эйлат.
Странно, что в поле вашего зрения не попала столица. Или в Иерусалиме недостаточно "ночной жизни"?
Ну... так получилось. Полагаю, что в Иерусалиме ночная жизнь есть, но в Тель-Авиве она все-таки активней.
Ну, тогда вопрос в лоб: вы не любите Иерусалим?
Скорее, наоборот. И очень сильно. Когда я был в Иерусалиме, вспомнил, что моя тетя всю жизнь мечтала побывать в этом городе, и я ей привез маленький камешек из Стены Плача. Я думаю, что это в ее жизни был самый дорого подарок, и вообще самая дорогая вещь… Она умерла в Москве, и на ее могилу я положил этот камешек. Может быть, я не очень отдавал себе в тот момент отчета, но тогда у меня возникло ощущение причастности к истории еврейского народа, ощущение связи…
Я несколько раз был в Иерусалиме. И я почему-то не чувствую себя в этом городе туристом. То есть я не могу ходить, крутить головой по сторонам: вот сад, вот – церковь, вот – мечеть, а вот Стена плача. Для меня это не только исторические памятники. Я ощущаю Стену Плача как кусок истории моего народа. Что-то такое глубинное, что не поддается объяснению словами. Я ее чувствую на другом уровне... Наверное, на генетическом.
А о том, чтобы совершить алию вы не думали?
Я наслаждаюсь пребыванием в Израиле, я получаю огромное удовольствие от страны. Но я очень люблю Москву. Там я родился, там мой дом, семья, друзья, работа, там мой родной язык.
У вас есть возможность в Москве соблюдать еврейские обычаи, традиции? Ходить в синагогу?
Конечно, нет. В московской круговерти не то что еврейские, а простые человеческие обычаи не успеваешь соблюдать. Повидать родных, близких, посидеть с ними... Живешь в безумном вихре... Только вы не подумайте, что я жалуюсь. Мне нравится жить в таком ритме, я его сам и создаю…
Видимо, неторопливая израильская жизнь, где никто никуда никогда не торопится, вас бы свела с ума. Если бы ваш телефон замолчал на пару дней, вы бы начали лезть на стены…
Каких там несколько дней! Мне странно, когда он молчит пять минут!
Вам обычно достаются роли отрицательных героев. Интересно ли вам это? И могли бы вы отказаться, если бы вам предложили сыграть какого-нибудь отъявленного злодея?
Наверное, мог бы отказаться, но не стал бы. Мне очень интересно играть мерзавцев. Когда актер создает какой-то образ, он исследует мотивы поведения своего героя. Нас ведь учили в театральном институте: в плохом человеке всегда ищи хорошее, а в хорошем – плохое. Надо исследовать механизмы – почему? Почему он так себя ведет? Почему он стал таким подонком? Ведь человек не просто так становится плохим!
Конечно, не всегда удается играть такие роли, в которых есть глубина, но вообще мерзавцев играть очень интересно, потому что они неоднозначны.
А Иуда, по вашему, законченный мерзавец? Или его тоже можно оправдать, или, по крайней мере, найти объяснение его предательству?
Я много прочитал о нем, готовясь к съемкам "Мастера и Маргариты". Есть такая версия, что Иисус для того, чтобы воскреснуть, должен был быть распят, а он не был к этому готов, и Иуда вполне сознательно пошел на предательство, чтобы помочь своему учителю сделать то, что он должен был сделать. Именно это я и старался сыграть, но настолько насколько мне позволял сценарий.
А то, что вам приходится влазить в шкуру этих малосимпатичных персонажей, не оставляет нехорошего осадка в душе после съемок? Вы не нуждаетесь в некотором периоде для реабилитации?
Актер должен уметь без труда и ущерба перевоплощаться в своих героев, а потом смывать грим и возвращаться к своей обычной жизни. Бывают редкие случаи, когда играешь большую роль, сталкиваешься с мощной драматургией – тогда, это, конечно, сказывается и на тебе. Через роль можно многое переосмыслить и в себе, и в своей жизни.
А сыгранные вами мерзавцы никак не отражаются на вашем успехе у женщин, не отталкивают от вас дам?
Нет, наоборот. Кто сказал, что женщины любят благовоспитанных правильных мужчин? Женщины любят мерзавцев, к ним они тянутся, как бабочек на огонь. Я бы сказал, женщинам нравится неординарность. Мерзавцы для этого подходят идеально.
Вы рассуждаете не как любитель. Чувствуется, что вы знаете, о чем говорите. Значит следующий вопрос: вдохновляют ли вас женщины?
Конечно! А кто же еще может вдохновлять? Состояние влюбленности может заставить вибрировать душу, не дать ей уснуть… Мне повезло, в моей жизни были такие женщины, которые заставляли хвататься за перо, искать рифмы, чтобы выразить чувства. Сегодня моя муза – моя жена Маша. Она, кстати, со мной в Израиле.
Она актриса?
Нет-нет! Она закончила институт международных отношений, и сейчас работает в журнале "Хэллоу!" заведующей отделом.
На сцене актеры только "играют" в любовь или на самом деле влюбляются? Случается ли так, что "сценические отношения" перерастают в нечто большее?
Влюбляюсь ли я в актрису, с которой играю? Конечно! Возникает некий момент взаимопонимания, близости, теплоты. Но я влюбляюсь только в тот миг, когда звучит команда "Мотор"! Как только прозвучит: "стоп, снято!" – все проходит, и остается только теплота. Но это другое чувство…
Я только что закончил сниматься в 12-серийной картине "Время жестоких" по Хруцкому, у режиссеров Всеволода Плоткина и Александра Стефановича. Мой герой, выросший в Переделкино среди писателей и книг, не очень-то понимает людей, сторонится женщин. Такой странный персонаж. В его мечтах существует некий идеал женщины, и современницы не дотягивают до этого идеала. И вот однажды он встречает журналистку. Появляется взаимный интерес, а затем и завязываются отношения. Он влюбляется и не верит своему счастью – его идеальная женщина рядом с ним! Эту женщину играет Ольга Кабо. У нас были любовные и постельные сцены...
Стоп! Я думаю многим зрителям интересно, что происходит на съемочной площадке, когда надо снять постельную сцену? Герои просто барахтаются, чтобы создать видимость движения и некоего действия в кровати?
Постельную сцену поставить невозможно. Как ее поставишь? Конечно, есть кровать, есть простыни, есть полумрак и телекамеры, но рядом – женщина. И тут оказывается, что я не просто актер, который умеет играть и любовь и ненависть, но я еще и мужчина. И тут неизбежно возникает ваше собственное чувство, дает о себе знать и твой мужской опыт, и ее женский опыт…
Впрочем, когда актеры друг к другу хорошо относятся в жизни – сыграть любовь проще. А когда нет? Бывают ведь случаи, когда актеры не выносят друг друга, а они должны играть любовь. И у них это получается: зритель плачет и смеется вместе с ними. Потому что искусство – это не жизнь. Искусство – это отражение жизни. А наша профессия – это прекрасный обман.
В семье вы – единственный актер?
Вовсе нет. У нас в семье все так или иначе связаны с искусством! Во-первых, мой брат Вадим. Мы с ним двойняшки, у нас 15 минут разницы. В юности мы с ним вместе бегали на спектакли. Он закончил театроведческий факультет, сейчас на телеканале культура ведет программу "Кто там?". Наш старший брат Слава, который старше нас на 9 лет, тоже актер, закончил школу-студию МХАТа. Папа, Эмиль Григорьевич Верник, закончил ГИТИС, был актером, но нашел себя в режиссуре. Долгие годы был главным режиссером Всесоюзного Радио, более 30 лет возглавлял литературно-драматическое вещание. Наша мама, юрист по образованию, но всю жизнь проработала в театре, была заведующей музыкальной частью. Так что, видите, вся наша семья связана с театром.
У вас есть дети?
Сын Григорий. Ему 4 года и три месяца. Он - моя любовь, мой восторг, моя гордость. С ним я чувствую себя большим ребенком. Он дарит мне свое детство, а я ему - свое. Я бы хотел, чтобы он много читал, любил и понимал искусство.
Думаете, что он станнит артистом?
Посмотрим, кем он будет. Но уже видно, что он талантлив.
Над чем работаете сейчас? Увидим ли мы продолжение "Ночной жизни городов мира"?
Про мини-сериал "Время жестоких" я уже говорил. Кстати, я не сказал, что на этот раз я предстал совсем в другом амплуа. Вы говорите, что я играю в основном "мерзавцев", в этой картине – это образ очень цельного, сильного человека с настоящим мужским характером. Важно, что я играю не просто "мента", который расследует одно дело за другим, который умеет стрелять с двух рук, прыгать с 9 этажа, спасая людей, но и то, что у него есть интеллект. Это было играть интересно. И эту знаменитую "верниковскую улыбку", про которую мне все говорят, вы не увидите ни разу. Ни разу за все двенадцать серий. Такой у меня там образ. Это не значит, что мой герой – мрачный и угрюмый человек. Просто он – другой. Также я снялся в продолжении "На углу у Патриарших". Мой герой – зэк, отбывающий наказание "на зоне". Этакий "авторитет". Вот такой диапазон ролей: от зека – до сильного, интересного и интеллектуального героя.
Что-то все ваши рассказы меня не очень вдохновляют. Надо признаться, что я не люблю и не смотрю сериалы. Я люблю настоящее кино, где есть и завязка и развязка и конец, который не надо ждать на протяжении 200 серий.
Вы думаете, я не люблю кино? Но сейчас такое время и такая жизнь…
То есть вы мечтаете сняться в хорошем фильме?
Конечно. Я снимался, хочу и буду сниматься в настоящем кино.
Вы для себя определились, кто вы: актер, ведущий или шоумен?
Этот вопрос может задать только человек, который со мной не очень-то знаком. Я слышал, как народ удивляется: Верник? Это же шоумен! Разве он пятнадцать лет играет во МХАТе? Разве он заслуженный артист России? Это не удивительно, потому что большинство зрителей знакомы со мной, благодаря телевидению. Оно доступно миллионам. Возможность сходить в МХАТ есть не у многих. И о том, что есть другой Верник, мало кто знает.
Не кажется ли вам несправедливым, что главную известность приносит телевидение, а не серьезные роли в кино и театре?
Сложно ответить. Мне нравится заниматься телевидением. Я люблю сниматься в кино и выходить на сцену в театре. Все это – часть меня. Я так устроен. Это – три кита, на которых я стою. Заберите какую-то часть – и мне чего-то будет не хватать. Просто в разные моменты жизни – по-разному расставляются акценты. Сегодня для меня важнее кино. А что будет завтра – посмотрим.
Какой ролью в театре вы больше всего гордитесь?
Я очень люблю постановку Андрея Васильевича Мягкова по пьесе Галина "Ретро". Мне досталась там очень яркая роль. Да и Мягков – блистательный и тонкий актер. С ним очень интересно работать.
А о чем вы мечтаете?
Можно, я не стану отвечать на этот вопрос?
22.03.2004 11-44
|