Эпизоды судьбы Льва Пульвера
Еврейский журнал
Еврейский композитор Лейб (Лев Михайлович) Пульвер родился в Екатеринославе, Украина, 18 декабря 1883 года, в семье клезмера, который был в прошлом так называемым николаевским солдатом.
Игре на скрипке на слух Лейб учился у отца, по нотам — с семи лет у мужа сестры Ш. Двойрина, ученика знаменитого чешского скрипача О. Шевчика. С десяти лет Пульвер играл в клезмерских «капеллах», а также выступал с исполнением концертов Ф. Мендельсона и других классических произведений.
В 1898–1901 гг. он был скрипачом в оркестре театральной труппы М. Кропивницкого, для которой сочинил, опираясь на украинский фольклор, музыку к спектаклю «Ой, не ходи, Грицю» по пьесе М. Старицкого. В 1902 году с русской театральной труппой приехал в Петербург, занимался у студента-скрипача, ученика Л.Ауэра Д. Бертье (1882–1950, с 1922 г. — профессор Киевской консерватории), поступил в консерваторию, которую (после перерыва в 1905–1907 гг., связанного с отчислением за участие в студенческих волнениях) окончил в 1908 году как скрипач (у Н. Галкина), а также как композитор (у А. Лядова и Н. Соколова).
В 1909 году Лейб Пульвер по конкурсу был принят скрипачом и в том же году — солистом-альтистом оркестра Большого театра в Москве (играл по 1923 г.). До 1918 г. преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, вел классы скрипки, альта и квартета. Был также альтистом в различных квартетах, дирижировал симфоническими оркестрами в Сестрорецке, Киеве, Харькове, Минске и других городах.
Особое место в его творческой судьбе занимала еврейская тема. С 1922 вплоть до разгрома еврейской культуры Пульвер заведовал музыкальной частью и был дирижером оркестра ГОСЕТа, написал музыку к 42 спектаклям театра, в том числе к важнейшим в его истории: «200 000» (1923), «Путешествие Вениамина Третьего» (1927), «Глухой» (1930), «Король Лир» (1935), «Бар Кохба» (1938), «Фрейлэхс» (1945).
Пульверу принадлежит музыка к обозрению «Под куполом цирка» (1933; тексты И.Ильфа, Е. Петрова, В. Катаева), к спектаклям «Тевье-молочник» (1940) в Харьковском украинском театре имени Т. Шевченко и «Уриэль Акоста» (1940, по К. Гуцкову) в Малом театре (Москва), к кинофильмам «Еврейское счастье» (1925), «Белая смерть» (1932) и другим. Пульвер также сочинил оперетты «Гулливер» (1907), «Как ее зовут» (1938) и «Моряки» (1940), ряд песен (преимущественно на тексты еврейских поэтов).
Музыка Пульвера, основанная, главным образом, на интонациях еврейского фольклора, создавалась преимущественно в тесной связи со сценическим действием, дополняя, подчеркивая, а часто и обогащая замысел драматурга и режиссера, с которым композитор работал в непосредственном контакте.
В воспоминаниях «Эпизоды моей жизни» («Советиш геймланд», 1970, № 2) Пульвер отмечает особую чуткость к музыкальной ткани спектакля С.Михоэлса, с которым композитор сотрудничал много лет, и Б. Норда (1901–64), режиссера украинской и русской сцены. Некоторые выразительные и запоминающиеся мелодии Пульвера легли в основу народных песен, а его обработки еврейского фольклора вошли в профессиональный концертный репертуар.
Льву Михайловичу Пульверу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1928), заслуженного деятеля искусств (1934) и народного артиста РСФСР (1938). Большинство его произведений не издано, а местонахождение рукописей не установлено. Умер талантливый еврейский композитор в Москве в 1970 году.
18.12.2007 11-49
|