«Ну, Хайт, погоди!..»
«Еврейский журнал»
25 декабря 1938 года в Москве родился известный российский драматург, писатель-сатирик Аркадий Хайт. В 1961 году он окончил Московский инженерно-строительный институт им Куйбышева по специальности «инженер-строитель», недолго работал в ряде строительных организаций, но в том же году решил переквалифицироваться в профессиональные литераторы.
Это было совсем не случайно: во всём «повинны» родители-одесситы, особенно юморист-отец. Впрочем, и сам Аркадий был чрезвычайно одарен и эрудирован. Но всегда проводил четкую грань между эстрадой и своими обширными познаниями.
Именно тогда, в начале семидесятых, Хайт стал сотрудничать в либеральной «Юности», в ультралиберальной по тем временам «Литературной газете», причем в самой ее язвительной и ёрнической части - на полосе «Клуб 12 стульев». Тотальная ирония, так любимая нынешним активным поколением, появилась именно тогда, и одним из создававших ее был Аркадий Хайт. Он работал едва ли не во всех легких жанрах - писал сценарии для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш», передачи «Радионяня» А.Лившица и А.Левенбука.
Но, пожалуй, самым успешным из творческих предприятий Аркадия Хайта оказались, однако, не юморески и репризы для многих классиков эстрады - от Райкина до Хазанова, а сценарии анимационных сериалов: «Кот Леопольд» и, главное, «Ну, погоди». Во времена хрущевской «оттепели» среди жителей страны Советов обнаружилась страсть к эксцентрической клоунаде. В кино ее воплотил Леонид Гайдай; позже появился мультипликационный вариант Труса, Балбеса и Бывалого - обаятельный двоечник Волк, бесконечно побиваемый мерзким отличником-Зайцем. Простенький и динамичный мультик отвечал всевозможным архетипам, давал выход нереализованной страсти к насилию и ненависти к идеологии. Кстати, этот знаменитый мультик «Ну, погоди!» завоевал в 1971 году Гран-при на международном фестивале в Кортино д'Ампеццо.
На счету Аркадия Хайта – сотни эстрадных миниатюр, исполнявшихся Аркадием Райкиным, Геннадием Хазановым, Евгением Петросяном, Владимиром Винокуром и другими известными артистами. Он - один из авторов эстрадных программ: «День открытых дверей» (1968), «Трое вышли на сцену» (1973) и др., текстов к спектаклям «Мелочи жизни» (1978), «Очевидное и невероятное» (1981) Г.В.Хазанова, «Доброе слово и кошке приятно» Е.В.Петросяна (1980), «Нет ли лишнего билетика?..» В.Н.Винокура (1982) и др. Огромную популярность и зрительскую любовь завоевал мультфильм «Ну, погоди!», одним из сценаристов которого был Хайт. Среди других его произведений - пьесы для детей: «Чудеса с доставкой на дом» (1975), «Золотой ключик» (1979), для Театра кукол «Ну, Волк, погоди!» (1985); книги «Шестое чувство» (1971), «Под одной крышей» (1972), «Мелочи жизни» (1979), «Не надо оваций» (1982), «30 лет спустя» (1991); пьесы «Поезд за счастьем» (1988), «Еврейские песни периода перестройки» (1989), «Заколдованный театр» (1991), «Национальность? Да!» (1993).
Было время в 80-х годах, когда в Москве шли сразу три сольных программы Аркадия Хайта: в исполнении Винокура, Хазанова и Петросяна. Это значит - около пятидесяти смешных миниатюр, потому что несмешные никто бы исполнять не стал, а Хайта исполняли все артисты разговорного жанра в бывшем СССР.
Аркадий Хайт - лауреат Государственной премии (1985). За сценарий фильма Георгия Данелия «Паспорт», который он написал совместно с Резо Габриадзе, Хайт был отмечен премией «Ника».
Удачные фразы Аркадия Хайта разлетались по стране, а кот Леопольд стал в России национальным детским героем («Ребята, давайте жить дружно!»). Более того, взаимоотношения Зайца и Волка волновали целые поколения: фильм «Ну, погоди!» остается самым популярным из российских мультсериалов по сей день.
Хайт всегда проводил четкую границу между эстрадой и своими обширными познаниями. К сожалению, он часто оказывался прав, говоря, что эстрада - это не то место, где можно демонстрировать свою культуру, там востребовано совершенно другое. Как-то на творческой встрече Аркадию Иосифовичу задали вопрос, съест ли, в конце концов, волк зайца. Писатель подошел к микрофону и тут же ответил: «Пока хочет есть волк и пока хотят есть авторы фильма, волк зайца не поймает».
Последние годы Аркадий Хайт жил в Германии и выступал перед евреями-эмигрантами из бывшего СССР, разговаривая на их языке и хорошо понимая их психологию, хотя сам и стеснялся читать свои произведения перед публикой. Умер Аркадий Иосифович Хайт 23 февраля 2000 года в Мюнхене.
Кстати, когда журналисты как-то спросили Лиона Измайлова о причине отъезда Хайта в Германию, он ответил: «Он уехал, потому что не хотел здесь жить. Вернее, может быть, и хотел, но сын жил там, и сейчас там живет, и они уехали. Как можно это объяснить? Не знаю. Так получилось, была такая в стране ситуация. Он скопил какие-то деньги, он очень хорошо работал, обеспеченно жил, у него была хорошая квартира на Тишинке, и вдруг этот дефолт… И он остался без денег. Для него это был очень большой удар, потому что он помогал сыну, который учился в Академии художеств в Мюнхене. Словом, много причин, не буду все перечислять».
Аркадий Хайт всё же не оставил Россию – несколько раз из Мюнхена наведывался сюда, побывал и в разных городах Америки, Израиля, имел там большой успех. Возможно, именно тогда и родилась у него идея написать что-то об эмиграции, на тему эмиграции. Он успел написать о ней очень смешные, очень трогательные материалы.
И напоследок – одно веселое воспоминание Лиона Измайлова о своем коллеге. «Однажды мы отправились на гастроли в город Томск. У нас большая компания была: Весник, Веселовский, клуб «12 стульев», еще артисты были, и - Александр Александрович Иванов. В самолете Сан Саныч сел на свою беду с Весником, они выпили, Весник вышел трезвый из самолета, а Иванова вели под руки. А чуть ли не из аэропорта нас повезли выступать. На первом концерте Сан Саныч еле дошел до микрофона, и Мучник, директор томского Дворца спорта, говорил: «Всё, меня уволят, здесь КГБ, здесь Лигачев, все здесь, меня уволят». В общем, что-то было жуткое. Мы с Хайтом стоим за кулисами, ужас, нам же тоже идти после Сан Саныча! И вдруг Хайт мне говорит: «Ты знаешь, как называется, когда Иванов падает в оркестровую яму?». Я спрашиваю: «Как?». И Аркадий спокойно так отвечает: «Первый концерт для Иванова с оркестром...».
26.12.2007 10-59
|