«Плохой еврей» Эммануил Виторган
«Еврейский журнал»
Популярный росийский актер театра и кино Эммануил Виторган родился 27 декабря 1939 года в Баку, хотя его родители - родом из Одессы. Отец был крупным хозяйственником, а мама не работала - вела дом, растила сына. Не совсем обычное имя Эммануил получил по желанию мамы - в честь ее брата, которого убили в годы гражданской войны при очередном погроме в Одессе.
Гидеона Виторгана часто перебрасывали с объекта на объект. Поэтому школу Эмма окончил уже в Астрахани. И отправился на берега Невы - поступать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Окончив ЛГИТМиК в 1961 году, Эммануил стал актером театра им. А. С. Пушкина.
Еще во время учебы он подружился со своей однокурсницей Тамарой Румянцевой, ныне заслуженной артисткой Республики Карелия, актрисой театра «Творческая мастерская» в Петрозаводске. Тамара и Виторган, поженившись, уехали работать по окончании института в Псков, позже вернулись в Ленинград: сначала устроились в Театр музкомедии, а потом Виторган ушел в Театр имени Ленинского комсомола, а Тамара - в Театр на Литейном.
И тут в жизнь молодой актерской пары вмешался его Величество Случай. Или – провидение. В тот же театр, где работал Эммануил, приехала из Севастополя рыжеволосая красавица, актриса Алла Балтер. И - покорила сердце Виторгана. Когда измена мужа открылась, гордая Тамара собрала мужу чемодан и отправила его к разлучнице с бутылкой коньяка и пожеланиями счастья в новой жизни.
Вскоре обе семьи покинули Питер: Виторган и Балтер отправились в Москву, а Румянцева с дочкой Ксенией - в Петрозаводск. Эммануил в 1971–1982 годах был актером Театра имени Станиславского, затем два года играл в Театре драмы и комедии на Таганке, а с 1984 года – в Театре им. Маяковского.
Сам Виторган о своей актерской судьбе рассказывает не без гордости: «За свою жизнь я сменил не так много мест работы. За 45 лет поработал в пяти театрах: в двух в Питере, в трех - в Москве, причем в одном из них работал временно. Для меня никогда не имело значения, чьим именем назван тот или иной театр. Для меня всегда существовал дом по имени Театр. 11 лет я прожил в доме по имени Театр Станиславского, где я встретил потрясающих партнеров. Тогда труппа была просто замечательная: Сережа Шакуров, Альберт Филозов, Юра Гребенщиков, так рано ушедший из жизни, Лиза Никищихина, Аллочка Балтер, Жора Бурков... А какая режиссура была там! И Леонид Викторович Варпаховский, и Мария Иосифовна Кнебель, и ребята, которые пришли потом: Анатолий Васильев, Боря Морозов, Иосиф Райхельгауз...».
Двадцать один сезон выходил он на сцену театра им. Маяковского. «Я очень благодарен всем тем, кто здесь работает, - говорит актер. - Хорошее надо не вспоминать, а помнить. А когда люди по той или иной причине впадают в беспамятство, они должны помнить, что в такое же беспамятство уйдут и они. Отсутствие памяти - большой человеческий грех. Мы ведь не живы вечно. У меня очень долголетняя родня: дедушка ушел в 99, папа в 92, мама в 90. Аллочка подвела, к сожалению... Раньше я думал, что жизнь - длинная штука. Но когда в течение двух лет всё это на меня обрушилось, когда ушли мои самые близкие и дорогие, тогда я начал понимать, что жизнь не так уж длинна и надо постараться что-то в ней сделать не только для себя... Хотя и для себя - тоже. Раньше нам говорили, что для себя - это эгоизм, эгоцентризм. Сегодня понимаешь, что надо, в первую очередь, любить себя, тогда будет лучше и родине, и всем партиям, вместе взятым».
В 2006 году Эммануил Виторган ушел из театра, но продолжает играть в спектаклях, в которых был занят ранее. Участвует в антрепризных постановках и, конечно же, много снимается в кино. Впервые на киноэкране он появился в 1968 году. И с тех пор жизнь приобрела для него новые краски. Актеру по плечу любые жанры - от музыкальной комедии до психологической драмы, с равным успехом Виторган исполняет роли в исторических и фантастических картинах и в современных драмах.
Среди наиболее любимых зрителями фильмов с участием Эммануила Виторгана - музыкальная комедия Яна Фрида «Благочестивая Марта», новогодняя комедия Константина Бромберга «Чародеи», снятая по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», приключенческая картина «Кортик», эксцентрическая комедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», детектив по роману Еремея Парнова «Ларец Марии Медичи», боевик «Тревожное воскресенье» и «Кодекс бесчестия», сериалы «Бедная Настя» и «Волчица». В 1990 году Виторгану было присвоено звание заслуженного, а в 1998-м – народного артиста России.
На вопрос журналиста газеты «Еврейские новости» о своей национальной принадлежности Виторган ответил: «Знаете, я плохой еврей. Во-первых, не знаю своего языка, да и не мог его знать, потому что всю жизнь прожил в России. Да, мои родители евреи, но они тоже не говорили ни на идиш, ни на иврите. Отец был упертым коммунистом. Только в самом конце жизни он начал понимать, что существуют иная реальность и другие модели жизни общества. А вот хороший я еврей потому, что не считаю наш народ сверхнацией. В нашем народе, как и в любом другом, есть подонки и мерзавцы, которые позорят нас. Но мы подарили миру много талантов, которые прославили еврейский народ в самых разных сферах».
Так получилось, что к еврейской жизни его подтолкнула … любовь. После смерти Аллы Давыдовны Балтер Виторган женился в третий раз. Его жена Ирина Млодик - руководитель театрального агентства. Супруги счастливы в браке и живут в полном согласии. «Ирочка появилась в тяжелый момент моей жизни. Когда Аллочка болела, и когда ее не стало, многие мои приятельницы были готовы прийти мне на помощь. Никого из них не хочу обидеть, но только в Ирочке я обнаружил такую жажду жизни, что самому захотелось жить», - рассказал актер газете «Известия».
А что касается еврейской жизни… Эммануил Виторган честно признаётся: «До совсем недавнего времени я ни разу в жизни не переступал порог синагоги, хотя несколько раз бывал с театром в Израиле. Даже мысли такой не возникало, и было непонятно, что такое синагога. В детские и юношеские годы я не общался с людьми, которые были знакомы с традицией. Но вот у моей жены Ирины - прямо противоположная ситуация. Она выросла в Юрмале, и с детских лет с друзьями довольно часто ездила в рижскую синагогу. Так что мое появление в синагоге - полностью ее заслуга. Она привела меня за руку к братьям-евреям. С огромным уважением отношусь к тем моим собратьям, кто соблюдает традицию. Сам не молюсь и ничего не соблюдаю, но с удовольствием принимаю участие в самых разных еврейских мероприятиях».
28.12.2007 12-21
|