В Киеве открылась выставка "Культур-лиги"
Коммерсант
В Национальном художественном музее открылась выставка "Культур-Лига: художественный авангард 1910-1920-х годов". Представленные работы еврейских художников из музейных фондов, украинских и иностранных частных собраний, составили лишь краткую хрестоматию по творческому наследию деятелей "Культур-Лиги".
Общественное движение "Культур-Лига" возникло в Киеве в начале 1918 года, когда при Центральной раде существовало Министерство по еврейским делам, а идиш был признан государственным языком наравне с украинским, русским и польским. Вскоре отделения "Культур-Лиги" стали открываться повсюду, и к 1920-му ее филиалов насчитывалось порядка двух сотен. "Культур-Лига" занималась обустройством общества в масштабе одного народа – открывала детские сады, школы и университеты, создавала издательства и галереи.
Среди активистов киевского арт-отделения лиги были Марк Эпштейн, Борис Аронсон, Соломон Никритин, Абрам Маневич, Иссахар-Бер Рыбак, Иосиф Чайков и Эль Лисицкий. Они были настроены исключительно революционно и намеревались создать новую еврейскую культуру в соответствии с требованиями времени. После фактического разгона киевского отделения "Культур-Лиги" в 1922 году многие художники перебрались в Москву, где художественными делами "Культур-Лиги" занимались Роберт Фальк и Натан Альтман, а Эль Лисицкий оказался в Витебске у Марка Шагала.
Некоторые произведения из представленных в рамках проекта "Культур-Лига: художественный авангард 1910-1920-х годов" были впервые показаны пять лет назад на выставке "Феномен украинского авангарда", которую Нацмузей собирал, перетряхивая свои фонды и запасники музеев всей страны. По крупицам собирали и работы культур-лиговцев, которые, как и авангард, больше полувека пролежали в запасниках. С графикой еврейских художников, которую в свое время никто особенно не хранил, помогли украинские и израильские коллекционеры.
В результате получилась довольно объемная экспозиция, похожая на краткую хрестоматию по творческому наследию художников "Культур-Лиги". Кураторы старались показать не столько работы, сколько имена, без которых тему никак не раскрыть. Так что есть и Шагал, и Альтман, и Лабас, и Эль Лисицкий, и Маневич, но все больше по мелочи. В то же время цикл иллюстраций Иссахара-Бер Рыбака к "Сказочкам для маленьких детей" Мирьям Марголин представлен двумя десятками работ – очень характерных грубоватых примитивистских зарисовок для совсем не веселой книги. Из театральной графики, занимавшей внушительное место в раннем творчестве художника, на выставке есть пара эскизов к спектаклям Харьковского еврейского театра, в которых заметны его "университеты" – Киевское художественное училище и студии Александры Экстер и Александра Богомазова. В экспозиции творчество Рыбака обрывается на кубистическом "Городке" – дальше были Париж и лирический реализм, к которому обращались многие художники русского и украинского зарубежья.
Через реконструкции конструктивистских барельефов Иосифа Чайкова экспозиция продолжается работами Артура Кольника и Роберта Фалька. Первый представлен ритмичной композицией "Дом в городке" и портретом "Девушка с игрушечными медвежатами". Дети у Кольника вообще получаются изумительно – его ряженый мальчик с огромными черными глазами из коллекции депутата Александра Фельдмана был, пожалуй, самой запоминающейся работой на "Арт-Киеве-2007".
В случае с Робертом Фальком составителям выставки было где разгуляться – в ходе музейных раскопок в одном только Донецком областном художественном музее нашлись четыре десятка его работ. В экспозицию попали картины разных периодов, в которых, в общем-то, весь Фальк – тишайший и ценнейший московский сезанист, чьи работы всегда драматичны вне зависимости от сюжета и палитры.
25.12.2007 23-28
|