По ком звонит колокол...
Михаил Френкель, Еврейский обозреватель
«І день іде, і ніч іде.І, голову схопивши в руки,Дивуєшся, чому не йдеАпостол правди і науки?..»
Полтора столетия назад родились у Шевченко эти строки, а справедливый Апостол все еще не приходил к нам. Наоборот, приходил ангел Апокалипсиса и многое другое...
Так уже совпало, что в апреле нас ожидало немало памятных дат. К сожалению, большинство из них — трагические. Прошло семнадцать лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Это событие не только покалечило волшебную природу Украины, оно убило многих людей и имело драматический отголосок во всем мире.
И снова и снова вспоминая дни, когда над Украиной встала зловещая ядерная угроза, нужно сказать о том, что именно тогда, вероятно, впервые за много лет, тем, кто при любых обстоятельствах находил «виновных» среди евреев, не удалось направить в знакомое русло народный гнев. И дело здесь, наверное, не только лишь в том, что среди виновников аварии евреев не было. Еще большую роль сыграло то, что люди видели, как из Киева в те дни бежали совсем не по этническому признаку. В первую очередь — семьи «очень руководящих товарищей», которые располагали лучшей информацией о событиях, а уже потом все другие. Хорошо помним, что подброшенные каким-то мерзавцами антисемитские слухи не имели успеха. И это символично.
В особенности потому, что именно в апреле еврейский народ отмечает дату Холокоста Второй мировой войны. Минуло 60 лет со дня начала восстания в Варшавском гетто. Но почему произошла эта страшная трагедия? Об этом написано много книг — сдержанных научных исследований и полных эмоций романов и поэм. Существует немало гипотез и версий случившегося. Экономических, политических, социальных. А Зигмунд Фрейд вообще считал, что фашизм — это психическая эпидемия необычайного размаха.
Можно с чем-то соглашаться, с чем-то — нет. Тем не менее ясно то, что в первую очередь тотальное уничтожение евреев стало возможным потому, что у них не было собственного государства, а значит, и армии.
Эта мысль чрезвычайно важна для понимания истоков Катастрофы. Немецкие фашисты готовили мировую бойню. Власть над миром для них была главной целью. Некоторые историки все сводят только к патологическому антисемитизму Гитлера. Между тем нужно сказать, что среди предводителей третьего рейха были и холодные страшные циники. Они хорошо понимали, что евреи ни в чем перед Германией не были виноваты, но надо же было с кого-то начать уничтожение «неарийских народов». И здесь евреи были идеальной первой жертвой.
То, что евреи были первыми в этом страшном реестре, а за ними на смерть пошли и другие, подтверждают многие материалы.
Хочу лишь вспомнить мемуары одного из деятелей польского движения сопротивления. Он был антикоммунистом. И поэтому после войны попал в Польше в одну камеру смертников с штандартенфюрером фон Штропом, палачом Варшавского гетто. Штроп знал, что его расстреляют, поэтому позволял себе говорить откровенно. Он рассказал и о том, что должен был быть губернатором Тифлиса, каким образом гитлеровцы собирались сначала духовно, а потом уже и физически уничтожить большую часть украинского народа. А о героизме защитников гетто, в особенности женщин, он вспоминал даже с уважением. Мог себе это позволить перед смертью...
Однако легче ли от этих признаний палача погибшим, да и нам, живым...
Трагически ушли из жизни миллионы людей. Но этого никогда бы не случилось, если бы не бездушность и нечеловеческий расчет некоторых западных политиков. Очень уж им хотелось стравить два тоталитарных режима между собой. А самим остаться в стороне. О том, что колокол может заговорить и по ним, они поняли только тогда, когда фашисты вошли в Париж, а на Пирл Харбор упали первые бомбы. Поняли и опомнились, но в те дни колокола уже звонили по евреям Европы.
Маховик геноцида заработал на полную мощность. Однако издевательств и расстрелов оказалось мало. Гитлеровцы построили по всей Европе ужасные фабрики смерти — Освенцим, Майданек, Треблинку, Бухенвальд...
Вспоминаю эпизод во время подготовки очередного выпуска телепрограммы «Яхад», главным редактором и сценаристом которой я был. Передача тоже была посвящена Холокосту. Когда кадр за кадром начали появляться кинодокументальные свидетельства расстрелов, издевательств и истязаний, люди, присутствовавшие в студии, начали отворачиваться от экрана. Не могли на все это смотреть.
Я их хорошо понимал. Ведь мне пришлось побывать в Польше в бывших концлагерях. Из того, что там увидел, так ничего и не написал. Не было сил вспоминать.
Те, кто отворачивался в студии от экрана, были неевреи. И для них страшным было не то, что во рвах лежали мертвые тела «лиц еврейской национальности», а то, что это были безвинные женщины и дети. Это была реакция людей на нечеловечность фашизма.
К сожалению, не у всех такая душа. После того что произошло во время войны и сейчас творится в некоторых регионах планеты, снова находятся субъекты, которые не гнушаются троглодитскими подсчетами смертей. Несколько лет назад в издательстве «Наукова думка» вышла книга, автор которой из собственной шкуры лез, чтобы доказать, будто в гитлеровских концлагерях погибло где-то на миллион евреев меньше, чем считалось раньше. Ну что здесь сказать! Дело совсем не в том, что нюрнбергский ужасный реестр смертей был составлен на основании гитлеровских документов, отличавшихся известной немецкой педантичностью.
Беспокоит другое — то, что дикарская ревизия, наверное, по душе не только упорному автору, но и «весьма научным редакторам». А что можно сказать о некоторых киевских историках, которые в ходе дискуссии вокруг центра «Наследие» пытаются доказать, что евреев в Бабьем Яру расстреляно «совсем немного»?
Может, действительно, ничему не учит история?
Впрочем, не будем так пессимистичны. Вспомним, как несколько лет назад в дни церемонии, посвященной памяти жертв нацизма, в Израиле побывала делегация наследников гитлеровских офицеров. Среди них был и сын Мартина Бормана, одного из главных предводителей рейха. Участники делегации вместе со всеми отдали долг памяти жертвам геноцида. И это дает надежду, что уроки истории не для всех проходят напрасно.
А что касается евреев, то свои выводы из Катастрофы они сделали, построив свое государство. В начале мая в Израиле отметят Йом-гацмаут — День независимости. Израилю исполнится 55 лет.
Трудные времена кровавой борьбы с мировым терроризмом переживает сегодня еврейская страна.
Тем не менее само существование Израиля дает евреям надежду на то, что они не окажутся в беде, если снова начнет звонить колокол...
СТРАШНЫЙ ИТОГ
Катастрофа решительно и бесповоротно доказала: только народ, взявший дело собственной жизни в свои руки, может избежать издевательств, унижений, беспомощности и гибели. Страшен календарь Катастрофы.
Вот - всего лишь несколько дат, взятых из него (СССР и Польша):
Убийство 18 тысяч евреев Житомира - 19 сентября 1941
Убийство 34 тысяч евреев в Бабьем Яру - 29-30 сентября 1941
Убийство 25 тысяч евреев Одессы - 23-25 октября 1941
Завершена акция уничтожения евреев Крыма.
Крым объявлен очищенным от евреев - декабрь 1941
Уничтожение гетто Витебска - октябрь, декабрь 1941
Убийство 20 тысяч евреев Минска - 16-20 ноября 1941
Убийство 16 тысяч евреев Пинска - 29 октября 1942
Акция во Львовском гетто, число жертв достигает 60 тысяч - 10-23 августа 1942
Завершено уничтожение евреев Галиции - 27 июня 1943
310 евреев из Варшавского гетто (расстрел в Понарах) - 23 сентября 1943
Рекордное число жертв в Треблинке - 24 тысячи в день - 28 июня 1944
05.05.2003 16-40
|