Слабость к деньгам - это не порок, а искушение. Если верить раввину Адину Штейнзальцу, то и с ним можно бороться
Московские новости
Представления обывателя о еврейской деловой этике (наиболее печатным образом выраженные, например, в таком стихотворении знакомого с ситуацией глубоко изнутри Игоря Губермана: "Евреи даже в светопреставление, сдержав поползновение рыдать, в последнее повисшее мгновение успеют еще что-нибудь продать") - это лишь один взгляд на проблему. Есть и другой. Познакомиться с ним все желающие могли на минувшей неделе, посетив открытую лекцию директора Института изучения иудаизма в СНГ, раввина Адина Штейнзальца на тему "Еврейская деловая этика".
Напрасно корреспондент "МН" ожидал увидеть там знакомые по телевизору лица: российские олигархи послушать раввина не пришли. Лишь один мужчина в дорогом костюме с помощью переводчика потом долго пытал докладчика на предмет того, что говорит иудаизм об игровых автоматах: "Вы только переведите точно: не казино, не лотерея, а именно автоматы". Раввин, правда, ответил коротко: "Все это - налог на дураков".
О более общих аспектах проблемы Адин Штейнзальц рассказал затем в интервью корреспонденту "МН":
- Первое и очень важное положение: религия предписывает еврею соблюдать закон той страны, в которой он живет. Это не просто гражданский - это его религиозный долг. Однако есть исключения. Нужно соблюдать закон, но не беззаконие. Если в стране грабительские законы, то это обязательство теряет силу.
- Кто определяет, насколько хороши законы?
- Собрание раввинов. Например, в царской России была черта оседлости - явно дискриминационная по отношению к евреям мера. Многие евреи тем не менее выбирались жить в столицы. Раввины им этого не запрещали. В Америке один молодой человек, который не хотел участвовать в войне во Вьетнаме, обратился в раввинский суд Бостона с просьбой признать войну незаконной. Правда, к чести того суда стоит сказать, что, пока он рассматривал дело, война закончилась.
- Про современное российское законодательство что скажете?
- Чудесное законодательство. Единственная проблема - что никто его не соблюдает.
- Кроме уважения к Уголовному кодексу, есть какие-то еще обязательные к соблюдению правила?
- Как только мы разобрались с законом, дальше начинается как раз область этики - тех норм, за нарушение которых отвечают уже не перед судом. Есть в иудаизме такое понятие, как "воровство со знанием". Например, если вы рекламируете свою пищевую добавку и говорите, что от ее употребления все поумнеют, то вы непосредственно нарушаете закон о рекламе, который запрещает вводить потребителей в заблуждение. Чтобы соблюсти закон, вы можете сказать, что ваша пищевая добавка лучше всех других добавок. Этого нельзя проверить, этим вы не сообщили заведомо недостоверной информации. Но с точки зрения еврейской этики это называется "воровство со знанием", и оно запрещено.
- Любая реклама - это "воровство со знанием". Как же тогда вести торговлю?
- В Талмуде есть история про одного раввина, жена которого держала рыбную лавку. Однажды жены не было дома, и за продавца в лавке остался сам раввин. Когда к нему пришел покупатель и попросил селедки, раввин сказал ему: "Ты знаешь, моя селедка хорошая, но у соседа в лавке за углом она еще лучше - сходи к нему..."
- Вы хотите сказать, что это и есть пример для подражания?
- Нет, потому что дальше в Талмуде написано, что раввин должен оставаться раввином, а торговать селедкой лучше его жене. Но это иллюстрация того, что есть некое высшее воплощение этических законов - внутреннее благородство, которое присуще не всем, но к которому стоит стремиться.
- Как же, однако, быть продавцу пищевых добавок?
- Чтобы не нарушить ни уголовных, ни этических законов, ему достаточно просто сказать, что его добавка - хорошая.
- Женщина, которая красит волосы или пользуется косметикой, тоже совершает "воровство со знанием"? Ведь она намеренно вводит окружающих в заблуждение.
- Хороший вопрос. Но ответ на него - нет. Во-первых, потому что женщина таким образом не участвует в бизнесе. А во-вторых, потому что всегда следует иметь в виду фон, на котором происходят события. Женщина не совершает "воровство со знанием", потому что окружающим уже известно, что женщины красят волосы и пользуются косметикой - и потому таким образом она никого не способна обмануть. Ведь и одежда тоже зачастую скрывает тело таким образом, что оно выглядит совсем не так, как в обнаженном виде. И только мужчины в силу своего идеализма верят, что и под одеждой все окажется так же прекрасно, как снаружи...
- Вы называете это идеализмом?..
- Некоторые называют это глупостью. Но я склонен считать это идеализмом.
- Значит, если все окружающие знают, что ты врешь, то это уже не считается обманом?
- Мы живем в мире лжи - так хасидизм называет существующий мир. Наш мир пропитан ложью, которая не подпадает ни под какие законы, кроме собственно человеческих. И это давний спор, который ведется со времен Талмуда: нужно ли принять ложь как составляющую мира, смириться с ее существованием? Вот конкретный пример: допустим, я накануне свадьбы узнал что-то плохое о невесте. Нужно ли мне во время свадьбы подойти к жениху и сообщить ему об этом? По законам иудаизма, у еврея нет религиозной обязанности в таком случае говорить правду. Скажу больше: как-то ко мне пришла девушка, которая собиралась замуж, и я объяснил ей, что брак - это не судебный процесс, и ей совсем не обязательно всегда говорить мужу правду, правду и только правду, ибо для брака это вещь нездоровая, чреватая и опасная. Через полгода я встретил на улице ее мужа. По его нездоровому взгляду я понял, что девушка не послушалась моего совета. Еще через полгода они развелись.
- Где гарантия, что "ложь во спасение" не превратится просто в ложь ради удобства?
- Это всегда вопрос личного выбора, личной ответственности - который и есть главный вопрос этики. Расскажу вам историю одного бизнесмена, которую я услышал в Англии. Он как раз искал совета у раввинов, когда попал в такую ситуацию. Некая компания, производившая не важно что, вдруг решила, что ей дешевле и выгоднее перенести часть производства в Китай. Его наняли в качестве переговорщика для заключения договора с китайскими партнерами, однако когда он приехал на место и увидел, в каких ужасных условиях трудятся там рабочие и чем достигается такая дешевизна, то его одолели сомнения. С одной стороны, он профессионал и должен сделать свою работу - подписать контракт. С другой стороны, тогда получится, что он помогает эксплуатации этих людей... Это очень непростой выбор. Никакие юридические законы уже не действуют - это только вопрос совести.
- Вам приходилось слышать о подобных проблемах российских бизнесменов?
- У меня есть подозрение, что для них пока главные другие проблемы. Разговор о деловой этике начинается тогда, когда заканчиваются проблемы с Уголовным кодексом. Однако мне трудно винить их за то, что их бизнес менее цивилизован, чем в других странах, в Европе или Америке. Многое зависит от общества, в котором ты существуешь. Если живешь в джунглях, то довольно тяжело думать об этических проблемах - тебя просто съедят.
- А что в результате решил тот человек, побывавший в Китае?
- Насколько я знаю, он перепродал права на ведение сделки другому адвокату.
16.09.2003 17-22
|