Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


январь
7 14 21
28
1 8 15 22
29
2 9 16
23
30
3 10 17
24
31
4 11 18
25
5 12 19
26
6 13 20
27



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Еврейская община Таджикистана озабочена судьбой единственной синагоги республики «Нееврейские евреи» борются за свое место в израильском обществе Украинский скульптор хочет почтить память жертв Холокоста Службы безопасности Германии предупреждают еврейскую общину об опасности терактов "Еврейские издания Украины за время независимости" Вся лента новостей

   
      сегодня: 22.01.2008, вторник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Культура:  

Надин Гордимер, Нобелевский лауреат

«Еврейский журнал»

Южноафриканская писательница Надин Гордимер родилась 20 ноября 1923 года в маленьком шахтерском поселке неподалеку от Йоханнесбурга в семье ювелира – еврейского эмигранта из Литвы. По окончании школы год училась в университете Йоханнесбурга.

Придумывать рассказы и записывать их на бумаге Надин начала в девятилетнем возрасте. Когда ей было 16 лет, выходивший в Йоханнесбурге журнал «Форум» напечатал ее новеллу «Завтра приходи снова».

Как известно, в 40-50-х годах в ЮАР утверждался апартеид, росла расовая дискриминация, были запрещены браки между людьми различного цвета кожи. Гордимер вспоминала, что в детстве воспринимала «собственную белую кожу» как признак преимущества, и только впоследствии как будто пережила второе рождение.

Ситуация в стране для творческой интеллигенции была невыносимой: было запрещено и сожжено 12 тысяч книг - от Мопассана до Хемингуэя и Фолкнера; большинство писателей, в частности, Питер Абрахамс и Алекс Ла Гума, эмигрировали.

Первый сборник рассказов Н. Гордимер «Лицом к лицу» увидел свет в 1949 году, а спустя четыре года вышел ее первый роман «Лживые дни», где молодая героиня Хелен проходит такую же эволюцию, как и сама писательница. Творчество Гордимер отразило всю сложность общественно-политических обстоятельств, характерных для Юга Африки, хотя Гордимер всегда подчеркивала, что никогда не была рупором каких бы то ни было политических идей.

Еврейская тема отражена в рассказах Надин Гордимер из сборника «Нежный голос змия» (1952), «Спутники Ливингстона» (1972) и других произведениях. Некоторые из ее персонажей тяготятся своим еврейством, семейными традициями и т. д. Наиболее полно еврейская проблематика отражена в романе «Игра природы» (1987), где представлены разные варианты судьбы евреев в ЮАР: благополучная жизнь с сохранением традиционных устоев, политическая деятельность, вооруженная борьба за права черного населения. Образ главной героини Хиллелы, названной в честь деда-сиониста, овдовевшей белой женщины с черным ребенком, символизирует возможность примирения черных и белых, людей «третьего мира» с Западом.

Роман Гордимер «Земля чужестранцев» (1958) – многоплановая картина йоханнесбургского общества середины 1950-х годов, увиденная глазами молодого англичанина-журналиста Тоби Ходда. Роман «Любовь по случаю» (1963) рассказывает о бегстве героя от жестокости мира в свою личную, изолированную жизнь (в течение многих лет этот роман был запрещен в ЮАР). В романах «Почетный гость» (1970, премия памяти Джеймса Тейта Блэка 1971 года) и «Хранитель» (1974, лауреат Букеровской премии) интонация Гордимер еще более пессимистична, чувство изоляции еще более очевидно. Роман «Дочь Бургера» (1979) также подвергался цензурному преследованию.

Мировой резонанс имел роман Надин Гордимер «Народ Джулая» (1981). В центре сказания – семья архитектора Смайзла. Бежав из Йоханнесбурга в деревню, семья живет у собственного слуги. Глубоко психологически Гордимер показывает отношения между жителями села и семьей белых, анализирует социальную и культурную бездну между ними. Потом вышли романы «Игрушка природы» (1987), «Сказание моего сына» (1990); среди сборников рассказов следует отметить «Шесть футов земли» (1956), «След Пятницы» (1960), «Не подлежит оглашению» (1965), «Спутники Ливингстона» (1971), «Наверняка в понедельник» (1976), «Объятия солдата» (1980). Роман «Июльские люди» (1981), сборник рассказов «Что-то где-то там» (1984) и два других романа – «Забавы природы» (1987) и «История моего сына» (1990) вновь подтверждают верность Гордимер своей постоянной теме – проблемам жизни в ЮАР.

Как-то Надин Гордимер заметила, что все ее произведения составляют единую книгу. И романы, и десятки ее рассказов пронизывает как тема расизма, так и осуждение эгоизма и разобщенности между людьми, бездуховности и нетерпимости. Несколько раз Гордимер выдвигали на Нобелевскую премию и, наконец, в 1991 году эта престижнейшая премия была ей присуждена «за литературное творчество».

Сборник «Прыжок» и другие рассказы (1991), вышедший вскоре после вручения Гордимер Нобелевской премии, включает рассказы, с разных сторон трактующие любимые темы писательницы, а разнообразие манеры письма свидетельствует о виртуозности ее техники «малого жанра». В романе «Рядом со мной – никого» (1994) Гордимер рассказывает историю Веры Старк, полностью посвятившей свою жизнь политике в надежде таким способом лучше понять самое себя. Роман «Домашнее ружье» (1998) некоторые критики назвали «триллером из жизни высших эшелонов власти».

В 1999 году вышла книга Гордимер «Жизнь в надежде и в истории: Заметки о нашем веке», куда вошли статьи и лекции Гордимер по проблемам литературы, культуры, правам человека и, разумеется, о ее работе и жизни в ЮАР. Романы, рассказы и статьи Надин Гордимер, обладательницы многих почетных званий и наград, переведены на 25 языков мира. Ее творчеству посвящен ряд исследовательских работ. Гордимер известна также своей общественной деятельностью, она неоднократно выступала в защиту преследуемых писателей в разных странах, протестовала против нарушений прав человека (в том числе - против «угнетения палестинцев» и прочих беззаконий со стороны «израильских агрессоров»).

Одним из проектов Надин Гордимер стала международная благотворительная акция: составление и публикация сборника рассказов Telling tales, все средства от продажи которого предлагалось передать для помощи миллионам людей во всем мире, заражённых вирусом СПИДа, или неизлечимо больных.

21.11.2007 11-01





  Также в рубрике:  
17.01.2008 10-04
В израильский кинопрокат вышел снятый в Киеве фильм


11.01.2008 15-58
Роман Карцев: «С советской властью мы не боролись — она развалилась сама»


10.01.2008 10-47
Михаил Майский: "Музыка - это язык, на котором я могу выразить себя полнее всего"


08.01.2008 18-36
Штайн вышел в мир


28.12.2007 12-21
«Плохой еврей» Эммануил Виторган


26.12.2007 17-53
Адольф Шапиро поставил в театре Et cetera роман Рея Брэдбери


26.12.2007 10-59
«Ну, Хайт, погоди!..»


25.12.2007 23-28
В Киеве открылась выставка "Культур-лиги"


25.12.2007 12-06
В Голливуде экранизируют жизнь Альберта Эйнштейна


21.12.2007 11-08
Дмитрий Быков, «журналюга, который цепляет»



пятница
25 Января
16 : 19
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software