Режиссер Александр Ревзин: "Я сказал Галкину: "Ты - мальчик новой генерации. Постарайся не стать козлом"
"Бульвар Гордона"
Если однажды будет учреждена премия "Мистер успех российского шоу-бизнеса", у других номинантов просто не останется шансов. Господин Ревзин успешен сам, его окружение сплошь богатые и знаменитые. Наконец, встреча с ним для любого молодого артиста - это счастливый лотерейный билет, можно даже сказать, джек-пот.
Он поставил несколько сот телевизионных и шоу-программ, среди которых "Песня года", "Хит-парад Останкино", "Променад-концерт", "Новогодняя ночь на Первом канале", "Розыгрыш", конкурсы молодых исполнителей "Славянский базар", "Ялта - Москва-транзит", "Новая волна" в Юрмале, церемонии награждения "Брэнд года", "World Class Fitness Awards", премии "Муз-ТВ".
Недавно на телеканале "Россия" стартовала новая программа "Секрет успеха". Символично, что одним из главных героев этого проекта стал именно Александр Ревзин.
"В день, когда родилась дочь Лиза, я дал себе зарок, что больше не буду есть мясо"
— Ваше имя — определенный знак качества самых ярких шоу. Но, будучи одним из наиболее востребованных российских режиссеров-постановщиков, до недавнего времени вы старательно оставались в тени. Избегали репортеров светской хроники, не скандалили со звездными заказчиками и попросту мало комментировали свое творчество. А ведь вам, как никому, есть что рассказать...
— У каждого свой повод для счастья. Кто-то стремится к публичности. Я не вижу в этом смысла жизни. Крайне редко соглашаюсь на интервью и тем более фотосессии. Главное — Господь дал мне возможность реализоваться. Я достаточно широко известен в узких кругах, но это не тотальная популярность, а профессиональное уважение. Когда меня останавливает гаишник, он не сходит с ума оттого, что перед ним человек из телевизора.
— Приходится давать взятки?
— Взятки давать не приходится. Если я виноват, отвечаю за все, что совершил, если нет — меня отпускают.
— Часто останавливает ГАИ?
— Нет, стараюсь не преступать закон.
— Скорость не любите?
— Я все люблю. Но я законопослушный, не езжу пьяный за рулем, стараюсь вести себя на дороге корректно.
— Довольно непривычно слышать подобное из уст шоу-бизнесмена. Какая же это богемная жизнь без превышения скорости?!
— А я далек от богемной жизни, потому что очень много работаю. Богема для меня нечто созерцательное, а не созидательное. Созидателю нужен трезвый ум. Поэтому я никогда не пил, не употреблял наркотики, плюс ко всему на протяжении 19 лет придерживаюсь вегетарианства. Вообще, таким позитивным героем выгляжу...
— На удивление позитивным...
— Даже как-то неловко об этом говорить.
— Кстати, для мужчин, которые много работают, есть мясо почти ритуал.
— Думаю, все индивидуально. Возьмем животных: среди них есть хищники, млекопитающие, травоядные...
— Простите, но вы на травоядного очень мало похожи.
— Я не произвожу впечатления пацифиста, однако именно им и являюсь. 10 февраля 1986 года у меня родилась дочь Лиза, это был огромный подарок судьбы, я ее очень ждал. В тот день дал себе зарок, что больше никогда не буду есть мясо. И не ем.
— Потрясающее, чисто украинское упорство. Вы ведь, если не ошибаюсь, родом из Донецка?
— Да, я родился в замечательном молодом городе. Он зарождался как крупный промышленный центр, населенный энергичными и талантливыми людьми. Их добровольно-принудительно собрали со всех концов СССР. Мое детство пришлось на начало 60-х, тогда это был по-настоящему цивилизованный большой город научно-производственной элиты. Вы знаете, что Натан Щаранский, вице-премьер Израиля, тоже донетчанин? Оттуда вышло огромное количество спортсменов, Сергей Бубка, например. Там прекрасная команда детской спортивной школы, в которой я достаточно долго играл. Мы дружны с президентом клуба "Шахтер". Замечательный человек и большая умница! Он подарил мне именную клубную футболку, и я ее с удовольствием ношу. Донецк — моя родина. Во всех интервью говорю об этом городе как о месте, где пережил очень много радости.
— Это была такая солнечная и бодрая жизнь, какой ее показывали в советских киножурналах?
— Абсолютно.
— О чем ваше самое яркое детское воспоминание?
— Мне было года три, наверное, когда Никита Сергеевич Хрущев посещал Донецк. Он проезжал по улице в открытой машине, и толпа очень сильно прижала нас с отцом к парапету. Никита Сергеевич это увидел, приказал остановить машину, взял меня на руки и строго сказал: "Не задавите ребенка!". Когда он вернул меня отцу, я спросил: "Папа, а кто был этот мужик?". — "Хрущев", — ответил отец. Я не стал возражать и сказал: "Хорошо".
"Я получил такую травму, что целый год ходил, держась за маму"
— Насколько рано были открыты ваши творческие способности?
— В девять лет я стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, исполнив пантомиму.
— Вы вундеркинд!
— Мне трудно так заявить о себе.
— А почему выбор пал на пантомиму?
— Тогда она пользовалась бешеной популярностью. Был один гениальный парень Леонид Енгибаров...
— ...клоун с осенью в сердце.
— Да, идеями Енгибарова до сих пор пользуются в этом жанре. Я увидел его выступление по телевизору, встал перед зеркалом и все повторил. Позже, на одном из концертов, в антракте, пробрался за кулисы и показал Владимиру Шубарину его первое отделение. Он страшно удивился, сразу же позвал меня учиться в цирковое училище. Но я тогда играл в футбол...
— И тоже подавали большие надежды?
— Сперва, а потом получил серьезную травму, последствия которой ощущаю до сих пор. Целый год ходил, держась за маму.
— Так родина потеряла футболиста и взамен получила режиссера. Осваивать это ремесло вы отправились в Ленинград. Даже удивительно, ведь за счастьем и карьерой многие ехали в Москву.
— У нас всегда было две культурные столицы — Москва и Питер. Москва — купеческая, с лубком, она мало интересуется искусством. Питер более изысканный, аристократичный город. Я приехал туда на концерт и довольно неожиданно для себя и окружающих остался. Это было тяжелое время, но мне повезло. Буквально через два месяца после приезда я встретил свою будущую жену.
— Она была ленинградкой?
— Нет, тоже приезжей. Из Лисичанска.
— Женились явно не по расчету...
— Абсолютно. Первые два года мы жили в комнате площадью 11 квадратных метров, сильно напоминающей пенал. У меня была зарплата около 70 рублей, поэтому корыстные интересы исключаются с обеих сторон.
— Значит, была романтическая история любви...
— Скорее, забавная. В тот момент Лариса ухаживала за своей заболевшей подружкой и все время находилась в больнице. А денег не хватало. Поэтому она решила на две недели сдать свою комнату. Потенциальным постояльцем оказался я. Мы встретились в восемь часов утра у станции метро. Помню, возвращался с работы, которая закончилась на рассвете. Вышел из машины, весь такой в дубленке, стильный-модный, немножко распаренный. А передо мной скромная девушка, рыжая, с зелеными глазами. Она меня совершенно поразила, вот я и влюбился. Мы вместе уже 25 лет, она мне каждый день задает один и тот же вопрос: почему она? Я отвечаю: "А почему я?".
— С 1989-го по 1991 год вы были режиссером-постановщиком Театра песни Аллы Пугачевой. С вашей легкой руки на сцену пришло множество исполнителей. Впрочем, как и не ушло с нее. Я знаю, что вы сыграли определенную роль в карьере Филиппа Киркорова.
— Азы профессии Филиппу дал я. С самого начала он покорил меня своей работоспособностью. Но однажды Пугачева сказала: "Киркоров профнепригоден, хочу его уволить". Я стал спорить: "Ему нужен репертуар. Сейчас Киркоров поет две песни, одна из них очень плохая. И вообще, зачем ты брала его на работу? Чтобы уволить?!". Пугачева холодно ответила: "Он мне неинтересен".
После этого Филипп все-таки доказал свою профессиональную состоятельность. Это была целая история! В начале 1991 года я работал с компанией "ЛисС", мы делали грандиозные шоу. Усталый, возвращаюсь в Питер, меня встречает супруга. Сидим ужинаем, она меня не трогает. Совершенно уникальная женщина — умная, талантливая, точно понимающая, что нужно делать со мной!
Вдруг звонок в два часа ночи: Филипп. Он уже полгода как ушел из театра и все время просил, чтобы я поставил ему программу. Наконец, я сдался. "Ладно, — говорю, — готовь репертуар". И вот среди ночи он меня набрал, как оказалось, из Ульяновска: "У нас с тобой сольник в театре эстрады". — "Не у нас, а у тебя", — поправил я. "А я в афише написал твою фамилию! Меня сюда пригласили комсомольцы, буду работать по три концерта в день!". Спрашиваю: "Филя, кто тебя этому научил?". Отвечает: "Я сам придумал". — "Ну, — говорю, — ты гений. Хорошо, узнай, в котором часу летит первый самолет из Питера". Он перезванивает: "В шесть часов утра". — "Значит, в восемь ты меня встречаешь в Ульяновске".
Я рассказал жене ситуацию, и она, ни слова не говоря, собрала мне чемодан. Следующие три дня Киркоров работал по три концерта. Пел хрен знает что из репертуара Пугачевой, Димитрова, еще каких-то болгар. А между концертами мы репетировали. Я исписал 15 листов бумаги о том, что и как нужно делать. И он все это запомнил!
— Как прошли концерты?
— На последнем, девятом, публика аплодировала стоя. Уже через месяц после этих гастролей Кикорова пригласили с сольной программой в концертный зал "Россия". В общем, дело пошло. Сейчас мы сотрудничаем уже на другом уровне. Несколько лет назад у него был большой концерт в Театре эстрады. Алла сама позвонила с приглашением: "Ждем тебя, нам важно твое мнение". После программы иду за кулисы, нахожу Аллу в артистическом буфете. Там было много людей, но все мгновенно вышли. Мы остались вдвоем и долго обсуждали концерт.
"Пугачева общается только с талантливыми людьми, но вести себя может по-разному в зависимости от расположения духа"
— Близкий круг Аллы Борисовны — довольно закрытое общество. Как вы изначально в него попали?
— Я знал Пугачеву в то время, когда она только-только появилась на сцене. Мы познакомились в 1974-м, 31 год назад. С ней работали мои друзья, харьковский коллектив "Ритм". Как-то я пришел на репетицию и увидел в руках Аллы очень плохой микрофон. Я сказал: "Твой голос теряется на 40 процентов оттого, в какое дерьмо ты поешь!". И дал ей микрофон "АКG". С тех пор мы так или иначе пересекались по жизни.
— Какое впечатление она на вас произвела?
— Фантастически красивая девушка!
— Ах да, вам же нравятся рыжие...
— Она еще и очень талантливая была.
— Спустя годы, в Театре песни, вы встретили уже совсем другую Пугачеву?
— Нет, она мало изменилась, просто накопился определенный опыт. Хотя от рождения до смерти неизменным остается только имя, а с человеком происходит масса метаморфоз.
— Это правда, что с Аллой Борисовной очень трудно работать?
— Неправда. В прошлом году на съемках "Новогоднего огонька" она отработала 12 часов подряд, не сказав ни единого слова. Приехала больная, совершенно разбитая. Я ее измучил, требовал дубль, еще дубль, она безропотно выполнила все. Другое дело, что Пугачева общается только с талантливыми людьми и очень критично относится к творчеству кого бы то ни было.
— Критично или ревниво?
— Алла может по-разному себя вести в зависимости от расположения духа. Но никогда не работает с бездарностями, отсеивает их в первую секунду. Она хороший физиономист, аналитик, людей чувствует на расстоянии.
— Приходилось ли вам отстаивать кого-либо еще из нынешних звезд?
— Когда появился кабаре-дуэт "Академия", я разругался со всем шоу-бизнесом, доказывая, что они создали новый жанр. Позже настойчиво обращал внимание продюсеров на группу "Чай вдвоем". А совсем недавно пришлось повоевать за Максима Галкина. Многие сомневались в том, что он талантлив, но для меня это было очевидно с самого начала. В 2000 году, здесь, в Киеве, я ставил большое шоу. Галкина не очень хотели в него брать, пришлось побеседовать с организаторами. Правда, после выступления они подошли к Максиму и извинились. Тогда, за кулисами, он сомневался: "Неужели мне удастся стать популярным?". Я сказал ему: "Ты будешь суперзвездой с толпой поклонников, лимузинами, автографами... Но главное — насколько это изменит твое отношение к окружающей среде. Ты мальчик новой генерации. Такими образованными, интеллигентными и должны быть артисты в 21 веке. Постарайся не стать козлом, пожалуйста". Он пообещал: "Постараюсь".
— Максим Галкин — единственный представитель новой генерации на нашей эстраде?
— Почему же? Вот Глюк’Ozа — очень хорошая девочка, с правильными мозгами. На тех же съемках "Голубого огонька" она устроила фантастическую вещь! После того как Наташа отработала, начался большой цикл съемок: день и ночь студия, огромное количество людей. И тут, в самый разгар, подходит администратор площадки и говорит: "К вам Дед Мороз пришел". Было, по-моему, 18-е декабря. "Хорошо, — говорю, — зовите его сюда". Заходит Дед Мороз... с баяном и начинает петь переделанный текст на песню Глюк’Ozы. Весь павильон в шоке, а он поздравляет всех с Новым годом, потом открывает мешок и достает оттуда большую бутылку виски. Говорит: "Это Глюк’Ozа передала вам с благодарностью за то, что вы придумали и поставили ей замечательный номер". Я позвал свою команду, около 100 человек, всем досталось по одному грамму. Говорю: "Ребята, вас поздравили с Новым годом!". Она очень талантливая девочка, ее образ на сцене полностью соответствует времени, в котором мы живем.
Еще "Уматурман" — замечательный коллектив. У вас, в Украине, есть талантливая певица, которую пока не все хорошо понимают, но, я надеюсь, скоро поймут, — Оля Полякова. Она будет суперзвездой, не сомневаюсь ни одного мгновения.
— Ваша нынешняя жизнь разделилась на две части. Одна — русская, и в ней все, что касается профессии. Другая — американская, та, что связана с семьей.
— На сегодняшний день обстоятельства сложились именно так. Дочка учится в университете штата Нью-Джерси, поэтому они с моей женой живут в Америке. Правда, Лиза, как настоящий патриот, и там умудряется доказывать, что Россия — лучшая страна в мире. На этой почве у нее постоянные конфликты. А я работаю здесь, и каждые полтора-два месяца стараюсь выбираться к семье. Пару недель провожу со своими любимыми женщинами, восстанавливаю силы. Потом снова перелет. Вот такая жизнь.
— Как относитесь к Америке?
— Это гениальная страна, я очень люблю город Нью-Йорк, Бродвей, книжные и музыкальные магазины.
— Бродвейские мюзиклы посещаете?
— Да, конечно.
— Как режиссер-постановщик испытали священный трепет от просмотра первого из них?
— Знаете, не удалось, хотя это и был легендарный Phantom Opera ("Призрак оперы"). Лет 15 назад мы с Левой Лещенко приехали в Нью-Йорк. Явно не рассчитали силы и сразу после длительного перелета пошли на Бродвей. Усталые и замученные уже во втором отделении, облокотившись друг на друга, мы... заснули. Спустя какое-то время Лещенко пытался меня растолкать: "Старичок, неловко, на нас же люди смотрят". Я сказал: "Лева, здесь тебя никто не знает. Спи спокойно!".
— Сами ставили программы в Америке?
Сделал несколько шоу вместе с американскими режиссерами. Одно из них состоялось 9 сентября 2001 года. Это было празднование 120-летия международной организации "ХИАС", которая содействует эмигрантам. Они помогли переехать и адаптироваться в Америке нескольким миллионам человек. Я в шутку их назвал "cамым крупным тревел-агентством".
Празднование проходило в "Сибрис-парке" на протяжении семи часов. Там было 45 тысяч зрителей, прилетел губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки. Долгие месяцы были потрачены на согласование с его службой безопасности каждой детали: места приземления вертолета, времени выхода на сцену, длительности выступления. В конечном счете мы не могли его согнать со сцены в течение получаса! В полном восторге от шоу, он все время восклицал что-то вроде: "Я такого еще не видел! Где вы были раньше и как вообще цивилизация существовала без вас? Давайте обязательно встретимся, нам есть что обсуждать!". Это было 9 сентября, а 11-го произошли события, о которых знает весь мир.
"11 сентября 2001 года в 10 утра у меня была встреча в Американском Всемирном Торговом Центре, но я так устал, что перенес ее на 2 часа дня. Господь меня сберег"
— Выходит, вы оказались практически в эпицентре трагедии?
— Более того, я чуть не попал туда 11 сентября. В Нью-Йорке живет и работает мой товарищ — известный украинский общественный деятель. Его офис располагался во Всемирном торговом центре. Накануне мы созвонились, и он назначил встречу на 10 часов утра. Я сказал: "Знаешь, после шоу я несколько мертвый, давай перенесем на два часа дня". На следующий день позвонил один из моих партнеров и сказал: "Включи телевизор, мы уже никуда не едем". Я включил телевизор и увидел, как во второй небоскреб врезается самолет. Вот так Господь меня сберег.
— А помните состояние американского общества на тот момент?
— Это был шок, объединилась вся нация. На машинах развевались флаги, по улицам шли бесконечные толпы людей, которые хотели возложить цветы. Возле каждого пожарного расчета — круглосуточные митинги. Я думаю, нечто подобное происходило у вас на Майдане, только это не было бедой, а там произошла трагедия. На самом деле, Америка до 2001 года и Америка сегодняшняя — это две разные страны.
— Многие эстрадные звезды во время интервью не забывают отметить, что их выступление стоит безумных денег. Можете ли вы сказать о себе: "Я очень дорогой режиссер"?
— Я довольно много шоу ставлю бесплатно.
— Это опасное заявление. Теперь вас замучают просьбами страждущие артисты.
— Не думаю. Речь идет только о моем собственном гонораре. А что касается именно шоу, то его нельзя сделать бесплатно. В постановочной части начинается работа с формой, а это трава, пенопласт, ткань, фейерверки, человеческий ресурс, в конце концов. Поэтому шоу, в которых нет возможности реализовать идею, мне неинтересны. Даже если придут и скажут: "Даем лично вам миллион, но на постановку у нас есть 100 долларов", предложу поменять эти суммы местами. И это не альтруизм, а то, чего требует современный бизнес.
— Но бывает и так: денег для постановки шоу достаточно. Однако артист или его продюсер, тире любовник, тире родитель, пытаются внести коррективы в воплощение вашей идеи...
— Когда происходит подобное, говорю: "Ребята, я буду счастлив, если вы все сделаете самостоятельно". Вообще, слово "нет" гораздо удобнее, чем слово "да". За словом "нет" отсутствуют обязательства. Если же ты сказал "да", будь любезен что-то создать. Режиссер вправе сказать: "Я так чувствую и объяснять ничего не буду". Его отношения с актером должны быть доверительными. Ведь если бы творчество относилось к сфере знаний, все были бы Моцартами, Шекспирами и Пушкиными...
— Говорят, дружба в шоу-бизнесе — понятие исключительное, а вас связывает крепкая дружба с Валерием Меладзе, Михаилом Шуфутинским, Леонидом Агутиным, Владимиром Пресняковым, и список далеко не полный...
— Мне нравится дружить с исполнителями, которые переживали кризисы в своем творчестве. Все, кому приходилось падать сверху вниз, а потом подниматься, различают настоящее и мишуру. Они знают, что слава — это бремя, которое нужно достойно нести. Вот почему мне не нужно признания в этом смысле. Все, к чему я стремлюсь, делаю для своей семьи и узкого круга людей, которые могут это оценить.
— А если сегодня в два часа ночи вам позвонит подающий надежды артист и попросит: "Саша, спасай!", вы поедете?
— Думаю, да. Может быть, выйду из дома не в полшестого, а в полвосьмого, но это вполне возможно.
29.03.2006 17-40
|