Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


май
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1 8
15
22
29
2 9
16
23
30
3 10
17
24
31
4 11
18
25



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Израиль отмечает 60-летие основания еврейского государства «Школа молодых лидеров» Владимир Этуш отмечает сегодня свой юбилей "Мир без насилия" Брет Стивенс: "60-летнее испытание Израиля" Вся лента новостей

   
      сегодня: 11.05.2008, воскресенье    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Интервью:  

Зиновий Коган: "Еврей - это призвание"

Вечерняя Москва

Самый страшный КГБ – твои близкие
– Зиновий Львович, расскажите, что за полуподпольный журнал вы делали в семидесятых?
– Это был такой журнал, который рассказывал в основном о еврейских праздниках. Назывался «Тарбут» («Культура»). Он печатался на машинках, на папиросной бумаге.

– КГБ, наверное, интересовался вами?
– Однажды даже на работу в «Гипрорыбпром» ко мне пришли два молодых парня. Говорят: «У вас двойная жизнь: днем в институте вы комсомолец, а по выходным с антисоветчиками общаетесь, журнал издаете». А мы тогда с моим другом Ильей Эссом организовали кружок по изучению Библии. «Нас, – сказали они мне, – это не устраивает, Зиновий Львович. Вы или уезжайте, или кончайте со всем этим». На что я им ответил, что уезжать никуда не собираюсь и веду такой образ жизни, какой веду, и ничего дурного в этом не вижу.

– Как? КГБ все-таки!
– Вот если бы мне сказали, что ко мне придут вечером, я бы боялся весь день. Если бы сказали, что придут через месяц, то весь месяц боялся бы. Самое страшное – ожидание. А если тебя уже в тюрьму посадили, то чего уж тут бояться?

– Вы так легко, даже с улыбкой рассказываете о том времени, как будто бы и не было никакого антисемитизма в СССР.
– Вы хотите спросить: а был ли страх? После того как пришли ко мне на работу, я тут же собрал все свои рукописи в чемодан и уехал в Днепродзержинск. Приехал к матери, отдал чемодан ей и попросил сберечь. На следующий день они с моим братом все, что я оставил, сожгли. Так что самое страшное КГБ – это близкие, твои родные.

– Так все-таки, был ли антисемитизм политической картой? Ведь не секрет, что США использовали «еврейский вопрос» как козырь в противостоянии с СССР.
– Я не знаю, кто кого использовал. Может быть, кто-то кого-то и использовал. Евреям казалось, что они используют всех (улыбается).

– А на самом деле?
– А на самом деле все их использовали. Только когда они уехали, то стали понимать, что для них значила Россия.

– Кстати, почему тогда уезжали евреи? Неужели все было так плохо?
– Уезжали в основном москвичи, не те евреи, которые жили в провинции. Уезжали те, кто не могли оценить всю красоту Москвы, – а это очень красивый город. Я во всем мире побывал, на всех континентах, но красивее Москвы не видел. Москва очень душевная. Любой человек может найти тут себе занятие и место. А те, кто уезжал, искали что-то лучшее. Были, конечно, и политические мотивы. Люди не могли видеть этого тупого Брежнева. Хотя, если не можешь видеть, то не смотри. Они уезжали и надеялись, что там намного легче и красивее жизнь. Но получалось так, что человек работал тут главным инженером, а там каждое утро за ним и таким, как он, приезжала машина в пять утра и развозила их по перекресткам, где они считали, сколько машин за день проехало через этот перекресток.
Откуда придет Антихрист

– Один знакомый антисемит – простите, куда уж без них – сказал мне: «Вот ты задумайся: только у евреев есть определение других народов одним словом – «гой». Он убеждал меня, что это оскорбительное название неевреев.
– Это неправильно он вам сказал. Гой – это народ. Впервые такое определение встречается относительно самих евреев. Потом украинские евреи стали так обзывать неевреев. Может, потому, что нужно было как-то обозначать тех, кто не еврей.

– То есть, это не означает пренебрежительного отношения к другим?
– Нет. Но они еще говорили: «А вот гойка!» или «шикса», – это переводится как «б…ь». Но было ли это пренебрежением? Скорее всего, скажу вам, был страх. Ну что такое, считали они, русская семья? Там пьют, бьют, грубые люди… А себя они считали деликатными, копеечку берегли для детей. Отдавать мальчика в русскую семью не боялись, а вот девочек боялись, жалели их. Главное, чтобы их не били. Тем более что евреями считаются по матери. Другой вопрос, почему евреев не любят русские антисемиты…

– Позвольте, но бывают еще и немецкие.
– Да, они разные бывают. И еврейские бывают.

– ?!
– Среди евреев антисемиты еще те – будь здоров! Но, честно говоря, если антисемит ненавидит двухлетнего ребенка за то, что он еврей, то для меня это больной человек.

– Не секрет, что в РПЦ достаточно антисемитов. Одну из причин мне назвал священник Михаил Ардов, хотя он вовсе не антисемит: якобы по преданию Антихрист будет из евреев или иудеев.
– Я попробую объяснить это. Христианство родилось как реформированный иудаизм. Те же иудеи, которые ходили в храм, стали учениками другого иудея, раввина Иисуса Христа. Их привлекал его либерализм. Если евреев наказывали за то, что они в субботу собирали колоски пшеницы, то он разрешал это делать. Если блудных женщин побивали камнями, то он говорил: «Кто из вас без греха – брось камень первым». Те синагоги, куда он приходил, были битком набиты народом, эти люди приветствовали новое учение. В те же синагоги, где молились, скажем так, нереформированные иудеи, стало меньше ходить людей. Соответственно, стало меньше пожертвований. И раввины попросили увести Христа и его паству куда подальше, чтобы им самим спокойно жилось… Это, конечно, шутка. Если серьезно, в иудаизме нет понятия Антихриста. Это же совсем другая религия. В иудаизме есть ожидание прихода мессии. А христианство признает Христа мессией. Ортодоксальный иудаизм говорит о том, что мессия придет. Другие иудеи вообще сняли этот вопрос.

Земля обетованная
– Мне рассказывали, что в Израиле очень заметно превосходство коренных жителей над теми, кто недавно вернулся на историческую родину.
– Большинство евреев в России – это москвичи. В СССР они не были религиозными. Большинство евреев жило рядом с русскими, а в Москве вообще каждая вторая семья была смешанной. В 50–60-е годы евреи и слышать не хотели о синагоге, а уж тем более, чтобы еврею указывали на то, на ком он должен жениться – на русской или на еврейке.
Этнической проблемы в большинстве случаев не было. Я не говорю, что ее не было у всех. У некоторых был соответствующий комплекс. Расцвет ореола Израиля шел одновременно с расцветом диссидентства и демократизации в России. И в демократы шли евреи. Потому что еврей – это как бы не то что профессия, а призвание. Да, еврей – это призвание, это – «другой». Я помню, как путали значение слов «диссидент» и «сионист», это почти равнялось: диссидент – значит сионист. Ну и, соответственно, кто мог прислать приглашение на выезд в Израиль? Ты только фамилию свою скажи, и тут же получишь «повестку» от дяди или от тети. Да не только приглашение, но и посылку с шубкой, джинсами. А если ты человек совестливый, то будешь думать: «Раз я надел джинсы, то, значит, надо ехать». Неудобно как-то отказываться.
На самом деле в Израиле нет никакой русофобиии ненависти к неевреям. Израиль, как может, так и борется за то, чтобы выжить. Но я тут не судья. Русским евреям там хуже всего, им приходится быть жестче, чтобы найти свое место.

– Насколько я знаю, в Израиле принят закон – кого и как считать евреем. Скажите, это действительно так важно?
– В древнем Израиле дети считались по отцу. Почитайте Библию, там матерей-то упоминается раз-два, а все остальное: «У Иакова родилось 12 сыновей, у Исаака – столько-то сыновей, у Моисея – столько-то…» Заметьте, у Моисея, а не у его жены.
Но есть объяснение такому закону. Дело в том, что в средние века было много еврейских погромов: очень многих мужчин убивали, а женщин не трогали. То же самое бывает и с животными, когда самцов истребляют, а самок не трогают. Кто отец детеныша, неизвестно. А чей детеныш? Самки. Так же было и с евреями – женщин насиловали, мужчин убивали. Тогда и стало считаться, неважно, от кого родит еврейка, но если родила – это еврейский ребенок.
Вот эта норма принята в Израиле. Но есть и другой закон – о возвращении, о том, кто имеет право приехать в Израиль. В этом случае еврей считается и по отцу тоже, даже если у вас только дедушка был евреем, а все остальные русские.
Если бы капитан стал раввином

– Вы как-то сказали, что ассимиляция для евреев страшнее, чем антисемитизм.
– Дело тут вовсе не в антисемитизме, а в самих себе. Нужны внутренние ресурсы, нужен талант, чтобы показать еврейскому мальчику или еврейской девочке, что такое еврей и что евреем быть хорошо. Как ни странно, это их совсем сегодня не волнует, они заняты какими-то другими делами. Даже когда они идут по улице и видят надпись на стене «Смерть жидам!», они не воспринимают ее по отношению к себе.
Мне кажется, что еврейским лидерам сегодня нужно решить, что есть хорошего у нас такого, что мы могли бы дать другим и что могло бы нас самих сохранить как евреев? Тогда ассимиляция остановится. А если этого не будет, то через два поколения ни одного еврея в России не найдешь. Вернее, ни один еврей не откликнется, не придет в синагогу. Мне кажется, что мотором еврейского общества должны стать раввины. Также мне кажется, что будет лучше, если раввинами будут евреи-офицеры или служащие. Вот представьте себе, что военно-морской капитан стал раввином. У такого сразу будет видно, что он человек ответственный, у него награды за боевые заслуги, он патриот России, и президенту будет приятно пожать руку такому человеку. К тому же плюс – он богобоязненный.

– Насколько много сегодня религиозных евреев?
– Этого никто не знает. Даже если вы спросите у русского или татарина, религиозны ли они, думаю, что они вам не ответят. На самом деле это просто жизнь. И иудаизм такой же, как мы – евреи. Искусство любой религии – адаптироваться к окружающему миру, иначе она просто не выживет. Самое ценное зерно все равно остается. Религия должна помогать молодому человеку, а не тянуть его обратно. По-моему, когда религии зарождались, они именно такими и были. Они несли грамотность, чувство самопожертвования, единства, любви к другому человеку.
Но, по-моему, нет четкой границы, отделяющей религиозных людей от нерелигиозных. Каждый человек рожден от отца, матери и Господа Бога. В то же время религия не ограничивается храмом. Это, может быть, лучше других поняли мусульмане, потому что они и в быту остаются мусульманами. А у нас, если ты ходишь в синагогу, то религиозен, а если не ходишь, то уже не религиозен. Вот православие – это русский образ жизни.

– Считается, что если православный не бывает в храме на Пасху, то он уже не православный.
– Еврей, даже если он не ходит в синагогу, все равно остается евреем. Даже если еврей пошел в церковь, то и в этом случае он остается евреем.
Среди нас много сумасшедших

– В чем принципиальное различие между иудаизмом и христианством?
– Иудаизм считает, что Завет, данный на горе Синай, действует и будет действовать. И больше ничего не может быть, кроме того, что Господь есть причина всего, что сущее. Христианство же говорит, что есть еще Новый Завет, который дал Христос и его ученики. Но евреи этот тезис не принимают.
Я думаю, что Христос все, что сделал, так это сказал, что этот закон для всех, не только для евреев. Видимо, это и в самом деле закон для всех. Если евреи верят, что Господь един, то он для всех Господь. Если он дал заповеди, то дал их для всех. Но некоторые заповеди он дал только для евреев. Например, соблюдение субботы. И еще. Евреи не выбирали Бога. Он сам их выбрал. Другие же народы были перед выбором: принять иудаизм или христианство, а может, ислам? И они выбирали. Но, по-моему, все люди одинаковы, и каждый что-то выбирает в свое время. В моем понимании, Господь делает то, что хочет делать человек, Господь хочет то, что хочет человек. Каждый человек – это маленький Господь, как и каждое сущее.

– Даже Гитлер или Сталин?
– Они плоть от плоти наша кровь. Но у них была болезнь. Среди нас ведь так много сумасшедших.
Если продолжить о различиях, то раввин не может отпустить грехи. Он вообще мало что может. Он может рассказать об опыте других или выразить свое понимание ситуации. Он не может сказать: «Делайте вот так!» Он может только посоветовать: «В таких случаях, может быть, надо сделать так-то». Человек сам решает, как поступать. Он сам судья своим поступкам, он и Господь.
В иудаизме нет посредника между Богом и человеком. В христианстве священник может отпустить грехи. Иудеи этого не принимают. Но подчеркиваю, что иудеи, а не евреи, потому что есть много евреев, исповедующих христианство. Иудеи также считают, что все они – это как одно тело. Не зря же Гитлер расправлялся с ними так, как будто они одно и то же – уничтожал под корень.
Христианство считает, что в распятии Христа есть некая жертвенность, этим этот человек взял на себя все грехи и страдания тех, кто в него верит. Иудеи, как я уже сказал, это как одно тело, и если с кем-то происходит несчастье, то это – несчастье со всеми. Нет такого человека, который взял бы на себя грехи других и тем самым освободил их от греховной жизни.
Они деньги не пропьют

– Многие крупные капиталы в России сосредоточены в руках людей далеко не с русскими фамилиями – Фридман, Абрамович, Березовский... А богатство в понимании многих – грех. К тому же вы сами заметили, что не все нынешние капиталы – праведные. Скажите, все это не бросает тень на еврейский народ?
– (Вздыхает) Я бы так сказал – это общая беда и всей России. По традиции, считается, что в России лучше всего деньги сберегают евреи. Если уж кому быть главным бухгалтером, так это еврею. С тех пор как евреев изгнали с земли Израиля, землю им не давали. Чем они могли заниматься? Ростовщичеством, торговлей, банками – но не крестьянами или землей. В 90-х годах, когда началась приватизация, выбирали комсомольцев-евреев, таких как Ходорковский, Невзлин, таких ученых, как Березовский. Считали, что они деньги не пропьют. А получилось то, что получилось. Для меня Березовский – еврей, но он не галахический еврей. Ведь он даже принял православие. То же самое и Ходорковский. К нему в тюрьму приходил раввин и говорил: «Если ты признаешься, что ты еврей, мы начнем за тебя бороться». Он ответил: «Нет, я не еврей».
Но я никого из них не оправдываю. Мне жалко всех. Если бы все решалось без страданий человека, как это было бы прекрасно! Да и большинство в России не знает, кто такой Ходорковский, не жаждет его крови и его страданий. Также, наверное, никто не хочет, чтобы и Березовский истекал кровью.
Что же касается тени… Я не могу сказать, что это бросает тень на всех евреев. Когда будет доказано в суде, что они воры, тогда можно что-то сказать. Если взять статистику, то евреев среди самых богатых не так уж и много. То, что они первые в списках, что ж, Бог дал им талант приумножить то, что есть. К тому же они люди команды, не все они делали одни.
Я знаю, что среди евреев есть нечистые на руку. Вот это действительно бросает тень на еврейский народ, потому что каждый еврей «сторож брату своему». То есть, все отвечают за одного и один отвечает за всех. Но большинство – это просто бедные, нормальные люди, как везде.

– Зиновий Львович, признайтесь: а вообще хорошо быть евреем?
– Да, хорошо. Мне хорошо (улыбается). Потому что я не простой еврей, я еще и Коган, то есть священник. В праздники мне полагается благословлять людей. Что касается простых евреев, то простой человек должен радоваться тому, что есть, а задача духовных лидеров, хранителей традиций передать им самое хорошее, чтобы они могли быть самыми счастливыми людьми.
Раньше гордились тем, что могли уехать: «Вот ты, Ваня, уехать не можешь, а я могу». Ваня чесал репу и думал: «Е-мое, родились вместе, вместе выросли… ну и уезжай, гад!» Сейчас же, когда и Ваня, и Маня могут поехать куда угодно, то гордиться вроде бы нечем. Поэтому мне кажется, что не нужно гордиться тем, что ты кем-то родился. Должна быть гордость за собственные достижения. Гордость, наверное, и есть счастье.
Досье ВМ:
Зиновий Коган родился 6 декабря 1941 года в селе Чесноковка Алтайского края. Окончил гидротехнический факультет Московского инженерно-строительного института. Проектировал и строил морские порты в Находке, Петропавловске-Камчатком, Севастополе и др. В 1985 году основал первую в СССР религиозную организацию современного иудаизма «Гинейни» («Вот я, Господи»). С 1995 года председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, раввин Мемориальной синагоги на Поклонной горе. Член межрелигиозного совета России. Первый раввин, которого Русская православная церковь наградила орденом «Святого князя Даниила московского» – за содействие межрелигиозному диалогу. Кавалер ордена «За единение народов» Организации Объединенных Наций.

24.01.2008 14-28





  Также в рубрике:  
05.05.2008 13-50
Владимир Этуш: «Мне интересных ролей не хватает»


18.04.2008 11-48
Борис Ефимов:"Искусство - оно так же сложно и непостижимо, как сама жизнь"


16.04.2008 11-28
Роман Карцев: "Папа у меня был футболист, мама - коммунист"


16.04.2008 10-09
Гайдамак назвал финансовые претензии к нему "сказкой"


14.04.2008 11-12
Борис Бурда: «Этого горя от ума ведь никогда не бывает»


11.04.2008 12-39
Михаил Шуфутинский: «Я как вампир впитываю энергию зала»


04.04.2008 11-58
Совладелец «1+1» Борис Фуксман: Коломойский получит либо акции канала, либо деньги


03.04.2008 16-37
Элина Быстрицкая: "Я люблю новые, противоречивые роли"


02.04.2008 16-20
Борис Эйфман: «Мне нравится открывать неизвестное в известном»


31.03.2008 11-15
Шимон Перес : «Сегодня меня уже не волнует, что обо мне говорят»



пятница
09 мая
20 : 12
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software