Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


декабрь
3 10 17 24 31
4 11 18 25
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









«Человек без чувства юмора — бандит. Или гений» — уверен Роман Карцев «Плохой еврей» Эммануил Виторган Звенья одной цепи Леониду Кауфману — 80 лет Рабби Нахман и Зеев Жаботинский - часть истории Украины Вся лента новостей

   
      сегодня: 30.12.2007, воскресенье    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  История:  

Беларусь: Память жива

JN

Неумолимый бег времени стирает страницу за страницей в нашей национальной памяти. Пройдет еще несколько лет, и покинут этот мир последние ее хранители. Тем, кто помнят ужасы Шоа (Холокоста), сегодня уже за восемьдесят.

Проект документации и увековечения имен евреев, погибших в период Шоа на оккупированных территориях бывшего СССР, начал работать с мая 2006 года. На этих территориях погибли более 2-х миллионов евреев, но всего около 400 тысяч имен известны. Цель проекта – найти недостающие имена. К этой работе подключились еврейские общины и еврейские организациии Украины, Молдовы, России, Беларуси, Прибалтики, а также США и Германии. Они начали поиск свидетелей, сбор архивных материалов, документов, фотографий тех лет. Большая работа по сбору и документации имен погибших ведется и среди выходцев из бывшего Советского Союза, живущих в Израиле. Десятки тысяч Листов свидетельских показаний разосланы по разным городам и странам, и десятки тысяч неизвестных ранее имен пополнили базу данных Зала Имен мемориала Яд Вашем.

В еврейских общинах постсоветского пространства темой Холокоста начали заниматься с первых лет перестройки. Работа многих историков, исследователей, краеведов и просто волонтеров, несмотря на прошедшие десятилетия, дает возможность восстановить трагическую картину уничтожения еврейского населения бывшего Советского Союза.

Беларусь приняла первые удары гитлеровских войск. Победным маршем двинулись они на восток, оставляя за собой кровавый след с разрушенными городами, селами, местечками. Гетто и рвы... Тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч расстрелянных, замученных, сожженных женщин, детей, стариков... Уничтожение беларусских евреев было тотальным. Мало кому удалось спастись: Красная армия отступала, не оставляя времени на эвакуацию.
Сегодня в стране ведется огромная работа по восстановлению трагических страниц истории беларусского еврейства.

Инна Герасимова, кандидат исторических наук, создатель и директор Музея истории и культуры евреев Беларуси, Председатель ОО «Республиканский Фонд «Холокост», возглавила работу по проекту Яд Вашем на территории Беларуси. Она разработала методику поиска и документации имен уничтоженных в годы оккупации евреев. Находясь в Иерусалиме на семинаре в Мемориале Катастрофы Яд Вашем, она рассказала в коротком интервью о работе, которая ведется под ее руководством в разных областях Беларуси.

- Инна, когда и с чего вы начали работу по документации и поиску имен погибших и в чем состоит лично ваша работа?

- Уже несколько лет в разных общинах страны есть люди, которые занимаются темой Холокоста, составляют списки погибших в годы войны евреев, записывают воспоминания бывших узников гетто, партизан, участников войны. В ноябре 2006г., после визита в Беларусь руководителя Проекта документации имен евреев, погибших в период Шоа на оккупированных территориях бывшего СССР, Бориса Мафцира, было принято решение о том, что вся работа по Проекту на территории Беларуси координируется Музеем, и мы разработали программу деятельности. Поездки Б.Мафцира по городам и его встречи и выступления в общинах дали возможность узнать о Проекте и его целях не только белорусским евреям, но и всем гражданам республики, т.к. средства массовой информации (газеты и телевидение) публиковали выступления Б. Мафцира. С этого момента мы ведем работу совместно с мемориалом Яд Вашем.
Я лично налаживаю контакты с местными властями, со школьными учителями, занимаюсь поиском источников в архивах и музеях, езжу по городам и деревням, координирую работу с волонтерами, работаю со списками, опубликованными в книгах Памяти, готовлю документацию для Яд Вашем.

- Беларусь занимает огромное географическое пространство. Понятно, что охватить всю ее территорию сразу невозможно. В каких районах страны вы начали работать?

Мы выбрали 16 городов, в которых уже определены координаторы проекта. Это - Могилев, Бобруйск, Гродно, Гомель, Брест, Витебск, Пинск, Речица, Полоцк, Лида, Вилейка, Осиповичи, Дзержинск, Сморгонь, Новогрудок, Слуцк. Наши координаторы уже организовали там группы волонтеров–помощников.

С координаторами мы провели однодневный семинар, на котором обсуждалась методика работы по Проекту. В результате семинара были выбраны несколько основных направлений:
а) работа по выявлению имен погибших, заполнению и непосредственному сбору свидетельских листов в городах среди населения;
б) составление списков погибших в гетто и на фронте методом опроса, как евреев городов и местечек, так и неевреев, живущих там;
в) просмотр и изучение списков погибших, которые помещены в книгах «Памяць.Гістарыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі”.
г) выявление и копирование списков погибших в архивах и музеях республики.

- С какими сложностями вы столкнулись уже в процессе работы?

- Постепенно определились методы, с помощью которых проходил сбор данных имен погибших. Например, стало очевидным, что заполнение свидетельских листов происходит очень медленно, т.к. людей, помнящих имена погибших, осталось очень немного, листы не всегда возвращаются к нам, и эту работу мы выделили в отдельную очень важную программу, в которую входит:
а) поиск людей для заполнения свидетельских листов через еврейские организации (Хеседы, молодежные и семейные клубы и т.п.);
б) работа с учителями общеобразовательных школ небольших городов, сел и деревень, которые имеют возможность вместе с учениками выяснить наличие тех людей, которые смогут заполнить эти листы;
в) контроль и помощь в заполнении листов и их сбор.

- Ваша работа заключается исключительно в поисках свидетелей и заполнении свидетельских листов?

- Сбор имен евреев, погибших в годы Катастрофы, посредством заполнения свидетельских листов мы рассматриваем как главную и основную работу. Но параллельно мы нашли возможным использовать и другие источники.

В этой связи мы решили изучать и исследовать такой серьезный и объемный источник информации, как книги Памяти, которые в Беларуси вышли по каждому району республики. Их около 170. Однако, здесь также есть проблемы:

1. Эти книги выходили в течение почти 20 лет, и в тех, что вышли первыми да и во многих современных книгах, не выделены списки погибших евреев. Это в основном общие списки, как правило, на двух – пяти десятках страниц и из десятков тысяч фамилий надо выбирать еврейские.
2. Затем требуется перевод на русский язык фамилий, имен, а часто и отчеств погибших евреев, т.к. эти списки составлялись на белорусском языке.

- Вы ведете обработку данных по книгам Памяти самостоятельно или прибегаете к помощи специалистов-архивистов?

- Списки, помещенные в книгах Памяти, мы проверяем, консультируясь с сотрудниками архивов и местных краеведческих музеев, потому что обычно они не полные: просто нет возможности поместить все имена в одну книгу. Для уточнения мы часто выезжаем в города и районы республики и уже после сверки списков, помещенных в книге и из архивов или музеев, сами набираем на компьютере списки и отправляем в Яд Вашем.

Схематично нашу работу по использованию аривных, музейных документов и республиканских книг Памяти можно отразить следующим образом:

1. Выявление в архивах и музеях республики списков погибших евреев.
2. Работа по получению копий списков и пересылка их в музей.
3. Сопоставление этих списков со списками из книг Памяти.
4. Выборка имен из общего списка, перевод на русский язык и набор их на компьютере.

- Вы находили в процессе работы еще какие-то источники информации о погибших?

- Кроме книг Памяти, мы проводим выборку имен погибших евреев и из других источников, хранящихся в архивах – воспомианний, показаний различных свителей периода войны или сразу после войны. Таким образом мы выявили десятки имен погибших в Минском гетто.

Мы нашли ещё одни важный источник выявления имен погибших евреев – списки, хранящиеся в сельских Советах, которые составлялись по конкретным захоронениям. Однако, следует отметить, что не все сельсоветы имеют такие материалы и приходится связываться с ними вначале по телефону, а в случае наличия списков выезжать туда, т.к. как правило, по почте они этих материалов не высылают.

- Инна, расскажите подробнее о ваших коллегах, о тех, кто делит с вами все сложности – и технические, повседневные, и психологические, эмоциональные.

- У нас сложилась сильная профессиональная группа. Именно профессиональная, несмотря на то, что в большинстве своем это – волонтеры. Но это люди, для которых Катастрофа – и неутихающая боль, и предмет исследования. Мы знаем – для того, чтобы наша работа сохранилась для потомков, необходима точность, скурпулезность, доскональная проверка каждого документа.

Мой заместитель по проекту документации имен - Елизавета Кирильченко. Она - волонтер нашего музея, она координирует работу со всеми волонтерами по заполнению анкет, работает с книгами Памяти и списками, отвечает за перевод списков на русский язык, их компьютерный набор, готовит собранные материалы к отправке в Яд Вашем.

Среди активных участников Проекта, занимающихся поиском сведений, разъяснительной работой, сбором и передачей анкет и списков в музей: Ида Шендерович – руководитель общинных программ из города Могилева, Аркадий Шульман – главный редактор журнала «Мишпоха» (Витебск), Алла Абелева – руководитель общинной программы «Холокост» (Бобруйск), Анна Мацакова – волонтер из местечка Паричи,Сергей Ворончук – волонтер из Дрогичина, Михаил Перец - глава еврейской общины г. Борисова, Майя Крапина, Лариса Геллер - кураторы «Хэсэд-Рахамим» (Минск), Ольга Колосова – директор краеведческого музея (Вилейка), Галина Ванкевич – директор израильского миницентра (Слуцк), Владимир Райский – Гомель, Михаил Израильский – Минск, Ирина Руклецова – Минск, Семен Шапиро – Пинск.

Без этих людей невозможно было бы даже приступить к работе, не говоря о том, чтобы получить хоть сколько-нибудь значимые результаты. А мы на сегодняшний день уже собрали и переслали в Яд Вашем многие тысячи имен погибших. Но это – капля в море. Наш долг перед погибшими – найти и вспомнить всех.

25.09.2007 22-32





  Также в рубрике:  
25.12.2007 12-04
Гитлеру точно капут


25.12.2007 11-27
После войны в Шиндлера бросали камни. Рассказ Мими Рейнхард


18.12.2007 11-49
Эпизоды судьбы Льва Пульвера


17.12.2007 11-33
Лазарь Минор, сын раввина


05.12.2007 11-26
Занимательные учебники Якова Перельмана


29.11.2007 12-37
В Милане отмечают 50-летие романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго"


29.11.2007 12-29
Сюжет судьбы Баруха Шаца


27.11.2007 11-16
Хаим Вейцман, самый первый


23.11.2007 15-37
Танкист, хотевший стать врачом


22.11.2007 10-56
Архив Рингельблюма



пятница
04 Января
15 : 49
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software