Пять лет израильской "Девятке"
www.mignews.com
У "Девятого канала" - первый юбилей, 5 лет. Его отец-основатель, генеральный директор и главный редактор Леонид Блехман отдал телевидению четверть века. Окончив в 1980 году ВГИК, он работал одновременно на киностудиях и в Останкино. По его профессиональным меркам, 5 лет для телеканала - значимый возраст.
Строго спрашивать со всех, кому доверено выходить в эфир "Девятого канала", - святая обязанность Леонида Блехмана. Но день рожденья - такой праздник, когда вполне можно поменяться ролями. Сегодня вопросы задаю я, ведущий "Девятого канала" Сергей Бавли, а отвечает на них Леонид Михайлович. Деваться ему некуда - положение "отца" именинника обязывает.
- "Час зачатья" я очень хорошо помню. Помню конкурс, в котором за заветную "кнопку" боролись несколько компаний, помню ваше огромное желание реализовать свои идеи и свое видение телеканала. Наверное, сейчас уже можно подвести итоги, хотя бы промежуточные…
Идеи воплощены в жизнь. Частично. Могу показать план программ, с которым мы шли на конкурс. Большинство из них вышли в эфир в задуманном формате. Но вообще-то планов было и есть громадье, и реализовать их все за 5 лет нереально.
Телеканал начинался, что называется, на пустом месте. Штата как такового не было, к вам просто приходили люди. Многие из тех, кого отобрали, 5 лет назад были никому не известны, а сегодня это звезды, которых знает почти каждый русскоязычный израильтянин. Наверняка вначале руководить было гораздо проще, чем сейчас, когда ваши подчиненные знамениты…
- Руководить талантливыми людьми вообще сложно… Других не держите?
- Стараемся. Многие из наших ведущих действительно звезды, и если с ними стало сложнее, то только в том смысле, что в них необходимо постоянно поддерживать состояние "драйва", расслабляться-то нельзя, иначе звездный статус можно мигом утратить. Можно ошибиться на фоне головокружения от успехов, уйти куда-то не туда… Уберечь их от этого - задача непростая. Правда, звездной болезни в запущенной форме - так, чтобы приходить ко мне, топать ногами и ставить условия - ни у кого нет и не было. Профилактикой звездной болезни я иногда тоже занимаюсь, по индивидуальным методикам.
Имидж телеведущего - это продукт коллективного творчества, но слава достается одному человеку, тому, что на экране. А все те, кто на этот имидж работали, остаются за кадром.
Конечно, это усложняет ситуацию. Но все мы - люди взрослые, все знают, как они зависимы друг от друга. Нужно ценить человека, который находится на острие зрительского внимания, - ведущего, и я это постоянно всем внушаю. А сам телеведущий прекрасно понимает, что если не сможет выстроить отношения с теми, на кого опирается, то грош ему цена. И весь его имидж, вся слава быстро сойдут на нет. Такое бывало.
- Что должен сделать хороший телеведущий, чтобы Леонид Блехман с ним расстался?
- Нарушить какие-то этические нормы. Например, мы держим нейтралитет в плане политики. И поддержка политических партий, откровенная реклама "своих" за спиной редакции недопустимы.
- Принято считать, что существует два типа руководителей: диктатор и демократ. Себя к какой категории относите?
- Я, наверное, все-таки демократ. Несмотря на то что чуть ли не самый старший по возрасту на канале и профессиональный опыт у меня большой. Однако у нас все очень демократично, к ребятам я прислушиваюсь, но граница между нами все-таки существует.
Сегодня в мире, пожалуй, уже не осталось стран, где был бы всего один телеканал. Телекомпании привыкли существовать в условиях жесткой конкуренции. Но уникальность "Девятки" в том, что ей приходится конкурировать с каналами другой страны - России.
Ситуация уникальна только на первый взгляд, и то если смотреть с нашей колокольни. В других государствах иностранный канал - такой же конкурент, как и внутренний. Я даже не могу сейчас сказать, что "Fox news" - нам не конкурент. И я точно знаю, что второй и десятый израильские каналы - тоже конкуренты "Девятого", они и сами так себя позиционируют. Они ведь борются за нашу аудиторию и за наш кусок "рекламного пирога", тогда как с российскими каналами мы конкурируем только за аудиторию. Мы имеем зрительскую долю в прайм-тайм примерно 14 процентов, и нам с трудом удается получить 5-6 процентов общеизраильского рекламного бюджета. Уникальность ситуации заключается, пожалуй, в другом. В мире очень мало полноформатных каналов (а у нас именно такой, мы и новости даем, и аналитику, и актуальные события, и развлекательные программы, и фильмы), работающих на аудиторию порядка миллиона человек. Создание такого канала - очень дорогостоящее дело, а заставить его стать окупаемым - безумно сложно.
- Я недавно вернулся из Нью-Йорка и могу засвидетельствовать: "Израиль плюс" там знают. Выход на американский рынок - это здоровые амбиции творческого человека или попытка найти дополнительный финансовый источник?
- Это сочетание обоих факторов. Творческий коллектив озабочен привлечением как можно большего количества зрителей, а менеджеры обязаны извлекать из этого дивиденды. Если б я был только главным редактором, то я бы и думал только о творческой составляющей, пытался бы реализовать свои амбиции и гордо говорить: "Вот, нас вчера смотрело столько-то человек, а сегодня уже в 10 раз больше". И все. Но я еще и генеральный директор, отвечающий за финансовые результаты работы телеканала. Я обязан переводить расширение зрительской аудитории в доход. Я знаю, что нас смотрит 53 процента женщин и 47 процентов мужчин. Вообще-то это нормально, дамы в принципе склонны больше времени проводить у телевизора, но мне бы хотелось эти цифры выровнять. Не выходя при этом за рамки бюджета. Не по средствам мне купить право бесплатного показа, скажем, чемпионата мира по футболу и этим привлечь мужиков, но это и всем израильским каналам оказалось не по средствам. Значит, крутиться надо, думать.
- Вы вскоре запускаете сайт телеканала. Зачем?
- Сейчас время Интернета, и это нельзя игнорировать. Интернет оттягивает у нас часть аудитории, а ведь мы - своеобразная фабрика по производству новостей, аналитики. Грех этим не воспользоваться и не занять эту нишу. И опять же - борьба за аудиторию и рекламные средства обязывает искать новые подходы.
- Вы совмещаете две должности - главного редактора и генерального директора. Работа, наверное, собачья?
- Если бы занимался только менеджментом, то, наверное, мог бы сказать, что собачья. Но я ведь и за содержание отвечаю, как бы разделив мозг на два полушария, ответственных за разные составляющие моей деятельности. И мне удается радоваться ее плодам, так что место, выходит, не собачье.
- Как редактор, вы обязаны беспрестанно генерировать новые идеи, изобретать, придумывать, подпитывать коллектив энергией. Откуда черпаете вдохновение?
- Опыт, вкус - это моя опора. Есть идеи, которые хотелось воплотить еще 20 лет назад, но возможности не было, а сейчас она появилась. Изучаю пожелания аудитории - их обязательно необходимо учитывать. Учусь у других, это не стыдно и принято на телевидении - что-то заимствовать и адаптировать для своей аудитории.
- Вы, как руководитель канала, можете себе взять столько эфирного времени, сколько захочется, но на деле крайне редко появляетесь на экране.
- Я очень занят тем, что происходит за кадром, обеспечиваю другим возможность комфортно работать в кадре.
- А нет такого своеобразного зуда?..
- Нет. Я помню, когда мы запускали канал, мне аналогичный вопрос задал один из наших ведущих. Я ему ответил, что если и буду что-то вести, то только прогноз хорошей погоды. И кстати, в качестве режиссера я иногда работаю.
- Сколько времени длится ваш рабочий день?
- В среднем 14-16 часов.
- Семья не бунтует?
- Пятницу-субботу железно отдаю семье. Иногда и отпуск бывает, 2-3 дня. Ездим куда-нибудь с женой.
- Нагрузочка-то приличная - 14-16 часов в день. Как расслабляетесь, восстанавливаете силы?
- Иногда после окончания эфира, в полночь, удается с коллегами посидеть немного, пропустить по рюмке, но это - крайне редко. Главное правило: отоспаться в пятницу, минимум, до часу дня.
- А модные способы? Дайвинг, теннис, дзюдо, на худой конец? Современному руководителю как-то даже неприлично без чего-то подобного…
- Все это было когда-то, в основном как раз дзюдо. Но сейчас главное - дом. Живу я в живописном месте, за городом. Дом построил своими руками, и в свободное время что-то достраиваю, доделываю…
- То есть сам с молотком, как царь-плотник?
- Да, для меня это лучший отдых. Вот бетономешалку недавно выбросил.
- У вас две дочери. Вы бы хотели, чтобы они работали на телевидении? Не на "Девятом канале", а в принципе?
- Старшую я, видимо, заразил своей страстью к строительству. Она в этом году заканчивает учебу на архитектурном факультете Иерусалимского университета. Младшей еще предстоит пару лет учиться в школе, а потом она сама сделает выбор.
- Вернемся к телевидению. Какие новые программы увидят зрители?
- В самое ближайшее время - программа журналистских расследований с Алексом Гольцекером. Расследования - это очень дорогостоящие проекты, к примеру, одна экспертиза качества воды может стоить 10 тысяч шекелей. Но сегодня мы уже встали на ноги и можем себе это позволить. Недавно запустили новую туристическую программу с Алексеем Осиповым и Еленой Хангой. В стадии разработки ток-шоу для молодежи "Вечерняя линейка", посвященное интимной жизни, без запретных тем, с викторинами для зрителей. Выходить ток-шоу будет после 23.00. И это только часть задумок.
- Читатели часто задают такой вопрос - а будет ли на "Девятом канале" новогодний "Голубой огонек"?
- Будет! И очень необычный, такого ни у кого еще не было. Веселый, с песнями и шутками, в прямом эфире и со зрителями в студии.
- Говорят, с кем Новый год встретишь, с тем его и проведешь…
- Для того и стараемся.
05.11.2007 11-14
|