Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


январь
7 14
21
28
1 8 15
22
29
2 9
16
23
30
3 10
17
24
31
4 11
18
25
5 12
19
26
6 13
20
27



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Украина и Израиль разрешили конфликт вокруг рисунков Бруно Шульца Верховный суд раскритиковал "кошерные" автобусы Опровержение Либермана: "Я уже много лет не бывал на Украине" К 60-летию Израиля:виртуальная акция поминания жертв террора Преодолеть вражду Вся лента новостей

   
      сегодня: 15.01.2008, вторник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Культура:  

Живая виолончель Натальи Гутман

«Еврейский журнал»

Знаменитая виолончелистка Наталья Гутман родилась в Казани 14 ноября 1942 года в семье Альфреда Анисимовича Берлина и Мирры Яковлевны Гутман. Первое сольное выступление Наташи состоялось в 9-летнем возрасте. В 1964 году она окончила Московскую консерваторию по классу виолончели, в 1968 году - аспирантуру при Ленинградской консерватории.

С 1962 года Гутман гастролирует. С 1964 года - солистка Москонцерта, с 1976 года - Московской филармонии. В 1967-1977 годах преподавала в Московской консерватории. Лауреат первой премии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), первой премии международного конкурса виолончелистов им. А.Дворжака в Праге (1961), второй премии Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961), и многих других международных конкурсов.

В интервью московскому виолончелисту и журналисту Борису Лифановскому Наталья Гутман рассказала о том, как достался ей один из инструментов: «После конкурса имени Чайковского в 1962 году мы с мамой поехали в Ленинград - там у меня был концерт. И я думала, что очень богата, потому что у меня была третья премия – полторы тысячи рублей. Приехав в Ленинград, мы начали спрашивать у музыкантов, не продается ли здесь виолончель. Нам сказали, что есть один виолончелист, но он просто спятил – хочет продать инструмент за десять тысяч. Конечно, это была совершенно невозможная цена, но мама у меня была человек неожиданностей и в трудных ситуациях она всегда шла до конца. Она сказала: “Слушай, понятно, что денег все равно нет, но мне интересно: что за инструмент может стоить десять тысяч? Давай все-таки пойдем к нему”.

Этот виолончелист в свое время работал в Малом оперном театре и получил эту виолончель в результате какого-то невероятного случая. Перед войной к нему пришла женщина и сказала: “У нас был жилец, который уехал перед революцией и не возвращается. Но он оставил у нас такую же штуку, как та, на которой вы играете. Теперь мы хотели бы ее продать”. Он посмотрел на эту виолончель, заплатил, конечно, какую-то ерунду… И пошел к известному петербургскому мастеру – тогда там был мастер по фамилии Зейдник, - который, увидев эту виолончель, вскричал: “Боже мой, это же виолончель Алоиза!” Владислав Алоиз был очень видным виолончелистом и работал солистом Петербургского придворного оркестра. На его юбилей император поручил совсем еще молодому Зейднику найти для него инструмент. Инструмент нашелся в Западной Украине.

Я села играть, не могла оторваться от этой виолончели, сыграла все, что могла сыграть. Мама в это время поняла, что тут наша “погибель”. И она стала говорить с этим виолончелистом о цене. Но тот сказал, что оценивает ее именно так и ни на копейку меньше. Мама говорит: “У нас есть задаток”. И мы отдаем мою премию, которую считали громадной. “А остальное мы вам будем высылать в течение года”. Взяли расписку и в полном недоумении ушли – что делать? А виолончель осталась у него.

Мы начали выплачивать ему эти деньги. Это было зимой, а в июне он скончался. Осталась его жена – довольно странная дамочка. Мы продолжали выплачивать ей. И когда – всё в долг! – было выплачено где-то так тысяч восемь, мы приехали с мамой поговорить, чтобы все-таки эту виолончель уже забрать. Разговор продолжался целый день, но в результате нам все-таки удалось уговорить ее. Потом мы, естественно, ей все выплатили. Вот на этой виолончели я и играла до 2002 года...».

Наталья Гутман - постоянный участник «Декабрьских вечеров» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, участвовала в «Декабрьских вечерах» в Тель-Авиве, она заслуженная артистка России. Искусство Натальи Григорьевны вдохновляло многих композиторов: ей посвящали свои произведения Альфред Шнитке и София Губайдулина.

Как-то у Натальи Гутман поинтересовались: поскольку в свое время она дружила и активно исполняла многие произведения (в т.ч. и ей посвященные) Шнитке, Денисова, Губайдулиной, не являлось ли это поводом для конфликтов с властью?

Наталья Григорьевна улыбнулась: «Помимо этого, у меня было еще много других поводов для конфликтов с властью. Но я никогда не шла с ней в ногу, для конфликтов были разные причины и личного порядка, и принципиально музыкальные. Мы с моим мужем Олегом Каганом всегда любили исполнять новые произведения. Трогательно вспоминать практически запрещенные концерты Альфреда Шнитке, на которые ломилась публика. Да, это была молодость, ощущение борьбы… Мы ведь были в творческой оппозиции».

Именно Наталья Гутман на российской сцене была первой исполнительницей сочинений современных и даже авангардных, как принято было говорить, зарубежных композиторов, например - Пауля Хиндемита или Витольда Лютославского. И в среде музыкальной молодежи профессор Наталья Гутман пользуется огромным авторитетом, в числе ее учеников в Московской консерватории и Штутгартской Высшей школе музыки немало талантливых артистов. А в течение вот уже нескольких лет этот превосходный музыкант еще и руководит фестивалем в немецком городе Кройте, собирающим именитых исполнителей со всего мира.

Долгие годы Наталья Гутман была одним из ансамблевых партнеров Святослава Рихтера. Великий пианист исключительно высоко ценил ее великолепное, мощное дарование. «Цветок с корнями дуба», - говорил Рихтер о Наталье Гутман.

Впрочем, и она высоко ценила Рихтера. «Возможно, с моей стороны это звучит нахально, но я считаю его своим учителем. Могу сказать с уверенностью, что именно он сформировал меня как музыканта. Счастье слушать его выпало мне с юного возраста. С 14 лет я фанатично бегала на все его концерты и пыталась понять — как и чем он достигает этого чуда?! Я всегда любила наблюдать за публикой — после концерта люди выходили с другими лицами, складывалось впечатление, будто произошло что-то невероятное. Это было настоящее колдовство — он превращал весь зал в единый организм. Этот удивительный магнетизм невозможно передать сегодня даже через записи. Конечно, сейчас без его поддержки я чувствую себя обделенной… В то же время не могу сказать, что в работе с другими пианистами беру на себя роль источника вдохновения. Я всегда внутренне обращаюсь к Святославу Теофиловичу».

14.11.2007 12-40





  Также в рубрике:  
11.01.2008 15-58
Роман Карцев: «С советской властью мы не боролись — она развалилась сама»


10.01.2008 10-47
Михаил Майский: "Музыка - это язык, на котором я могу выразить себя полнее всего"


08.01.2008 18-36
Штайн вышел в мир


28.12.2007 12-21
«Плохой еврей» Эммануил Виторган


26.12.2007 17-53
Адольф Шапиро поставил в театре Et cetera роман Рея Брэдбери


26.12.2007 10-59
«Ну, Хайт, погоди!..»


25.12.2007 23-28
В Киеве открылась выставка "Культур-лиги"


25.12.2007 12-06
В Голливуде экранизируют жизнь Альберта Эйнштейна


21.12.2007 11-08
Дмитрий Быков, «журналюга, который цепляет»


19.12.2007 13-03
Галина Волчек, современник эпохи



пятница
18 Января
16 : 08
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software