За все заплатит Ротшильд
sem40.ru
Хотите оказаться в райской обители? Поезжайте в Зихрон-Яаков. Этот живописный городок находится в 30 километрах к югу от Хайфы, благодаря чему добраться до него легко как с севера, так и из Тель-Авива (порядка 50 минут езды).
Подобно живописной Рош-Пине, расположенной на севере страны, Зихрон-Яаков был основан выходцами из Румынии. В декабре 1882 года на одном из склонов горы Кармель обосновалась группа членов движения "Ховевей Цион". Ровно через год в заповедном уголке Эрец-Исраэль появился неординарный человек, имени которого суждено было войти в историю, - молодой барон Эдмонд Джеймс де Ротшильд (1845-1934).
Ротшильд родился в Париже в именитой семье. Его судьбу предопределила атмосфера дома, в котором он рос: уже в юности барон начал заниматься филантропической деятельностью. Ротшильд коллекционировал живописные полотна, скульптуру, другие произведения искусства. В отличие от двух своих старших братьев, Эдмонд предпочитал держаться подальше от милого их сердцу банковского дела и развивать в себе художественные наклонности.
Впоследствии благодаря собранной им уникальной коллекции Эдмонд де Ротшильд был избран членом парижской Академии искусств.
Однако подлинным призванием и делом жизни этого незаурядного человека стало оказание помощи еврейским первопоселенцам в Эрец-Исраэль.
После погромов в России в 1880 году молодой барон сблизился с видными активистами еврейского движения в Париже, чтобы вместе с ними попытаться спасти своих братьев от верной смерти. Единственным убежищем сионистам той эпохи виделась Эрец-Исраэль.
В 1877 году Эдмонд де Ротшильд женился на дочери Вильгельма Карла Ротшильда - Аделаиде. Тесть был глубоко религиозным евреем, однако старался держаться подальше от любой активности, связанной с Эрец-Исраэль.
В отличие от него, зять буквально бредил идеей возрождения еврейского национального государства, причем связывал этот процесс с религией.
"Меня всегда волновало будущее иудаизма", - написал Ротшильд в 1928 году в письме-автобиографии.
Член Французского Комитета по оказанию содействия эмиграции беженцев, Ротшильд знакомится в Европе с членами движения "Ховевей Цион", единственная цель и мечта которых - перебраться в Эрец-Исраэль.
Именно в этот период к Эдмонду Ротшильду обратились основатели двух поселений - Зихрон-Яакова и Ришон ле-Циона, строительство которого велось в центре, южнее Яффо.
Отцы-основатели будущих городов столкнулись с чудовищными денежными трудностями. Эдмонд де Ротшильд решил лично участвовать в строительстве и развитии новых поселений. Прибыв в Палестину и оказавшись на горе Кармель, он был потрясен обнаруженным на берегу Средиземного моря сугубо европейским пейзажем. А вскоре на счету общины нового поселения появились первые вклады.
Название Зихрон-Яаков этому месту дал не кто иной, как филантроп Ротшильд: Яаков - имя его отца, а слово "зикарон» означает - "память".
Времена стояли непростые, турецкие власти сдирали с первопоселенцев три шкуры, шантажировали и запугивали, вымогая у евреев взятки. В связи с крайне неблагоприятной обстановкой Ротшильд не желал "светиться" и жертвовал деньги анонимно. На иврите его называли "Ха-Надив ха-Ядуа" ("известный благотворитель").
После первого посещения Эрец-Исраэль в 1887 году Ротшильд настолько увлекся идеей заселения и развития этого удивительного края, что всячески форсировал оказание первопоселенцам денежной помощи. Вскоре его стали называть "отцом еврейского ишува". Во время каждой очередной поездки в Эрец-Исраэль Ротшильд не только жертвовал астрономические суммы на строительство новых населенных пунктов и развитие уже существующих, но и проводил многочисленные встречи с поселенцами. Он проповедовал высочайшие нравственные стандарты, был сторонником системы самоокупаемости в хозяйстве и настоятельно рекомендовал евреям Европы перейти с идиша на иврит, чтобы все дела вести только на языке Торы, возрожденном к тому времени другим энтузиастом - Элиэзером Бен-Иегудой.
Выкупая у турок все больше и больше земельных участков, Ротшильд мечтал основать в Эрец-Исраэль виноделие. Он понимал, сколь высокий потенциал заложен в специфике здешней почвы и климата.
Не удивительно, что основной отраслью хозяйства в Зихрон-Яакове стало виноградарство. Каждый поселенец получил участок земли и энную сумму денег, на которую приобрел необходимый инвентарь. Параллельно было организовано производство бочек.
Винные погреба Зихрон-Яакова сегодня являются крупнейшими не только в Израиле, но и на Ближнем Востоке. Круглый год в них поддерживается стабильная температура, необходимая для того, чтобы сохранить изысканные вкусовые качества и аромат вин различных марок. Дегустационный зал, в котором посетители под присмотром опытнейших специалистов-виноделов пробуют божественный напиток, позволяет насладиться всей гаммой ароматов и вкусовых качестве вин объединения "Кармель мизрахи".
Но вернемся к судьбе отца-основателя Зихрон-Яакова - неистового барона Ротшильда. К 1900 году он вложил в развитие новых поселений порядка 6 миллионов долларов. Жилые дома, фабрики, синагоги, гидротехнические сооружения, медицинские центры, действующие и по сей день, не случайно носят его имя. В 1914 году во время очередного визита в Зихрон-Яаков барон Ротшильд настолько расчувствовался, что выразил желание быть похороненным на земле Эрец-Исраэль, на склоне горы Кармель.
В 1929 году Эдмонд Ротшильд был избран почетным президентом Еврейского агентства (Сохнут).
Скончался Ротшильд в 1934 году в Париже. Через год умерла Аделаида. К тому моменту в Эрец-Исраэль насчитывалось 30 поселений, обязанных своим появлением щедрости барона. В 1936 году начались работы по разбивке в северной окрестности Зихрон-Яакова сада в память о бароне Ротшильде. Но только в 1954 году, через 6 лет после провозглашения Государства Израиль, останки Эдмонда Ротшильда и его супруги Аделаиды были перевезены в фамильный склеп, находящийся в удивительно красивом саду. Называется это место "Рамат ха-Надив".
Выступая на церемонии перезахоронения, первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион подчеркнул: до сих пор никто не может сравниться с Ротшильдом, сыгравшим выдающуюся роль в основании и развитии еврейских поселений в Эрец-Исраэль.
Мне же остается добавить, что поселок Зихрон-Яаков и сугубо европейский парк "Рамат ха-Надив" будят воображение каждого, кто оказывается в этом удивительном месте. По узким улочкам городка можно без устали бродить часами напролет. Уютные кафе, рестораны, молодежные бары предлагают широчайший ассортимент пикантных блюд. Обслуживание – тоже на чисто европейском уровне.
Что же касается парка "Рамат ха-Надив", его красоты поистине неисчерпаемы. Аккуратные аллеи, диковинные растения, со вкусом разбитые клумбы, фонтаны, величественная панорама – все это действует умиротворяюще, заряжает светлой энергией.
02.11.2004 13-52
|