«Мое имя открывало многие двери», — Илья Авербух, создатель шоу «Ледовая симфония»
Ведомости
Илья Авербух — один из немногих олимпийских призеров, известных своими успехами в бизнесе. Его агентство «ММГ скейтинг» (бренд — «Ледовая симфония») уже несколько лет показывает ледовые шоу в разных городах России и за рубежом, а два последних года участвует в проекте «Первого канала» «Звезды на льду» и «Ледниковый период». Но гендиректор «ММГ скейтинг» богатым человеком себя не считает, говоря, что у нас не развит институт спортивного менеджмента, а на рынке царит полный хаос.
Биография
Родился в 1973 г. в Москве. В шесть лет занялся фигурным катанием. Окончил Московскую государственную академию физической культуры.
1999-2001
Бронзовый призер чемпионатов мира (1999, 2001) и Европы (1999, 2001).
2002-2003
Серебряный призер ХIХ зимних Олимпийских игр (Солт-Лейк-Сити-2002), чемпионата мира в Вашингтоне (2003) и чемпионата Европы (2003).
2002
Cтал одним из основателей и гендиректором компании «ММГ скейтинг», организующей шоу «Ледовая симфония» и проекты на «Первом канале».
ООО «ММГ скейтинг»
продюсерская компания
Образовано в 2002 г.
По заказу «Первого канала» участвовало в создании шоу «Звезды на льду» и «Ледниковый период».
Организатор ледовых катков на Красной и Дворцовой площадях, в Воронеже и Краснодаре. Организатор премии «Хрустальный лед» в области фигурного катания. Обороты не раскрываются.
— У вас был спортивный опыт, но не было менеджерского. Откуда брались знания?
— Мне повезло. Как раз когда в 2002 г. было решено создать компанию, которая занималась бы ледовыми шоу, я познакомился с профессионалами — [исполнительным директором Bosco Sport] Петром Цанава и его женой Екатериной, которая возглавила маркетинговый отдел «Ледовой симфонии». Ее опыт работы в крупных компаниях, где она занималась привлечением спонсоров, очень нам помог, как и советы Петра, который был у истоков строительства бренда Bosco Sport.
— Как закрывались вакансии в компании?
— Денег было мало, не было даже возможности снимать офис. Мы бросили клич на интернет-сайте компании людям, которым небезразлично фигурное катание. Благодаря этим энтузиастам и набрала силу компания. Например, Елена Меньшикова приехала из Екатеринбурга в Москву и работала за весьма низкую зарплату. Сейчас у нее в подчинении 10 человек, которые координируют гастроли компании.
— Сейчас ваши зарплаты конкурентоспособны?
— Сейчас компания окрепла, в ней работает около 40 человек, и уровень зарплат уже соответствует объему работы, хотя энтузиазм остается во многом движущей силой.
— Если бы вы были не олимпийским призером, а удачливым менеджером, вам было бы легче сделать шоу?
— Сложнее. Мое имя помогало открывать многие двери, которые профессиональному менеджеру открыть сложно. Пришлось бы нанять кого-нибудь из спортсменов и использовать его проталкивающее имя.
— Каких сотрудников больше всего не хватало?
— Профессионалов, которые смогли бы грамотно выстроить логистику тура. Очень нужны были люди, знакомые с местной инфраструктурой рекламы, чтобы минимизировать расходы на нее. И очень долго искали человека, способного грамотно планировать бюджет поездок.
— Будь у вас время, чему бы вы пошли сейчас учиться?
— Пошел бы повышать финансовую грамотность. Не хватает и юридических знаний, например, чтобы лучше разбираться в контрактах.
— Чувствуется ли в России нехватка спортивных менеджеров?
— Конечно. Рынок спортивного менеджмента в России совсем не сформирован. Например, нет понимания, что сколько стоит. Если брать рынок рекламных спонсорских контрактов или гонораров, то тут полнейший хаос, цифры берутся с потолка.
— Шоу на основе фигурного катания окупают себя?
— Проект очень дорогой и окупить его в России билетами невозможно. Они приносят около 40% доходов. С самого начала идея строилась на серьезном привлечении спонсорских денег. Нам удалось многое: гастроли «ММГ скейтинг» в 2007 г. спонсировали шесть компаний, на 2008 г. [на момент сдачи интервью в печать] договора были заключены уже с четырьмя.
— Западные проекты тоже существуют благодаря спонсорам?
— Там возможности окупить шоу за счет билетов гораздо выше, хотя спонсорская поддержка тоже существует. В отличие от Запада в России старые ледовые дворцы рассчитаны максимум на 4500 зрителей, вдобавок там холодно и неудобно сидеть, а билеты по местным меркам недешевы- от 200 до 1500 руб.
Сейчас появляются новые, куда более удобные ледовые дворцы, имеющие вместимость более 10 000 зрителей. Значит, можно делать большую сетку цен на билеты и окупать постановку за счет зрителей. Но адекватные деньги за шоу зрители платят только в Москве и Санкт-Петербурге — от 500 до 7000 руб.
— Каковы обороты компании?
— Мы их не раскрываем.
— Журнал Forbes считает, что в 2006 г. вы заработали $2 млн.
— Это неверная оценка. Журнал мне очень польстил.
— Почему вы предпочитаете устраивать туры, а не разовые шоу?
— На разовые шоу практически нереально созвать спортсменов и «звезд», а большие туры позволяют им заработать столько, что поездка становится привлекательной. Для компании же прибыль одного города нивелируется изначальной убыточностью другого.
— На каких условиях вы работаете с «Первым каналом»?
— «Первый канал» платит компании за то, что она полностью организует проект.
— В одном из интервью вы говорили, что телешоу могут помешать концертам в городах. Что получилось в итоге?
— Мы опасались, что, видя раз в неделю любимых артистов на экранах телевизоров, зритель не захочет идти в ледовые дворцы. На деле наши шоу идут при аншлагах. Если раньше зрителей привлекала возможность увидеть вживую Ягудина и других звезд, то сейчас им интересно посмотреть и на артистов.
— Какова структура расходов компании?
— Особенность таких шоу в том, что гонорары спортсменов и звезд составляют около 40% затрат. Гонорары спортсменов колеблются от $3000 до $15 000 за выступление. Звезды получают сопоставимо, но не меньше, чем обычно берут за съемочные дни. 10% расходов составляет аренда зала, и еще 10% — дорога, проживание, питание. И они выросли в разы с приходом в наш коллектив звезд. Спортсмены менее прихотливы в быту. Менеджеры звезд требуют для них билеты в бизнес-класс и номера люкс.
— Какие есть еще особенности спортивных шоу?
— Приходится составлять график гастролей с учетом подготовки спортсменов к соревнованиям. Вдобавок за четыре месяца мы успеваем объехать практически все ледовые дворцы страны. К счастью, в остальное время мы заняты проектом «Первого канала». Иначе пришлось бы в эти месяцы не работать.
28.01.2008 16-21
|