Не тревожьте тени невинно убиеных
Александр ШЛАЕН, председатель Международного антифашистского комитета
В мартирологе преступлений нацизма против человечества Бабьему Яру историей отведено особое место. И по времени. И по количеству жертв. И вошел он в историю как символ еврейского мученичества. Отсюда, с Бабьего Яра, началось массовое уничтожение нацистами европейского еврейства, унесшее шесть миллионов человеческих жизней. Именно здесь нацистами отрабатывались методы уничтожения «расово неполноценных». Отсюда пролег кровавый путь геноцида к львовскому Янову, харьковскому Дробицкому Яру, к про-тивотанковым рвам Керчи и Днепропетровска, к газовым камерам и крематориям Освенцима, Треблинки, Майданека.
Вот уже тридцать лет как я исследую трагедию Бабьего Яра. Результатом этого стали не только десятки статей, выступлений на радио, телевидении, с лекциями в стране и за ру-бежом, но и два документальных кинофильма, документальная повесть. И, казалось бы, мож-но было б не возвращаться к этому. Но, тем не менее...
Трудно перечислить все те небылицы, которые время от времени возникают вокруг этой планетарной трагедии. Причины их появления различны. Нередко они возникают от не-домыслия сути трагедии, от желания «внести свою лепту» в понимание произошедшего. При этом, случается, и из добрых побуждений.
Именно к этой категории хотелось бы причислить и «недоумение» Клары Гудзик, опубликованное в газете «День» №220 от 30 ноября в статье «Кабинетный ученый и воин по натуре». В рассуждениях о трагедии Бабьего Яра она пишет: «Люди, родившиеся после войны, и теперь, спустя десятилетия, иногда спрашивают: «Почему так случилось, что жертвы послушно, без сопротивления шли на смерть?» Этот вопрос зачастую имеет легкий привкус обвинения, уверенности в том, что «другие» люди в подобных обстоятельствах непременно вели бы себя иначе».
Именно этими словами она предваряет свое повествование об еврее-ученом, славном участнике французского сопротивления Марке Блоке. Предваряет, и не более. Не удосужив-шись уделить хоть несколько строк, - коль скоро упомянула, - чтобы попытаться рассказать о причине, по которой все это и произошло. А быть может хотела «сработать» на контрасте. Мол, были покорные, но случались и борцы. Тем самым вольно или невольно не только вос-крешая из небытия старый миф профессиональных «антисионистов» о «покорности евреев-жертв геноцида», которым те промышляли в советские времена, но и бросая тень на невинно убиенных.
А ведь суть «покорности» не менее трагична, чем сама трагедия Бабьего Яра. Начнем с того, что среди уничтоженных нацистами киевских евреев в подавляющем большинстве были женщины, дети, старики, инвалиды. Могли ли они оказать настоящее сопротивление вооруженным до зубов нацистским убийцам.
Мужчины-то были мобилизованы в армию. И такую же «покорность» потом проявляли не только они, но и украинцы - жители тысяч сел, заживо сожженных нацистами. Но и это еще не все. До последней минуты люди надеялись на то, что их всех вывезут в гетто, где они смогут жить и работать. Именно это распространялось в толпах идущих на смерть людей оккупационными властями и их пособниками. Тем паче, что невдалеке от Бабьего Яра была железнодорожная станция и в толпе все время муси-ровался слух, что там под парами стоят поезда. Не говоря уж о том, что скрыться эти люди в городе практически не имели возможности. Услужливые дворники и управдомы своевременно подали списки евреев - жильцов их домов властям. И, как правило, каждого, не явившегося к Бабьему Яру, выдавали полиции. Не случайно же «зачистка» евреев в Киеве шла не толь-ко первые пять дней расстрела, но и все время оккупации города нацистами. И смогли спа-стись лишь единицы. Те, кого с риском для жизни прятали киевляне.
Кстати заметить, отважный французский еврей Марк Блок не исключение. Там, где были мужчины, не попавшие в армию, еврейское сопротивление оккупантам не утихало ни на мгновение. Свидетельством тому историческое восстание в Варшавском гетто. Подпольные организации в Минском гетто. Мало того, организация боевых еврейских партизанских отря-дов в Украине и Белоруссии. И еврейскими партизанскими отрядами они становились не из-за националистической прихоти, но потому, что в другие партизанские отряды евреев очень части не принимали. Об этом достаточно подробно писал в свое время Г.Смоляр в своей кни-ге «Мстители гетто». Не стану говорить и о том, что среди Героев Советского Союза и орде-ноносцев времен Великой Отечественной войны неисчислимое количество евреев.
Так что дело не в трусливой обреченности. И именно такое уточнение хотелось прочитать в статье Клары Гудзик в ответ на «недоуменные» вопросы не слишком просвещенных людей. Увы, но этого не произошло...
Александр ШЛАЕН,
председатель Международного
антифашистского комитета
18.12.2001 11-46
|