Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


январь
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









The Sunday Telegraph: Российский олигарх вторгается в блогосферу Леваев получил статус постоянного жителя Великобритании «Человек без чувства юмора — бандит. Или гений» — уверен Роман Карцев «Плохой еврей» Эммануил Виторган Звенья одной цепи Вся лента новостей

   
      сегодня: 06.01.2008, воскресенье    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  История:  

Имре Кальман, король оперетты

«Еврейский журнал»

Будущий композитор родился 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона — крупнейшего озера Венгрии. К тому времени в семье венгерских евреев Кальманов уже было двое детей — Бела и Вильма.

Эммерих (так его назвали при рождении, но позже он сменил имя на более венгерское Имре) усиленно занимался в двух школах — в гимназии и в музыкальной школе, но, улучив свободный часок, садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена.

Весной 1898 года, когда Имре исполнилось пятнадцать лет, он впервые выступил перед публикой с Фантазией ре-минор Моцарта. В концертном зале присутствовали и представители прессы. Имре выглядел таким маленьким и щуплым, что газеты восторженно отмечали дарование «двенадцатилетнего музыканта».

В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. И Имре выполнил желание родителей, блестяще сдав все экзамены.

Однако теперь для него началась поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он учился в будапештской Академии музыки по классу композиции у Я. Кеслера. В 1902 году он написал первое музыкальное сочинение — цикл на стихи Людвига Якубовски. За первой работой последовали другие. Среди них главный труд, с которым он связывал все свои надежды, — «Сатурналии» — поэма для большого симфонического оркестра. 29 февраля 1904 года в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана. Впрочем, оно стало и последним. И все же сам Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, что високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля — день особого благополучия.
На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Премия позволила ему провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам (вслед за «Сатурналиями» им была создана очередная симфоническая поэма — «Эндре и Иоганна»). Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда Кальман заехал по пути на родину.
«Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» — с досады шутил Кальман и сам смеялся громче всех.

Опуститься до оперетты! Обладатель премии Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр. Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман «докатился»-таки до оперетты.

Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер — великие пестователи жанра — почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь. Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там он и сочинил свою первую оперетту — «Осенние маневры». Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Спустя год, 21 января 1909 года, премьера состоялась в венском театре «Ан дер Вин». Австрийская публика встретила оперетту Кальмана с не меньшим восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.

В начале Первой мировой войны Имре Кальман работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой «Барышней Жужей» и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название «Да здравствует любовь!» Премьера «Барышни Жужи» состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в «Мисс Весну», она вскоре покорила сердца американцев.
Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Йенбаха. Штейн считался патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще.

Премьера «Королевы чардаша» состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть в Россию и Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре вступили в войну.
Но Кальману было не до войны. Исписывая один за другим нотные листы, он забывал обо всем на свете, создавал яркие, зажигательные мелодии.

Одна из оперетт той поры — «Фея карнавала», — в сущности, является переработанным вариантом «Барышни Жужи». Премьера состоялась 21 сентября 1917 года в «Иоганн Штраус театре». Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при аншлаге.
Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская — уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью из России в 1917 году. Она покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте влюбленных — тридцать лет, их знакомство довольно скоро привело к свадьбе. В то время Имре только что начал работу над новой опереттой — «Фиалка Монмартра» — и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила сына, а потом еще двух девочек.

Последующие оперетты Имре Кальмана упрочили его славу как одного из лучших в мире композиторов этого жанра. Огромный успех сопровождал постановку его оперетты «Баядерка» (1921), в которой композитор часто использует ритмы новых для того времени танцев — фокстрота и шимми. К числу наиболее известных оперетт Кальмана также относятся поставленные в Вене «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926) и уже упоминавшаяся «Фиалка Монмартра» (1930) — его самое лирическое произведение.

А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялись и настроения публики. Даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. В 1938 году в Австрию вторглись немецкие войска. Кальману, впрочем, это ничем не грозило: несмотря на свое еврейское происхождение, он был одним из любимых композиторов Гитлера. Тем не менее после аншлюса, отказавшись от предложения стать «почетным арийцем», композитор был вынужден эмигрировать: сначала он уехал в Цюрих, затем в Париж и наконец оказался в США — в Калифорнии, а точнее, в Голливуде — обетованной земле мирового кинематографа.
Оторванность от привычной обстановки, чужой быт и нравы, чужая культура — все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. За последние два десятка лет жизни он сочинил лишь две оперетты: «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти «Аризонскую леди». На местном уровне они имели некоторый успех, но не задержались в репертуаре театров.

В декабре 1949 года Кальмана внезапно разбил паралич. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но вскоре болезнь окончательно взяла верх. Король оперетты умер в Париже 30 октября 1953 года.

05.11.2007 11-51





  Также в рубрике:  
25.12.2007 12-04
Гитлеру точно капут


25.12.2007 11-27
После войны в Шиндлера бросали камни. Рассказ Мими Рейнхард


18.12.2007 11-49
Эпизоды судьбы Льва Пульвера


17.12.2007 11-33
Лазарь Минор, сын раввина


05.12.2007 11-26
Занимательные учебники Якова Перельмана


29.11.2007 12-37
В Милане отмечают 50-летие романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго"


29.11.2007 12-29
Сюжет судьбы Баруха Шаца


27.11.2007 11-16
Хаим Вейцман, самый первый


23.11.2007 15-37
Танкист, хотевший стать врачом


22.11.2007 10-56
Архив Рингельблюма



пятница
11 Января
15 : 58
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software