Опять евреи виноваты?
Еврейский Обозреватель
Когда-то, очень давно, Сталин для меня был даже выше родного отца. Отец, добровольцем ушедший на фронт в июле 1941 года, погиб в боях под Сталинградом. Он был евреем. Если бы остался в живых, познал бы на себе все прелести советского «апартеидиша». Однако понадобились долгие годы, чтобы его сын осознал, кто такой на самом деле «товарищ Сталин». Так что мой интерес к сталинской эпохе не случаен. Я приходил в гости к ветеранам, пережившим голодомор, аресты, высылки, депортацию, внимательно их слушал, многое записывал.
А поздней весной этого года в Быковне я столкнулся с еще одним мрачным штрихом ушедшей сталинской эпохи. Широкая аллея посреди соснового бора. Нет привычных могил. Но многие деревья обвязаны ленточкой, внизу таблички: фамилия, имя, отчество, год рождения и год насильственной смерти. Полный интернационал, включая еврейские имена. Посреди огромный крест. Люди вокруг него. И вместо вечного огня — в руках горящие свечи. В мае в Быковнянском лесу собираются родственники невинно убиенных, чтобы почтить память погибших.
Я слушал выступления представителей различных общественных организаций, политиков. Не было коммунистов — наследников тех, кто творил небывалые злодеяния. Все-таки странно и страшно слушать выступления в парламенте «товарища Симоненко», по сей час твердящего, что не было голодомора, массовых репрессий.
Почему-то не было никого из представителей еврейской диаспоры. В чем же тут дело? Задумался, но вот услышал выступление депутата Киевсовета Александра Сергиенко. Нет, в его речи не было никаких призывов, скорее, чувствовалась «подготовка почвы». Он говорил об «израильском предпринимательстве, засилье которого угрожает независимости Украины», добавив, что «если подобную практику не прекратить, то скоро мы все станем рабами еврейских капиталистов». Заметьте, не французских, не немецких и не российских. Вообще-то, расчет достаточно тонкий: в очередной раз представить евреев врагами украинцев и вызвать ответную реакцию.
После Сергиенко выступил поэт Николай Плотников. В своей поэме он старательно увязал пророка Моисея с кровавыми репрессиями в Союзе. Пиита проводили аплодисментами. А то, что в его стишках сплошное передергивание фактов, — до этого, похоже, никому и дела нет.
Количество евреев, участвовавших в репрессиях, значительно преувеличено. Никто не отрицает, что наряду с русскими и украинцами евреи-партработники участвовали в удушении села, и не только украинского, в уничтожении интеллигенции. По роду деятельности я видел некоторые списки сотрудников НКВД по Киеву. Да, еврейские фамилии в них заметны, но гораздо больше там русских и украинских. И давайте не забывать — в конце 1940-х — начале 1950-х годов основной удар преследований пришелся именно по еврейскому народу.
Коммунисты в СССР по сути отказались от культурного наследия всех народов (в том числе и евреев) страны, называя себя пролетарскими интернационалистами. С энтузиазмом уничтожали и церкви, и мечети, и синагоги.
В заключение хочется выразить то главное, что наболело. Хорошо, что все мы разбежались по национальным квартирам — развитие языка, культуры, традиций, верований. Но нельзя прекращать контакты с представителями других народов, нужно общаться с ними, изучать нашу общую историю, находить общий язык, пресекать любую деятельность, направленную на разжигание национальной розни.
26.11.2003 12-31
|