Сюжет судьбы Баруха Шаца
«Еврейский журнал»
29 ноября 1866 года в ортодоксальной семье в еврейском местечке Ворно (Литва) родился Дов Барух (Борис) Шац. В 1882 году, не окончив иешиву, он поступил в школу искусств и вскоре стал членом сионистской группы Переца Смоленскина. В 1888 году Шац отправился в Варшаву, и этот короткий — всего год — польский период оказался для Баруха Шаца весьма плодотворным. Созданные им в Польше рельефы — портреты Монтефиори, Коршевского, литография-портрет рабби из Лади — не случайные разрозненные произведения, но свидетельства складывающейся в его творчестве собственной концепции еврейского искусства.
В 1889 году Барух Шац вернулся в Вильно, женился, и вместе с женой и тестем перебрался в Париж. Там в то время жил известный скульптор Марк (Мордехай) Антокольский, и Шац стал его учеником. Одновременно он учился живописи в Кармонской Академии художеств. Многие произведения Шаца в те годы были посвящены сюжетам из жизни Моше-рабейну. Скульптура «Йохэвэд, мать Моше» (1892 г.) экспонировалась в Парижском салоне, а на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 г. получила серебряную медаль.
Задуманная им серия произведений на сюжеты из жизни Моше могла стать главной работой художника. Однако в полной мере этим планам не суждено было осуществиться. Наиболее значительным произведением Шаца в парижский период считается скульптура «Матитьягу Хасмоней» (1894). Идея ее создания возникла под впечатлением судебного процесса над Дрейфусом. Это событие повлияло на историю сионизма и, в частности, во многом сформировало мировоззрение Теодора Герцля. Образ еврея — борца за освобождение и независимость своего народа - был реакцией Шаца на настроения европейских евреев того времени.
Иные творческие устремления владели Шацем в Болгарии, куда он переехал с семьей в 1895 году. Он погрузился в жизнь страны — деятельно участвовал в создании Болгарской Академии искусств, работал над скульптурными образами поэта Вазова и болгарского принца Бориса. Шац — автор многих монументов: памятника Неизвестному солдату, скульптурной композиции «Освобождение», памятника графу Игнатову в Софии, проекта фонтана, построенного в честь болгарских религиозно-освободительных войн. В Болгарии к Шацу впервые приходит настоящее признание. Он участвует в международных выставках и получает награды. Его работы ценят в художественных салонах Европы. Он принят в члены Французской Академии художеств.
Первые годы в Болгарии еврейская тема почти не занимала Баруха Шаца, но сам он мечтал основать в Эрец Исраэль Академию художеств. Разлад в семье (жена ушла от него к его ученику Андрею Николову, который стал впоследствии знаменитым скульптором) ускорил отъезд Шаца из Болгарии. В Эрец Исраэль Барух Шац создал «Бецалель» — еврейскую Академию художеств, и на собственное творчество у него не оставалось ни сил, ни времени. В 1911-м он женился на Ольге Певзнер и создал знаменитую скульптуру «Моше». В 1913—1914-м Шац много работал над темами еврейской традиции, вновь вернувшись к начатому в Болгарии («Омовение рук», «Трубящий в шофар», «Учитель»). В 1915-м Шац трудился над проектами произведений на темы еврейских праздников.
После войны Барух Шац направил всю свою энергию на восстановление нормальной деятельности «Бецалеля». Только в 1924-м, когда Академия уже не требовала всепоглощающих усилий, он отдавал высвободившееся время работе над серией бюстов библейских героев: царя Соломона, царя Давида, Самсона и Деборы, Моисея (Моше) — в разных вариантах. С 1929-го Шац все больше занимался живописью. За год до смерти он создал серию автопортретов (один из них – перед вами).
Помимо всего этого, неутомимый Барух Шац начинает собирать коллекцию еврейского традиционного искусства минувших веков - ханукальные светильники, мезузы, рукописи, украшенные миниатюрами, шитые тканые чехлы для свитков Пятикнижия. Эти произведения, прекрасные сами по себе, имеют для еврейского художника то великое достоинство, что они связаны с главной сферой еврейской духовной и одновременно повседневной жизни - с религией. Коллекция Б. Шаца стала впоследствии основой экспозиции еврейского отдела «Музеон Исраэль» (Музея Израиля) в Иерусалиме.
Умер Барух Щац в Америке в 1932 году, собирая пожертвования для Израильской Академии художеств. Он был бессребреником, но денег на основанную им школу он никогда не считал и не жалел. Известный сионистский деятель Артур Рупин писал в своих воспоминаниях: «Шац не признавал никаких бюджетных рамок, он неизменно тратил на нужды школы, на ее расширение и улучшение больше, чем имел». Похоронили Баруха Шаца в Иерусалиме, на Масличной горе. В Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Беэр-Шеве есть улицы Бецалеля, а в Иерусалиме неподалеку от того места, где школа и музей «Бецалель» начинали свое существование, есть также улица Бориса Шаца.
29.11.2007 12-29
|