Сара Бернар: Ее слава досаждала друзьям
Sem40
У этой актрисы были "особые отношения" с наследником английского престола, будущим королем Эдуардом VII, с принцем Наполеоном, племянником Наполеона I, раздражавшим ее неумением вести интересную беседу. Ее осыпали подарками император Австрии Франц-Иосиф, король Испании Альфонс и король Италии Умберто. Король Дании Кристиан IX предоставлял ей, любительнице острых ощущений, свою яхту, а герцог Фредерик позволял пользоваться своим родовым замком…
Сара Бернар родилась 23 октября 1844 года в Париже в семье инженера. По окончании драматических классов Парижской консерватории в 1862 году актриса дебютировала в театре "Комеди Франсез". Затем "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон" и снова "Комеди Франсез". Бернар играла молодых героинь классического и современного репертуара. Это были пьесы Расина, Гюго, Вольтера, де Бернье, Пароди...
С 1880 годов Бернар играла своих современников. Для нее В. Сарду пишет "Теодору", затем спустя три года "Тоску", а еще позже "Колдунью". Э. Ростан специально для нее создал такие пьесы, как "Принцесса Греза", "Самаритянка", "Орленок". Особенным успехом она пользовалась в пьесах А. Дюма-сына, и одной из ее лучших ролей была роль Маргариты Готье в "Даме с камелиями". Тогда же актриса сыграла и мужские роли – Гамлета и Лорензаччо – в пьесах Шекспира и Мюссе.
Станиславский считал искусство Сары Бернар примером технического совершенства, он отмечал ее красивый голос, отточенную дикцию, пластичность. Правда, находились критики, которые считали, что виртуозное мастерство, изощренная техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра, – писал Чехов, – есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок".
В период политической реакции конца XIX века в искусстве Бернар появляются черты декадентства и мистицизма. Ее актерское искусство теряет пафос и героику.
Бернар часто гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки, трижды посещала Россию (1881, 1892, 1908 годы). В 1893 году она приобрела театр "Ренессанс", а в 1898 году – театр на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар.
Собственная жизнь Сары Бернар – грандиозный спектакль. И поставлен он был гениально. Ее замечания и реплики превращались в афоризмы, ничуть не менее популярные, чем ее роли.
Сара Бернар в роли нищенкиОднажды Саре Бернар пришлось играть роль нищенки. Ее роль кончалась словами: "Идти больше нет сил. Я умираю от голода".
Вдруг она заметила у себя на руке золотой браслет, который не остался незамеченным и в зале, откуда сразу же последовала реплика:
- Продайте браслет!
Актриса не растерялась и тихим голосом закончила свой монолог:
- Я хотела продать свой браслет, но он оказался фальшивым.
Последовала бурная овация.
Сара Бернар в Нью-ЙоркеВо время гастролей Сары Бернар в Нью-Йорке один из пасторов регулярно поносил ее в своих проповедях. Актриса узнала об этом и написала ему записку: "Дорогой коллега! Зачем вы так поступаете? Мы, комедианты, должны поддерживать друг друга".
"Бернаризмы"Перед началом спектакля "Дама с камелиями": Если публика сегодня будет капризничать, я умру уже во втором акте.
Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях.
Люди добрые, умные, жалостливые, собравшись вместе, становятся гораздо хуже. Отсутствие чувства личной ответственности пробуждает дурные инстинкты. Боязнь показаться смешным лишает их доброты.
Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне.
Все происходящее с нами противоречит логике и мудрому предвидению.
Я без конца ставлю перед собой разные цели, чтобы не дать себе сорваться с цепи.
Моя слава приводила в ярость моих врагов и досаждала моим друзьям.
Если кому-то и написано на роду стать важной персоной, то судить об этом следует только после его смерти.
Легенда всегда берет верх над историей.
Простить - не значит забыть.
25.10.2004 13-01
|