Йорам Пери: «Совесть важнее сенсации»
Столичные новости
«Как вы относитесь к изречению: кто владеет информацией — тот владеет миром?» — с этого вопроса началась наша беседа с Йорамом Пери. Известный израильский журналист, профессор Тель-Авивского университета приезжал в Украину для встреч с коллегами и студентами киевских вузов.
— Этот афоризм, — говорит господин Пери, — действительно отражает нынешнюю ситуацию в жизни всей планеты. Более того, многие политики подстраивают свою деятельность под скрупулезно разрабатываемые и осуществляемые с большим размахом пиар-проекты. И нередко их рейтинг от этого заметно возрастает. Все это сегодня именуется медиа-логикой.
— О данном феномене вы рассказывали студентам во время лекций в Киево-Могилянской академии и Национальном университете?
— Не только. Я рассказывал, вернее, мы беседовали со студентами о многих аспектах журналистики. Хотя больше всего внимания уделили двум темам: работе медиа во время военных конфликтов и в прочих неблагоприятных условиях, а также роли СМИ в становлении и развитии демократии. Ну и, естественно, часть задаваемых мне вопросов касалась ближневосточного конфликта.
— Насколько они были остры? И имеют ли, с вашей точки зрения, украинские студенты реальное представление о том, что происходит в этом горячем регионе планеты и в чем причины взрывоопасных ситуаций, то и дело возникающих на Ближнем Востоке?
— Говоря откровенно, мне показалось, что уровень знаний киевских студентов о ближневосточной ситуации не очень высокий. Отсюда, думается, и ощущался более критический по сравнению, например, с их американскими сверстниками настрой в вопросах.
— Более критический по отношению к Израилю?
— Да.
— Но ведь это и неудивительно. Как отмечают нейтральные наблюдатели, уже не первый год Израиль и его противники по-разному освещают конфликт. С израильской стороны идет информация в спокойном тоне, с арабской — очень эмоциональная, нередко с элементами надрыва. Скажите, разве не бьют по нервам кадры с человеком, бегущим с раненым ребенком на руках?
— Я с вами соглашусь, когда речь идет в первую очередь о телевидении. И главная причина здесь в том, что Израиль — демократическая страна. Наши журналисты стараются подавать объективную информацию. Кроме того, и это очень важно, из этических соображений, чтобы не травмировать души зрителей, мы не показываем окровавленных людей. И тем более фрагменты тел жертв многочисленных терактов, осуществляемых палестинскими террористами. А наши враги вовсю используют эмоциональный заряд, пользуются любым случаем, чтобы явить себя миру лишь как «жертв агрессоров». При этом они, случается, не брезгуют и прямым подлогом. Надеюсь, вы помните, как во время последней ливанской войны был пойман с поличным арабский фотожурналист, работавший на крупнейшее мировое информагенство «Рейтер». Он предоставил в Лондон фотомонтаж атаки израильской авиации на мирный поселок, которой на самом деле не было и в помине.
Но я с вами согласен. Израиль из-за этого проигрывает информационные войны, что подтверждается соответствующими социологическими исследованиями. Нам очень сложно отойти от принципа подачи объективной информации и не травмирующего психику видеоряда. Ну а киевским студентам я посоветовал меньше доверять телеэкрану, а больше читать прессу. Видеоряд свежих новостей идет секунд 20—30, а на газетной полосе можно найти обстоятельные и аргументированные статьи, раскрывающие природу событий.
Кроме того, я порекомендовал своим молодым коллегам старый, но действенный рецепт. Интересуясь какой-либо проблемой, нужно как можно больше о ней узнать, прежде чем высказывать собственное мнение.
— Вспоминая приведенный вами пример с фотомонтажом, хочу спросить: а должна ли в журналистике присутствовать моральность, или сенсация превыше всего?
— Ответ на этот вопрос я постарался дать в своей книге «Популизм. Медиа и политика в Израиле». Полагаю, сегодня роль средств массовой информации в жизни общества сильно возросла. Значит, выросла и ответственность журналиста за то, что он пишет и говорит. Отсюда и вывод — чистая совесть в журналистике необходима. Хотя иногда она действительно бывает помехой раздуванию «сенсаций».
— Какие еще качества для журналиста особо важны?
— Классный журналист — это комбинация профессионализма и таланта.
— И, наверное, еще и удачи?
— А без нее вообще не бывает успеха в жизни
27.11.2007 15-39
|