Ветеран войны Михаил Сандлер: "За освобождение Украины воевала вся моя мишпаха"
АЕН
Вчера Украина праздновала 60-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Этот праздник отмечают в Израиле, как бывшие фронтовики, так и узники еврейских гетто и лагерей, которые были спасены в ходе наступательных операций Красной Армии.
Среди войск, отличившихся при освобождении Украины, была легендарная 3-я гвардейская танковая армия, которой командовал дважды Герой Советского Союза П. Рыбалко. Во входившей в армию 91-й танковой бригаде под началом дважды героя и будущего маршала И. И. Якубовского воевал нынешний житель Иерусалима, кавалер нескольких боевых орденов Михаил Сандлер. Уроженец Харькова, Михаил Сандлер до начала войны после окончания автотранспортного техникума прослужил два года в РККА. В должности командира автовзвода Михаил участвовал во всех боях 91-й танковой бригады, завершившей свой боевой путь взятием Берлина и освобождении Праги. Рассказывая корреспонденту АЕН о пройденных фронтовых дорогах, Михаил с особым чувством говорит об эпизодах, связанных с освобождением больших и малых городов Украины, где прошли его детство и юность.
Водители автовзвода, которым командовал Михаил Сандлер, в любую погоду, по разбитым дорогам и бездорожью, под бомбами немецких самолетов, обстрелом вражеской артиллерии доставляли боеприпасы и горючее для боевых машин. Михаил награжден орденом "Боевого Красного Знамени", двумя медалями "За отвагу". За каждой из наград – огромное напряжение сил, находчивость и воинское мастерство. Его боевой путь начался с момента формирования 3ТА по решению Ставки ВГК в мае 1943 года, а с 20 октября того же года армия вошла в состав 1-го Украинского фронта, в котором с небольшим перерывом действовала до конца войны. В ходе освобождения левобережной Украины соединения армии первыми 22 сентября вышли к Днепру и форсировали его в районе Великого Букрина. Впоследствии армия была перегруппирована на Лютежский плацдарм и принимала участие в Киевских (наступательной и оборонительной), Житомирско-бердичевской, Проскуровско-черновицкой, Львовско-сандомирской операциях, завершившихся освобождением Украины. Михаил помнит каждый из нескольких тысяч километров, пройденных танкистами: Ромны, Канев, Киев, Бердичев, Житомир, Проскуров, Тернополь, Львов.
Особенно запомнилось Михаилу форсирование Днепра. Подошли к реке, однако переправиться на правый берег такой громоздкой техникой, как наши тяжелые танки, казалось невозможным. Ночью, после захвата плацдарма на правом берегу, саперы вместе с местными жителями приступили к сооружению огромных плотов, способных выдержку нагрузку до 30 тонн. Под непрерывным обстрелом немцев Михаил со своим взводом доставил на переправу снаряды к боевым машинам в качестве дополнительного комплекта. На каждый плот, рассчитанный только на один танк, погрузили еще и по комплекту снарядов. Задача по форсированию реки была выполнена. Бригада переправилась на правый берег и устремилась к Фастову, где развернулись тяжелые бои.
- "Среди танкистов было немало евреев,- вспоминает Михаил. Я особенно сдружился с водителем танка Федей Долидовичем. Это был красивый, находчивый, очень обаятельный человек. За участие в боях по освобождению Киева он был удостоен звания Героя советского Союза. Командиром соседней танковой бригады был полковник, дважды герой Давид Абрамович Драгунский. О подвигах его части мы хорошо знали в то время.
Об антисемитизме среди окружающих меня сослуживцев говорить не приходится, хотя неприятный инцидент незадолго до нашего наступления на Киев все же произошел. В одной из компаний после изрядной дозы выпитого парторг полка Тютюнник вдруг заявляет мне "Вот ты здесь, а ваши в Ташкенте". Я в ответ: "Мои в Ташкенте шьют обмундирование для армии, собирают урожай для того, чтобы было, что нам кушать. А вот твои на оккупированной территории служат полицаями." Он схватился за свой пистолет, а я за свой. Но тут очевидцы разговора вмешались и дали ему по шее. В дальнейшем мы старались избегать встреч, чтобы не повторился инцидент.
Горжусь тем, что за освобождение Украины воевала вся моя мишпаха: Фаина Сандлер - родная сестра. С первых дней войны служила фельдшером, оказывала первую помощь раненым, выносила их с поля боя, оказывала первую помощь, сопровождала в санитарном эшелоне тяжело раненых в тыл. Ее помнят раненые бойцы, лечившиеся во фронтовом госпитале 1-го Украинского фронта.
Яков Стирес - двоюродный брат. Начал войну начальником связи танкового полка, участник освобождения Донбасса, Крыма, в составе 22-й гвардейской танковой дивизии 1-го Украинского фронта принимал участие в завершающих боях по освобождении Украины. Александр Балабан, двоюродный брат: воевал на 2-м Украинском фронте в танковых войсках. Дубов Израиль, дядя - замполит танкового полка принимал участие в освобождении Украины, награжден тремя орденами и многими медалями. Вильнер Павел, муж сестры: командир саперного батальона, построил сотни мостов и переправ под непрерывным огнем противника. За переправу через Днепр награжден орденом Красной звезды".
В Израиль Михаил Сандлер репатриировался с семьей 14 лет назад из Харькова, где много лет проработал на заводе "Поршень". Возглавляет районную организацию ветеранов войны. Сын Юрий, выпускник МФТИ, кандидат наук в области компьютерных систем, автор 72 научных работ, в Израиле успешно работает по своей специальности в Израильском технологическом институте "Махон Текнолоджи", часто выступает на международных конференциях и симпозиумах. Это не мешает Юрию соблюдать еврейские традиции, к которым он приобщился в Москве, задолго до отъезда в Израиль.
29.10.2004 10-00
|