Интервью — Рон Хульдаи, мэр Тель-Авива
Ведомости
«Когда мэрия проводит политику, обеспечивающую инфраструктуру города, поддерживает культуру города, хорошие условия для жизни, больше людей хотят работать и жить в этом городе, открывают в нем свой бизнес», — Рон Хульдаи, мэр Тель-Авива
Рон Хульдаи уже почти 15 лет занимает должность мэра Тель-Авива, второго по размеру городского муниципалитета в Израиле, в котором проживает более 400 000 человек.
За эти 15 лет число молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет выросло в Тель-Авиве в два раза, и сейчас они составляют треть от населения города. Именно они, по мнению Рона Хульдаи, помогут Тель-Авиву вырваться в мировые лидеры в сфере инноваций. О том, как привлечь в город инновационные компании и как бороться с пробками, мэр Тель-Авива рассказал в интервью «Ведомостям».
— В этом году вы приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме. Как вы считаете, для чего нужны такие масштабные мероприятия? И что они приносят городскому бюджету?
— Ценность такого форума в том, что здесь встречаются разные люди и обмениваются мнением по поводу решения общих проблем. Отношение к этим проблемам и их решение у разных людей может быть разным. И благодаря обмену мнениями каждый такой форум вы завершаете для себя двумя-тремя выводами. И эти два-три вывода потом могут иметь влияние на ваши дальнейшие решения. Форум не влияет на бюджет города напрямую. Но если на этом форуме получает развитие важная тема, она может в итоге рассчитывать и на бюджетную поддержку. Вторая вещь, которая важна на таком форуме для нас, это поставить Тель-Авив на карту. Дать о себе знать. Наша задача — привести крупный бизнес в Тель-Авив. Когда я выступаю здесь, беседую с журналистами, встречаюсь с мэрами городов, министрами и бизнесменами, я даю им возможность узнать о деловом потенциале нашего города, налаживаю деловые контакты.
— На какой бизнес вы ориентируетесь, когда привлекаете компании в Тель-Авив?
— Тель-Авив позиционируется сегодня как всемирный центр стартапов. Нам очень важно, чтобы к нам приезжали молодые люди с идеями. С одной стороны — инвестировать, а с другой стороны — развивать сотрудничество с израильскими молодыми коллегами.
— А что вы делаете для привлечения в Тель-Авив таких стартапов?
— Для наших молодых стартапистов мы делаем все, чтобы создать творческую атмосферу. У нас везде свободный WiFi — в парках, по всему городу, включая пляжи. Мы даем им оборудование, помещения, где они могут творить. У нас развит творческий подход к бизнесу, технологиям. У нас задача сегодня — привлечь международное сотрудничество в Тель-Авив, поэтому мы работаем над проектом Startup Visa. Мы надеемся, что этот проект поможет нам привлекать для работы в Тель-Авиве молодых стартапистов. Startup Visa — это рабочая виза для молодых иностранцев, которые совместно с нашими специалистами готовы развивать у нас бизнес и новые технологии.
— Это городская программа?
— Совместная с правительством. Мы надеемся, что министерство внутренних дел поддержит наше начинание.
— А что касается городского бюджета — какие источники формируют его доходную часть?
— В основном это налог на недвижимость, как частную, так и коммерческую. Есть еще доходы от парковки и от штрафов за парковку. Есть еще небольшие доходы от размещения рекламы на щитах, но это уже незначительная часть.
— Если говорить о транспортных вопросах, сейчас Москва активно пытается решить вопросы с пробками, парковками. Как эти проблемы решаются в Тель-Авиве?
— У нас это работает давно и успешно. Десять лет назад порядка еще не было, а сейчас мы пользуемся самыми передовыми технологиями. У нас работает цветная схема парковки. Часть тротуара вдоль дороги выкрашена в бело-голубой цвет. Там жители Тель-Авива, у которых есть специальная наклейка на лобовом стекле — жители соседних домов, могут ставить машины бесплатно. Гости города должны платить за парковку. Также сегодня у нас очень популярна система, когда вы ставите машину и можете оплатить парковку через приложение в мобильном телефоне. Есть еще общественное интерактивное приложение, в котором люди сообщают друг другу о наличии свободных мест. В этом приложении вы можете запросить информацию по районам и по конкретным улицам.
— А это приложение сделано за счет средств администрации?
— Нет, это частная инициатива. Но администрация поддерживает ее. Мэрия открыла всю свою информационную базу для частного пользования. Сейчас уже работает более 70 приложений, которые созданы на базе данных мэрии, и все это организовано частным бизнесом. Есть приложения, с помощью которых вы можете снять квартиру, записаться в детский садик, найти ближайшую станцию по прокату велосипедов, это специальный проект мэрии, который работает очень успешно. Можно даже узнать, сколько на станции сейчас свободных велосипедов.
— Вы не выделяете этим предпринимателям субсидии? Это их собственные вложения?
— Нет, мэрия не субсидирует эти проекты. У нас свободный рынок в Израиле.
— У всех крупных городов похожие проблемы: развитие общественного транспорта, вопросы безопасности, создание рабочих мест. Как вы решаете эти вопросы в Тель-Авиве?
— Преступность и безопасность — это вопросы, которые решаются на государственном уровне. Но могу сказать, что у нас очень безопасный город. У нас девушка может спокойно ходить одна хоть днем, хоть ночью в большинстве районов, не опасаясь, что с ней может что-то случиться. А вот транспортный вопрос — это серьезная проблема. Государство Израиль слишком мало средств вкладывает в решение транспортной проблемы, поэтому мэрия делает то, что она может в рамках своих бюджетных возможностей. Это, например, наш проект с велосипедами, о котором я уже говорил, и наша новая идея — аренда автомобилей. Каждые пятьсот метров у нас по плану должны стоять съемные машины. Записавшись в определенную структуру, вы получаете карточку и можете с помощью этой карты открыть машину и поехать на ней, а потом вернуть ее на то же место. Основная цель — чтобы жителям города не нужны были частные автомобили. Это решит проблему загрязнения окружающей среды, пробок и трафика.
— Большие ли расходы на этот проект?
— Нет, это требует небольших вложений от мэрии. Вернее, и нет, и да. В Париже существует такой же проект, только там пользуются исключительно электрическими машинами, и мэрия вложила огромные средства в этот проект. Вопрос в том, станет ли мэрия субсидировать аренду автомобилей для потребителей. Ведь тогда больше людей будут пользоваться этими машинами. В любом случае в большинстве стран, в том числе и в России, государство субсидирует общественный транспорт. И поэтому сейчас мы находимся в стадии проверки того, сколько субсидий нам надо будет вложить в этот проект, чтобы привлечь как можно больше пользователей к аренде автомобилей.
— Тратит ли мэрия средства на обеспечение безопасности? Например, на «Железный купол» (система ПРО, развернутая над Тель-Авивом и пригородами в 2012 г.)?
— Нет, это вопрос министерства обороны. Полиция у нас также не городская, а национальная. У нас есть совместное сотрудничество, но не бюджетное.
— Что делается в городе для создания рабочих мест?
— У нас нет специфической программы создания рабочих мест. Но когда мэрия проводит политику, обеспечивающую инфраструктуру города, поддерживает его культуру, хорошие условия для жизни, то больше людей хотят работать и жить в этом городе, открывают в нем свой бизнес. Когда 14 лет назад я занял свой пост, несколько крупных банков хотели уйти из Тель-Авива, так как в том районе, где они находились, было негде ставить машины, была высокая преступность. А когда этот район был реконструирован за счет мэрии, они не только не ушли, но и стали расширяться и самостоятельно вкладываться в развитие инфраструктуры. Есть также специальная структура при мэрии, которая субсидирует развитие компаний из сферы малого бизнеса, чтобы они оставались и работали в городе.
— Вы уже более 14 лет занимаете пост мэра. Есть ли желание продолжать? И должность мэра — она скорее политическая или хозяйственная?
— Да, желание продолжать есть. Через четыре месяца у нас выборы, я выставил свою кандидатуру и еще как минимум пять лет планирую занимать пост мэра. Я еще молод. (Улыбается.) А что касается политики, я никогда не рассматривал себя как политика. Но выхода нет, и иногда приходится играть в политику, особенно на выборах. И все-таки в первую очередь я считаю себя хозяйственником.
— А армейский опыт вам в чем-то помогает?
— Несомненно помогает. В армии вы учитесь дисциплине и точности, вы растете и развиваетесь вместе с вашей должностью и учитесь работать в команде. Но больше всего я научился у своих родителей, которые были учителями.
23.07.2013 12-27
|