Надин Гордимер, Нобелевский лауреат
«Еврейский журнал»
Южноафриканская писательница Надин Гордимер родилась 20 ноября 1923 года в маленьком шахтерском поселке неподалеку от Йоханнесбурга в семье ювелира – еврейского эмигранта из Литвы. По окончании школы год училась в университете Йоханнесбурга.
Придумывать рассказы и записывать их на бумаге Надин начала в девятилетнем возрасте. Когда ей было 16 лет, выходивший в Йоханнесбурге журнал «Форум» напечатал ее новеллу «Завтра приходи снова».
Как известно, в 40-50-х годах в ЮАР утверждался апартеид, росла расовая дискриминация, были запрещены браки между людьми различного цвета кожи. Гордимер вспоминала, что в детстве воспринимала «собственную белую кожу» как признак преимущества, и только впоследствии как будто пережила второе рождение.
Ситуация в стране для творческой интеллигенции была невыносимой: было запрещено и сожжено 12 тысяч книг - от Мопассана до Хемингуэя и Фолкнера; большинство писателей, в частности, Питер Абрахамс и Алекс Ла Гума, эмигрировали.
Первый сборник рассказов Н. Гордимер «Лицом к лицу» увидел свет в 1949 году, а спустя четыре года вышел ее первый роман «Лживые дни», где молодая героиня Хелен проходит такую же эволюцию, как и сама писательница. Творчество Гордимер отразило всю сложность общественно-политических обстоятельств, характерных для Юга Африки, хотя Гордимер всегда подчеркивала, что никогда не была рупором каких бы то ни было политических идей.
Еврейская тема отражена в рассказах Надин Гордимер из сборника «Нежный голос змия» (1952), «Спутники Ливингстона» (1972) и других произведениях. Некоторые из ее персонажей тяготятся своим еврейством, семейными традициями и т. д. Наиболее полно еврейская проблематика отражена в романе «Игра природы» (1987), где представлены разные варианты судьбы евреев в ЮАР: благополучная жизнь с сохранением традиционных устоев, политическая деятельность, вооруженная борьба за права черного населения. Образ главной героини Хиллелы, названной в честь деда-сиониста, овдовевшей белой женщины с черным ребенком, символизирует возможность примирения черных и белых, людей «третьего мира» с Западом.
Роман Гордимер «Земля чужестранцев» (1958) – многоплановая картина йоханнесбургского общества середины 1950-х годов, увиденная глазами молодого англичанина-журналиста Тоби Ходда. Роман «Любовь по случаю» (1963) рассказывает о бегстве героя от жестокости мира в свою личную, изолированную жизнь (в течение многих лет этот роман был запрещен в ЮАР). В романах «Почетный гость» (1970, премия памяти Джеймса Тейта Блэка 1971 года) и «Хранитель» (1974, лауреат Букеровской премии) интонация Гордимер еще более пессимистична, чувство изоляции еще более очевидно. Роман «Дочь Бургера» (1979) также подвергался цензурному преследованию.
Мировой резонанс имел роман Надин Гордимер «Народ Джулая» (1981). В центре сказания – семья архитектора Смайзла. Бежав из Йоханнесбурга в деревню, семья живет у собственного слуги. Глубоко психологически Гордимер показывает отношения между жителями села и семьей белых, анализирует социальную и культурную бездну между ними. Потом вышли романы «Игрушка природы» (1987), «Сказание моего сына» (1990); среди сборников рассказов следует отметить «Шесть футов земли» (1956), «След Пятницы» (1960), «Не подлежит оглашению» (1965), «Спутники Ливингстона» (1971), «Наверняка в понедельник» (1976), «Объятия солдата» (1980). Роман «Июльские люди» (1981), сборник рассказов «Что-то где-то там» (1984) и два других романа – «Забавы природы» (1987) и «История моего сына» (1990) вновь подтверждают верность Гордимер своей постоянной теме – проблемам жизни в ЮАР.
Как-то Надин Гордимер заметила, что все ее произведения составляют единую книгу. И романы, и десятки ее рассказов пронизывает как тема расизма, так и осуждение эгоизма и разобщенности между людьми, бездуховности и нетерпимости. Несколько раз Гордимер выдвигали на Нобелевскую премию и, наконец, в 1991 году эта престижнейшая премия была ей присуждена «за литературное творчество».
Сборник «Прыжок» и другие рассказы (1991), вышедший вскоре после вручения Гордимер Нобелевской премии, включает рассказы, с разных сторон трактующие любимые темы писательницы, а разнообразие манеры письма свидетельствует о виртуозности ее техники «малого жанра». В романе «Рядом со мной – никого» (1994) Гордимер рассказывает историю Веры Старк, полностью посвятившей свою жизнь политике в надежде таким способом лучше понять самое себя. Роман «Домашнее ружье» (1998) некоторые критики назвали «триллером из жизни высших эшелонов власти».
В 1999 году вышла книга Гордимер «Жизнь в надежде и в истории: Заметки о нашем веке», куда вошли статьи и лекции Гордимер по проблемам литературы, культуры, правам человека и, разумеется, о ее работе и жизни в ЮАР. Романы, рассказы и статьи Надин Гордимер, обладательницы многих почетных званий и наград, переведены на 25 языков мира. Ее творчеству посвящен ряд исследовательских работ. Гордимер известна также своей общественной деятельностью, она неоднократно выступала в защиту преследуемых писателей в разных странах, протестовала против нарушений прав человека (в том числе - против «угнетения палестинцев» и прочих беззаконий со стороны «израильских агрессоров»).
Одним из проектов Надин Гордимер стала международная благотворительная акция: составление и публикация сборника рассказов Telling tales, все средства от продажи которого предлагалось передать для помощи миллионам людей во всем мире, заражённых вирусом СПИДа, или неизлечимо больных.
21.11.2007 11-01
|