Старые черты нового антисемитизма
Пер ОЛМАРК, писатель и публицист, бывший вице-премьер Швеции
Почему столько людей, переживших Холокост, чувствуют появление угрозы еврейскому народу еще до того, как она принимает конкретные очертания? Потому что им известно, как «невинные» намеки перерастают в обвинения, которые, в свою очередь, превращаются в дискриминацию, а затем становятся частью заведенного порядка. А тогда начинается истерия. Те, кто пережил это однажды, бьют тревогу, потому что знают, что поставлено на карту. Такими действиями они укрепляют демократию в наших странах таким образом, каким сделать это способны только они. И мы должны прислушаться к этим людям для того, чтобы выжить самим.
То, что у нас есть на это причины — очевидно, как показывают результаты первого тура президентских выборов во Франции. Но не только демагоги вроде Жан- Мари Ле Пена и других европейских люмпен-ультраправых вызывают беспокойство.
На протяжении всего XX века люди, называющие себя «интеллектуалами», часто становились так называемыми попутчиками фашизма или коммунизма, не вступая при этом в ряды ни одной из партий, основанных на этих идеологиях. В XX веке, среди представителей средних классов с твердыми, но не всегда верными убеждениями, любящих поговорить и связанных со СМИ, политикой, правительством и университетскими кругами, встречаются люди, осуждающие Израиль в выражениях, напоминающих лексику сочувствующих тем самым антидемократическим движениям. Они не представляют мнение большинства в западном мире, но составляют могущественное и влиятельное меньшинство.
Возьмем случай с послом Франции в Великобритании. Не так давно на званном обеде в Лондоне посол назвал Израиль «маленькой дерьмовой страной». Его вульгарные комментарии не дают повода для волнения, однако беспокоит реакция на них: посол не был отозван правительством Франции; правительство Тони Блэра также не потребовало его отзыва; общество отнеслось к этому случаю как к очередной скандальной истории. Более того, французская пресса посчитала посла жертвой британской бульварной прессы, а не своих собственных постыдных убеждений.
Достойно сожаления то, что у посла Франции к королевскому двору много союзников среди элитных кругов Европы. Однако посол Бернар оказал нам услугу; он помог осознать, как широко распространился новый антисемитизм. Как справедливо заметил один обозреватель, Израиль стал «объектом ненависти, имя которой не осмеливаются произнести».
Но мы не только должны осмелиться, мы обязаны это сделать. Мы не должны молчать о ежедневных нападках во Франции на евреев и синагоги. Для всей Европы служит позором то, что французские евреи не могут отправить своих детей в школу, не переживая за их безопасность. Возмутительные случаи антисемитизма имеют место и в других местах: в Берлине и Лондоне, Швейцарии, Италии, Швеции, Нидерландах и странах Восточной Европы.
Мы не должны молча принимать тот факт, что отрицание Холокоста стало обычным явлением, а также спокойно относится к параллелям, которые антисемиты/ антисионисты проводят между Израилем и Третьим Рейхом. Мы должны «оказать сопротивление новой нацистской чуме, рассадником которой является Израиль», — пишет сирийская газета, тогда как палестинское телевидение изображает израильских солдат насильниками и хладнокровными убийцами. Муфтий Иерусалима заявил: «…я не виноват в том, что Гитлер ненавидел евреев — их ненавидят практически везде». В пятницу во время проповеди на палестинском телевидении мусульмане услышали призыв «не щадить евреев, где бы вы ни находились… убивать их… и американцев, уподобившихся им».
Говоря об антисемитизме, мы должны помнить то, что, всегда начинаясь с евреев, он никогда евреями не заканчивается. Ненависть к евреям, если ее не обуздать, практически всегда перерастает в нападки на другие этнические группы и меньшинства и, в конце концов, подрывает демократические институты и власть закона. Так что борьба с антисемитизмом — это задача, как самих евреев, так и других народов.
Но сегодня эта борьба носит менее организованный характер, чем когда-либо, потому что поразительный элемент сегодняшнего антисемитизма заключается в его гибкости. Хотя антисемитизм никогда не меняет своей цели, он меняет свое лицо, стратегию, рационалистические обоснования и даже словесные средства выражения.
Когда-то мишенью была религия. Оказавшись не в состоянии справиться с иудаизмом, стали убивать и изгонять евреев. В XIX веке, когда вокруг понятия нации сформировалась теория, завладевшая умами миллионов людей, евреи были объявлены нацией зла и порока. Сегодня, когда Израиль является предметом гордости и оплотом для большинства евреев, сионизм поносится как националистическая идеология.
Я не приравниваю критику в адрес Израиля к антисемитизму. Выражать несогласие с политикой Израиля по определенным вопросам так же правомерно, как и пристально следить за действиями любой другой страны. Но антисионизм все больше и больше становится сродни антисемитизму.
Иногда антисионисты заявляют, что они не против евреев, но «только» против еврейского государства. Но предположим, кто-то сказал бы: «Я не против британцев, я только против существования Великобритании!» Или представим, что кто-то подошел бы ко мне со словами: «Я люблю шведов, но Швеция должна быть упразднена». Уверен, что вы бы не поверили таким заверениям, потому что сложно любить и уважать людей и в то же время ненавидеть их страну.
И тем не менее люди делают вид, что это возможно, когда дело касается Израиля. Даже в некоторых представительствах ООН нелестные высказывания в адрес Израиля стали обычным делом. Демонизация единственного демократического государства на Ближнем Востоке является центральным элементом новой разновидности антисемитизма. Когда Израиль изображается как «враг всего хорошего и средоточие всего плохого», говорит профессор Ирвин Котлер — член парламента Канады, это становится «примером неуважения и недостойного поведения» в рамках ООН.
Постоянное выделение одного государства как врага человечества говорит о кампании, направленной против еврейского народа. Действительно, многие вспышки антисемитизма во многих странах основаны на осуждении действий Израиля при использовании антисемитской терминологии, а нападения на синагоги часто начинаются с клеветнических фраз о Ближнем Востоке.
Отличие сегодняшней формы антисемитизма от его предыдущих проявлений заключается в том, что антисемитизм сегодня направлен в меньшей степени против отдельных представителей еврейской нации, а скорее против ее собирательного образа — государства Израиль. Эти нападки, однако, положили начало цепной реакции, проявляющейся в нападениях на отдельных евреев и еврейские организации в Европе и Латинской Америке.
Наиболее опасными антисемитами прошлого были те, кто старался сделать мир «Judenrein», т.е. свободным от евреев. Сегодня наиболее опасными антисемитами являются те, кто хочет сделать мир «Judenstaatrein», т.е. свободным от еврейского государства.
20.05.2002 10-30
|