Бен-Гурион по кличке «Старик»
«Еврейский журнал»
Один из создателей современного Израиля, первый и третий премьер-министр еврейского государства Давид Бен-Гурион (Грин) родился 16 октября 1886 года в маленьком польском городке Плоньске, где евреи составляли 60 процентов населения. Мать мальчика умерла, когда Давиду было всего 11 лет. А его отец, Авигдор Грин, был энциклопедически образован, интеллигентен и фанатически предан ивриту. Он был юристом и общественным деятелем, соблюдал религиозные традиции. Его сверстники создали в городе отделение общества «Ховевей Цион», познакомились с идеями Теодора Герцля и стали его восторженными поклонниками. Сионисты поколения Авигдора Грина пошли против традиционных учений иудаизма. Они считали, что недостаточно уповать на волю Всевышнего и что спасение евреев - дело рук самих евреев.
Юношей Давид Грин стал деятельным членом движения «Поалей цион» и ездил по Плонскому округу вплоть до Варшавы, пропагандируя это движение. В 15 лет он уже был прекрасным оратором. В 1905 году начались преследования «бунтовщиков»: царское правительство арестовало Давида и отправило в тюрьму. Когда его выпустили, он решил переехать в Эрец Исраэль.
Там он собирал апельсины под Петах-Тиквой, работал на ферме в Седжере – в мошаве в Нижней Галилее. Условия жизни были сложные, работа непостоянная, и Давид перебирался с места на место, часто голодал, а отцу писал, что всё в порядке. Рассказывают, что когда друзья сказали отцу правду и тот послал сыну денег, Давид вернул их со словами: «Не для того я приехал в Эрец Исраэль, чтобы быть попрошайкой».
Когда образовалась партия «Ахдут авода», которая стала издавать газету «Ахдут» («Единство»), Давид публиковал в ней много политических статей, и подписывал их «Давид Бен-Гурион». Это имя, которое он взял себе в 1910 году, осталось у него на всю жизнь. Газета с ее социалистическими идеалами собрала вокруг себя группу единомышленников. Тесная дружба связала Давида с Ицхаком Бен-Цви, который позже стал вторым президентом Израиля. Давид и Бен-Цви вместе поехали получать высшее образование в Константинопольском (Стамбульском) университете и в начале Первой мировой войны вместе вернулись в Эрец Исраэль. Вместе же их выслали турки из страны за слишком бурную сионистскую деятельность. Из Египта, куда они бежали, друзья уехали в 1915 году в Нью-Йорк, где в 1917 году Бен-Гурион женился на молодой медсестре из Минска, Поле Мунвейс, тоже активистке движения «Поалей цион».
После обнародования знаменитой Декларации Бальфура, о которой Бен-Гурион узнал в Нью-Йорке, он записался в «Еврейский легион» и, начиная с августа 1918 году, сражался в британской армии в последние недели выдворения турок с Ближнего Востока.
Как только война закончилась, Давид возглавил рабочее движение в подмандатной Палестине. Он больше не работал в сельском хозяйстве и полностью ушел в политику. В 1921 году его избрали первым секретарем Гистадрута (Всеобщей организации рабочих в Эрец Исраэль), для которого он очень много сделал за 14 лет своего мандата, превратив Гистадрут в мощную организацию.
В конце 20-х годов набрало силу ревизионистское движение во главе с Зеэвом Жаботинским. Бен-Гурион добился объединения «Ахдут авода», «Поалей цион» и «Хапоэль ха-цаир» в единую мощную партию под названием МАПАЙ и стал одним из ее основных лидеров. В начале 1930-х гг., накануне 18-го Сионистского конгресса, Бен-Гурион повел широкую предвыборную кампанию с целью достижения партией Мапай большинства в органах Всемирной сионистской организации. Эта кампания увенчалась успехом. На конгрессе, состоявшемся в Праге в 1933 г., представители рабочих партий составили 44% делегатов, и Бен-Гурион был избран членом исполнительного комитета Сионистской организации и правления Еврейского агентства. Опасаясь полного раскола в сионистском движении, Бен-Гурион и Жаботинский разработали программу соглашения между Гистадрутом и рабочими, примыкавшими к движению ревизионистов. Эта программа, однако, была отвергнута в ходе плебисцита большинством членов Гистадрута. В тот же период Бен-Гурион пытался прийти к соглашению с лидерами арабского населения в Эрец Исраэль, однако контакты с ними не привели к конкретным результатам.
Весной 1942 года Бен-Гурион поехал в США разъяснить сионистскую позицию. Именно тогда состоялась важная конференция сионистских представителей США, Англии и Палестины. Бен-Гуриону удалось обнародовать так называемую «Балтиморскую программу», в которой было два важных пункта: 1) желание сионистской организации жить в мире со всеми соседними арабскими странами; 2) Палестина срочно должна стать «единым еврейским государством в рамках нового демократического мира», который безусловно сложится после того, как Вторую мировую войну выиграют противники нацизма.
29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание двух государств на территории британской Палестины, еврейского и арабского. Тут же арабы напали на евреев в разных уголках страны. Так началась Война за независимость, особенно разгоревшаяся после ухода англичан в пятницу 14 мая 1948 года. И в ту же ночь Бен-Гурион работал над окончательной редакцией Декларации Независимости. На следующий день около четырех часов дня он прибыл со своей женой Полей в Тель-авивский музей, где собрались руководители ишува. Все встали и пропели «ха-Тикву». После этого Давид Бен-Гурион, коренастый человек с лицом драчуна, с большой головой, украшенной знакомой всем седой гривой, твердым и ясным голосом прочитал Декларацию Независимости и провозгласил возрождение суверенного еврейского государства, которое отныне будет называться Государство Израиль. Было сформировано временное правительство, в котором Бен-Гурион стал премьер-министром и министром обороны. Его мандат был подтвержден на первых всеобщих выборах 1949 года, когда ни одна из партий не получила абсолютного большинства, но относительное большинство (46 мандатов из 120) получила партия МАПАЙ. Президент Х. Вейцман поручил Бен-Гуриону как главе этой партии формирование коалиционного кабинета министров. В этом первом постоянном правительстве Израиля Бен-Гурион занял пост премьер-министра и министра обороны.
Давид Бен-Гурион окончательно ушел из политики в 1970 году. Ему было 84 года. За два года до того умерла его любимая жена Поля, и в оставшиеся ему три года жизни он продолжал писать мемуары в кибуце Сде-Бокер. 29 ноября 1973 года, вскоре после войны Судного дня, по радио объявили о смерти Бен- Гуриона, которого называли дружески «старик», присвоили прозвище «лев», которого любили, с которым спорили и боролись. Как бы то ни было, Бен-Гурион остается величайшим политическим деятелем прошлого века - как Черчилль и де Голль, которых он хорошо знал и которые им восхищались. Государство Израиль ему обязано многим. До 1948 года, во время Войны за Независимость и в последующие годы тяжесть судьбы Израиля лежала на его плечах. Конечно же, он, как всякий человек, допускал ошибки. Но им всегда руководило врожденное чувство политика, глубокая любовь к еврейскому народу, горячая забота о его независимости на земле предков.
Центральный аэропорт Израиля, улицы и проспекты во многих городах страны носят его имя. А столичный район, где находятся все министерства, называется «Кирьят Бен-Гурион». На денежных купюрах и на марках есть его портрет. Он, безусловно, самая знаменитая личность во всей современной еврейской истории. Судьба народа, по мнению Бен-Гуриона, решится только в Эрец Исраэль. Он категорически отрицал возможность цельной и полнокровной жизни в диаспоре. И бесспорно, Бен-Гурион представляет собой монументальную фигуру, олицетворившую бурный период современной истории еврейского народа.
16.10.2007 15-41
|