Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Цдака
  Израиль
  Ближний Восток
  Культура
  Интервью
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


ноябрь
5 12
19
26
6 13
20
27
7 14
21
28
1 8
15
22
29
2 9
16
23
30
3 10
17
24
4 11
18
25



  Подписка:



  Партнеры:

Карта Киева


  Реклама:

Бронирование гостиниц
Отели в Израиле
Отели в Тель-Авиве
Отели в Иерусалиме
Отели в Хайфе








Австралийских евреев пугает Дубай В Израиле обнаружено древнееврейское святилище, оскверненное филистимлянами ''Украинская Шарапова'' может стать израильтянкой Имамы почтили память погибших евреев Айзек Лив Шрайбер, внук украинского еврея, сыграет жиголо из организации "Шомрим" Вся лента новостей

   
      сегодня: 14.11.2012, среда    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Интервью:  

Дина Рубина: «Женских романов не существует!»

НЕВСКОЕ ВРЕМЯ

Известная писательница признается: это только иллюзия, что она хорошо знает сильную половину человечества

Не будет отступлением от истины утверждение, что Дина Рубина – один из наиболее читаемых прозаиков в нашей стране. Ее произведения разнообразны по жанрам и никогда не бывают нравоучительны или скучны. Рубина умудряется в обыкновенной жизни подметить нечто необыкновенное, что подогревает и держит читательский интерес с самой первой строчки до последней. Никогда не возникает желания заранее посмотреть, чем же все закончится, поскольку интересно, как именно автор подведет нас к финалу, какие краски выберет из своей богатой языковой палитры. Поэтому интерес к творчеству писательницы огромен, и ее встречи с читателями собирают полные залы.

– Дина Ильинична, вы не пошли по стопам родителей…

– Моя мама по профессии историк. В том, что она не только хороший преподаватель, но и несостоявшаяся великая драматическая актриса, я окончательно убедилась, когда однажды, оказавшись в Германии, случайно встретила одну из ее учениц, которая, будучи в возрасте, деликатно спросила меня, как поживает мама, и я бодро ответила: «Все хорошо, ей 88 лет». Тогда моя собеседница оживилась и поведала мне: «Я до сих пор помню, как ярко она рассказывала нам об убийстве императора Павла: «И тогда, спасаясь от преследователей, царь попытался спрятаться в камин…» В этот момент все ученики вскакивали с мест и искали глазами ту часть класса, куда был направлен взор учительницы. Но камина там не было». А папа мой – художник. Они с мамой ровесники, но, сколько себя помню, в родительском доме был культ отца. Его любимая фраза: «Работай, негр!». Повторял он эти слова постоянно, по любому поводу. Сейчас родители тоже, как и я, живут в Израиле, и когда я звоню отцу, он часто спрашивает: «Что ты хочешь узнать? Ты разве не работаешь?» Я отвечаю: «Работаю, конечно, но мне важно знать, как ваши дела», на что слышу привычное: «Работай, негр!», после чего он вешает трубку.

– А какие отношения у вас с собственными детьми?

– Дети писателя – несчастные люди (улыбается). В семье давно знают: если я работаю над книгой, ко мне лучше не подходить. Литераторы вечно заняты, на воспитание своих чад времени не хватает. Мой сын Дима с детства слышал от меня только две фразы: «Не прыгай на диване, он старый!» и «Не прыгай на диване, он новый!». Потому что у нас дома было два дивана – один мог в любой момент развалиться из-за своего преклонного возраста, второй, наоборот, был слишком молод, посему – сделан на скорую руку и тоже большого доверия не вызывал. Когда мой сын просил взять его с собой на какую-нибудь из моих встреч, я всегда ставила условие: «Возьму, если будешь молчать». Что касается дочери, Еве было четыре года, когда мы уехали, и русский язык она постепенно стала забывать. Правда, у себя дома я постановила: говорим только по-русски. Но дается ей исполнение этого закона непросто, и однажды, когда к нам приехали телевизионщики из России и спросили, читала ли она мои книги, Ева простодушно ответила: «Да, но это было мучительно». Эту фразу не вырезали. Зато когда к нам в гости пришел ее жених, который вообще не понимает ни слова по-русски, а я подала на стол селедку «под шубой», она перевела это название как «морская рыба в меховом пальто». Теперь я понимаю, почему он решил, что это весьма сомнительное яство. Дочь моя полностью ассимилировалась. И ее по закону призвали в армию, но где она будет служить, оставалось секретом даже для родственников. Когда я стала упрашивать Еву рассказать, чем же она будет заниматься в армии, она спокойно ответила: «Мама, я могу ответить, но после этого должна буду тебя убить». Так что больше я не задавала ей глупых вопросов.

– Почему вас нарекли таким довольно редким именем?

– Моя мама обожала американскую киноактрису Дину Дурбин, красавицу с оперным голосом, которая так чувственно и таинственно пела с экрана: «Очи чьерние, очи страстние». И когда я родилась недоношенной, весом около одного килограмма, мама не сомневалась в выборе имени: только Дина. Когда к нам в гости пришла мамина коллега, завуч, и, посмотрев на меня, естественно, поинтересовалась, как назвали новорожденную, ей ответили: «Дина». «Дина Рубина? – переспросила завуч и на мгновение задумалась. – Я вижу это имя на гигантских афишах». Она сделала паузу, еще раз посмотрела на посапывающего «цыпленка» в колыбели и заключила: «Нет! Я вижу это имя на обложках книг!» Хотите верьте – хотите нет, но это правда. Именно такую историю поведала мне мама.

– Извините за банальный вопрос, но… В чем, на ваш взгляд, заключается предназначение писателя?

– Мне часто задают этот вопрос, и я обычно вспоминаю встречу с французским литератором Александром Бло. Этот старец, родственник великого Александра Блока, в свое время прославился своими произведениями. И когда он говорил о предназначении писателя, приводил такую историю. Слепой нищий просит милостыню на Бруклинском мосту. В его руках табличка: «Подайте слепому». К несчастному подходит писатель и спрашивает: «Много ли подают?» – «Да два-три доллара в неделю, не больше», – жалуется нищий. Писатель берет у него табличку, переворачивает ее и пишет что-то на обратной стороне. «Держи теперь табличку именно так, чтобы было видно, что я написал», – говорит он нищему и уходит. Когда через месяц писатель снова подходит к слепцу и интересуется, как его дела, тот радостно делится: «Теперь в день я зарабатываю по тридцать-сорок долларов. Скажите мне, незрячему, что же вы тогда написали». И писатель ответил: «На твоей табличке фраза: «Придет весна – а я этого не увижу». Вот оно, предназначение писателя, – давать возможность читателям чувствовать, сопереживать.

– Можете назвать писателя, который оказал на вас наибольшее влияние?

– Так уж получилось, что это Чехов. Его я от корки до корки прочитала в самом нежном возрасте.

– Что для вас русский язык?

– Это моя родина. Так получилось, что за свою жизнь я сменила несколько мест проживания – от Ташкента до Москвы, сейчас мой дом – Израиль. Все это разные культуры, разное восприятие. Но всегда меня согревал «великий и могучий». Он очень изменчив и многолик, я всякий раз подмечаю какие-то очередные нюансы, даже сейчас, в моей нынешней поездке. Уверена – эти мои наблюдения обязательно найдут отражение в новой книге.

– А как вы пишете – «с натуры»?

– Многие читатели разочарованы тем, что мои герои не существуют в реальности, что в основном все – плод моей фантазии, в книгах мало автобиографических моментов. После книги «На солнечной стороне улицы» о Ташкенте меня забросали письмами, что какие-то мелочи изображены мной не так. Какая разница? Главное – ощущение. Для меня Ташкент – воспоминание детства, наш дружный двор, в котором проживали семьи разных национальностей, колоритный сосед-узбек – он угощал всех своим пловом и говорил мне, маленькой и худенькой: «Кющай плов, морда красивый будет, как сковородка». Это очень сложно в книге передать, это чувства, эмоции. Но многие порой ждут от меня чего-то невероятного. Получаю даже такие письма: «Зачем вы (следует резкое слово) убили свою героиню?» Но финал всегда продиктован логикой сюжета. Для меня это главное место в книге – без концовки она просто не состоится. Если писатель оставил финал открытым, значит, он потерял всякий интерес к своему произведению. Я тоже теряю интерес, но только после написания, когда ставлю последнюю точку. Закончив предыдущую книгу, я уже думаю о следующей, а та, предыдущая, мои мысли совершенно не занимает. Я вся – в новой теме, новых исследованиях. Это всегда невероятно интересно.

– Где вы находите сюжеты для своих книг?

– Многое подсказывает сама жизнь. Вот, например, после «Почерка Леонардо», где речь шла о магии и зеркалах, режиссер театра кукол Ирина Уварова попросила меня приехать и поговорить о романе с ее коллегами. Разговор получился интересным, я не заметила, как пробежало время, и заспешила на следующую встречу. «Вас Петрушка отвезет, – сказала Ирина. – Леша, отвези Дину Ильиничну!» И вот мы стоим с этим Лешей в московской пробке, я его спрашиваю: «Почему вас называют Петрушкой?» И этот человек мне отвечает: «Потому что я и есть Петрушка!» После этого заявления начинается бурный рассказ, и я понимаю, что передо мной какая-то совершенно невероятная, уникальная личность, и я уже благодарна этой пробке, никуда не хочу уходить и слушаю, слушаю. Именно тогда я задумала книгу о волшебном мире кукол, которую назвала «Синдром Петрушки».

– Знаю, что вас выводит из себя вопрос о том, что ваши романы женские. Почему?

– Никто и никогда не объяснит мне, что такое женский роман. Недавно в книжном магазине в Иерусалиме у полки с надписью «Женские романы» спросила у продавщицы: «А где у вас мужские романы?» Та оторопела: «Это какие? Для геев, что ли?» – «Вот вы и ответили на мой вопрос», – гордо сказала я и удалилась. Женских романов не существует! Просто мужикам надо понять, что большая половина интересующихся чем-то людей – женщины. Они активнее – и читают больше, и в театры чаще ходят, и вопросы активно задают. А так называемые женские романы – это некое прикрытие для мужской пассивности.

– Но ведь и мужские характеры в ваших книгах достаточно яркие. Как вам, женщине, удалось познать все нюансы мужской души?

– Меня всегда спасает богатое писательское воображение. Этот «мускул» в мозгу необходимо тренировать. А если серьезно – это только иллюзия, что я хорошо знаю сильную половину. Мы с мужем вместе не один десяток лет, и только я начинаю предполагать, что уже изучила его вдоль и поперек, он выделывает такое, что просто диву даешься.

07.11.2012 11-04





  Также в рубрике:  
09.11.2012 12-42
Евреи в тюрьмах России: жуткая правда


07.11.2012 11-04
Дина Рубина: «Женских романов не существует!»


02.11.2012 11-55
Гипноз и загадки израильской души


29.10.2012 10-15
Любимое дело Леонида Зорина


22.10.2012 11-01
Министр информации и диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн: «Проблема Ирана — это не израильская паранойя»


11.10.2012 15-00
Мейлах Шейхет: "На украинском ни один антисемитский лозунг не слышал"


01.10.2012 12-30
"Чонкины всегда оплот режима"


01.10.2012 12-18
Идиш. Спасибо, что живой


27.09.2012 13-05
Илья Авербух: «Мне предлагали поменять фамилию, но я отказался»


24.09.2012 10-54
Холокост Агнешки Холланд



пятница
16 ноября
15 : 53
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2009 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: Network-ASP