Вина в юности, искупление в старости
InoPressa.ru
Он был бойцом батальона СС "Мертвая голова" и надзирателем в концентрационном лагере "Маутхаузен". Это было 60 лет назад. Теперь бывший надзиратель плачет. Он пытается справиться со слезами. Он плохо слышит. Он носит полосатую тюремную одежду. Он умоляет судью не высылать его и не разлучать с женой, у которой проблемы с сердцем и рак молочной железы.
"Я хотел бы остаться с ней, - говорит Иоганн Леприх. - Я хотел бы отметить с ней нашу золотую свадьбу". Именно поэтому он рискнул покинуть свое убежище в Канаде и отправился домой. Это было в апреле. Через три месяца, 1 июля, во вторник, за шесть дней до его 78-летия, Иоганн Леприх был арестован.
Это случилось теплым летним вечером. В городе Клинтон-Тауншип, который расположен примерно в 40 километрах к северу от Детройта в американском штате Мичиган, у Леприхов есть дом. Они купили его в 1976 году за десять с половиной тысяч долларов. Сегодня он стоит больше двухсот тысяч. У них двое взрослых детей. В саду цветут цветы.
Около 22 часов прибыла полиция. Неизвестный позвонил в участок и сообщил, что Леприх находится в доме своей жены. Полицейские осмотрели дом. В первые 45 минут они ничего не обнаружили. Но наконец они его нашли. Леприх прятался в чулане, в потайной комнатке под лестницей.
В австрийский концлагерь "Маутхаузен" с 1938 по 1945 год нацисты отправили около 200 тысяч человек. Из них 119 тысяч (в том числе 38120 евреев) были казнены или умерли в результате непосильного труда. В Европе мало евреев пережили Холокост.
Леприх 16 лет был в бегах, он соорудил себе тайное убежище. Если он когда-нибудь покидал дом своей жены, что обычно бывало только ночью, он нервно осматривался по сторонам. Малейший шум и любое движение пугали его. Он ощущал себя затравленным зверем.
Его преследователи, которые долгое время шли за ним по пятам, в том, как произошел арест, видят нечто вроде исторической справедливости.
"В этом есть ирония судьбы. Во время Второй мировой войны тысячи людей, прежде чем их схватили нацисты, пытались скрыться от преследования. И вот теперь, 60 лет спустя, Леприх на собственной шкуре узнает, чего им это стоило", - говорит частный детектив Роберт Ковальковский. Другой частный детектив из Нью-Йорка, Стивен Рэмбем, даже говорит о некой "поэтической форме справедливости".
Рэмбему, который, как он сам говорит, в свободное время охотится за нацистами, 46 лет. Его офис находится в Манхеттене, но никто не знает, где именно. Ассоциация National Association of Investigative Specialists считает его лучшим детективом.
Его страсть - это охота на нацистских преступников. "Будучи евреем, - говорит он, - я пытаюсь дать некоторым наглядный урок. Если ты убиваешь еврея, ты должен понимать, что твоим преследователем может тоже оказаться еврей".
Уже восемь лет он занимается подобными делами, зачастую - по заказу еврейских организаций. Он едет к подозреваемым, представляется ученым, заставляет немолодых господ разговориться и тайком записывает разговоры при помощи крохотного микрофона, спрятанного в шариковой ручке.
Рэмбем разыскал уже более 170 предполагаемых военных преступников, в основном в Канаде. Поскольку Канада, как говорит он, является "проклятой богом гостиницей для военных преступников". Тот, кто предполагает, что большая часть нацистских палачей бежали под чужим именем в Южную Америку, например, в Парагвай, тот ошибается. "Это не так, - говорит Рэмбем, - подавляющее большинство виновников Холокоста отправилось на свободный запад - в США, в Канаду, Англию, Австралию".
Рэмбем вышел на след Леприха в начале 80-х годов. Тогда жена Леприха Мария призналась Рэмбену, что ее муж уже шесть лет назад бежал в Канаду. В ходе расследования выяснилось, что Леприх - судя по всему, беспрепятственно - дважды продлевал срок действия водительских прав - в 1989 и в 1993 году, первый раз по почте, второй - лично. Он неоднократно пересекал канадско-американскую границу. В апреле этого года, когда он ехал к больной жене, он путешествовал автостопом. У пожилого человека никто ни разу не спросил документы.
Леприх родился в 1925 году в Румынии. Его родители были немцами. Когда ему исполнилось 18 лет, он пошел служить в венгерскую армию. В ноябре 1943 года он стал членом СС. Вскоре после этого его перевели надзирателем в "Маутхаузен", где он вступил в батальон "Мертвая голова".
В Маутхаузене он провел полгода, до мая 1944 года. В июне 1945 года его как немецкого солдата, а не надзирателя концлагеря арестовали американцы. В феврале 1952 года он по переселенческой визе въехал в США. В марте 1952 года он дал клятву, что никогда не был причастен "к убийству человека по расовым, религиозным или национальным мотивам". 30 декабря 1958 года, он получил американское гражданство.
Долгое время Леприх жил спокойно. Его соседи говорят о нем, как о добросердечном и милом человеке. В своем саду он выращивал овощи. "Что он только ни сажал, - говорит Кларенс Соннтаг, его пожилая соседка, - и он со всеми делился".
Многие прощают ему его прошлое. "Это было так давно, - говорит другая соседка Леприха, Патрисия Себастьян. - Об этом надо забыть". Позже, в суде его защищал и пастор Роберт Уолтерс: "В то время он был еще ребенком. Если бы он не пошел в "Маутхаузен", его послали бы на фронт в Россию, где он наверняка бы погиб".
Был ли Леприх военным преступником? Убил ли он кого-нибудь? Это неизвестно. Заключенные, которые там были, говорят, что каждый надзиратель "Маутхаузена" самолично убивал заключенных. Тем не менее до сего дня не нашелся ни один свидетель, который подтвердил бы выдвинутые против Леприха обвинения.
В 1987 году его лишили американского гражданства, потому что он дал ложную клятву. Чтобы избежать высылки, он тайно отправился в Канаду. В пятницу на прошлой неделе федеральный суд в Детройте принял окончательное решение об его экстрадиции.
Еще остается открытым вопрос, когда и куда, наверное, в Румынию, возможно, в Германию или Венгрию. Пока этот вопрос не решен, Леприх останется в заключении. Неясно также, сможет ли его по состоянию здоровья сопровождать жена. "Он самый хороший человек на этой земле", - сказала она о своем муже по завершении процесса.
Джозеф Макгиннесс, адвокат Иоганна Леприха, хочет подавать апелляцию. Его подзащитный, говорит он, входил в состав команды, занимавшейся внешней охраной концлагеря, на территории лагеря он ни разу не был.
28.11.2003 11-22
|