Главная
  Евреи
  События
  Происшествия
  Антисемитизм
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


январь
2 9 16 23 30
3 10 17 24 31
4 11 18 25
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22 29



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Президент ВЕК оказывает помощь пострадавшим в московской синагоге Кровавая резня в московской синагоге В Израиле среди репатриантов из бывшего СССР снижается интерес к принятию иудаизма "Дом Симонса" купил выходец из СССР Америка критикует МАУП Вся лента новостей

   
      сегодня: 12.01.2006, четверг    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  История:  

Ко Дню Йерушалаима – 28 ияра

Рав Зеев Мешков

Йерушалаим... Это название образовано из двух слов. До того, как сюда пришел наш праотец Авраам, город назывался Шалем - цельный, совершенный (Берейшит 14:18). После того, как Авраам, следуя Б-жественному повелению, поднял своего сына на жертвенник на горе Мория, он добавил к названию «Шалем» слово «иръу» - «увидят», и родилось сегодняшнее название города – Йерушалаим (Иерусалим). В нем чувствуется какая-то двойственность: намек на то, что город состоит из составных частей. И это не случайно. Мудрецы говорят о двух городах, расположенных один над другим: один – материальный, другой – духовный; один – видимый, другой нет. «И вот ты найдешь, что есть Йерушалаим нижний, а есть верхний, и верхний соответствует нижнему».
Поскольку Б-г очень любит нижний город, он создал в высших мирах его подобие, как сказано: «Ведь на ладонях Своих начертал Я тебя, стены твои всегда предо Мной" (Йешаягу, 49:16). Так же и царь Давид говорил: «Йерушалаим отстроенный - как город, который соединился вместе» (Тегилим 122). «Город, который на небесах, соединился с тем, который на земле. И поклялся Всевышний, что не войдет Он в верхний Йерушалаим, пока не войдет в нижний" (Мидраш Танхума, Пкудей 1).



Менора – символ Йерушалаима
Не случайно одним из символом Йерушалаима всегда была менора - золотой семисвечник, некогда стоявший в Храме, воздвигнутом царем Шломо на том самом месте, где Авраам поднял Ицхак на жертвенник, а затем, когда ангел, посланец небес, остановил его, принес в жертву вместо сына барана. Менора – как и город, состоящий из духовного верхнего города и нижнего, материального – включает в себя видимую и невидимую части и является выражением идеи соединения миров.
Сама менора напоминает прямой ствол, к которому мастер прикрепил три концентрические окружности так, что вертикальная линия ствола пересекла их в центральной точке. Затем этот мастер, по тем или иным причинам, решил отрезать верхние половины окружностей вместе с верхней частью ствола так, чтобы оставшиеся полуокружности образовали шесть ветвей - по три с каждой стороны от вертикали. Тот, кто смотрит на золотой светильник или его изображение, невольно ищет верхние недостающие половины кругов…
Невидимые части кругов находятся в духовном мире и соединяются с золотыми полукругами через горение фитилей, опущенных в оливковое масло, налитое в чаши меноры. Горение оливкового масла символизирует горение души. И как пламя лампад соединяет золотые и невидимые полуокружности, так и духовный мир соединяется с материальным через постоянное горение души.
Неслучайно слова а-шемен («оливковое масло») и нешама («душа») состоят из одних и тех же букв. Еврейская душа постоянно горит. Она может пребывать в этом мире, только если постоянно стремится разрушить жесткие рамки законов природы и раскрыть новые потенциалы бесконечного единства. Ее порывы похожи на вечное горение. И об этом сказано: «Свеча Всесильного - душа человека». И чем сильней душа, тем острее ум человека, который постепенно переходит от земных категорий к духовным, от поиска истины к ее непосредственному восприятию силами сердца. Невидимая абстракция и осязаемый мир, а между ними - пламя души.

Улица Кардо была проложена римлянами через развалины Йерушалаима, разрушенного до основания в 68 году после поражения Великого восстания. Вокруг нее вырос римский город, на Храмовой горе возвышалось капище Юпитера Капитолийского. По приказу императора Адриана город был переименован в Элия Капитолина, чтобы святое для бунтовщиков имя Йерушалаим было забыто навсегда. В 132-135 гг. вспыхнуло восстание Бар-Кохбы. В течение двух лет восставшие удерживали Йерушалаим, восстановили Храм и возобновили служение в нем, в том числе и зажигание меноры каждую ночь. Затем, однако, они вынуждены были отступить в город Бейтар. Но и он пал через год.
Каждый год в годовщину падения Бейтара, 9-го ава, идеолог боевой организации «Лехи», профессор истории Исраэль Эльдад (ныне покойный, да будет память о нем благословением) приходил в музей Йерушалаима, подходил к бронзовому бюсту Адриана и спрашивал: «Где ты и где мы?» Ответа, конечно же, он не получал, но и из самого вопроса все ясно: римская империя была разграблена германскими племенами, ее варварская культура и обычаи ушли в прошлое, язык стал мертвым языком, а по улицам Йерушалаима ходят евреи, сохранившие свою веру, культуру, язык и любовь к святому городу. И теперь золотая менора встала на улице Кардо как вызов, брошенный всем нашим ненавистникам и притеснителям: «Ваша участь – забвение, наша – вечность, как сказано: «Йерушалаим – это вечность» (Брахот, 58а). Вы разрушили нижний город, а разрушить верхний - не в ваших силах. Мы отстроили нижний город и установили в нем золотой семисвечник, ознаменовав тем самым начало соединения миров».

Рав Ариэль – в прошлом десантник, участник освобождения старого города и Храмовой горы в 1967 году. По иронии судьбы ему, в то время молодому бойцу Цахаля, сразу же после штурма горы Мория было поручено охранять здание мечети Омара. Он думал, что его задача – не допускать любопытных внутрь мечети, так как скоро придут саперы и взорвут ее. Но прошел час, другой – а саперов не было видно. Как известно, через день Моше Даян, не без поддержки многих религиозных авторитетов, передал Храмовую гору в ведение международного исламского комитета, под чьим контролем она и находится до сих пор. После Шестидневной войны рав Ариэль стал раввином города Ямит, построенного на синайском песке. Но Синайский полуостров возвратили Египту, а цветущий город Ямит разрушили. И рав Ариэль пришел к выводу, что еврейскому народу не хватает осознания цели – зачем он вернулся на Святую Землю. Но осознание своей миссии может родиться только в том случае, если евреи вспомнят о Храме и объединятся вокруг идеи его восстановления. Построить Дом Б-га – значит «впустить Его в свои сердца». И рав Ариэль создал Институт Храма: для изучения прошлого, изготовления сосудов для Третьего Храма и распространения идеи и знания о Храме во всем народе, который последние 2000 лет считал своей величайшей святыней западную стену – «Стену Плача», подпорную стену Храмовой горы, вдоль которой во времена царя Ирода тянулась рыночная площадь…

26.05.2005 13-28





  Также в рубрике:  
07.01.2006 12-38
Встреча через годы и расстояния


13.12.2005 14-44
Исцеляющая сила самогона


30.11.2005 16-25
Купи кирпич


28.11.2005 09-59
Невыдуманная история


10.11.2005 09-57
В октябре 2005 года исполнилось сто лет со дня известного трагического Киевского погрома


12.10.2005 11-34
Жертвы Луцкого гетто


23.09.2005 13-33
Из истории евреев в Новом Свете


25.07.2005 15-18
«Великое переселение» евреев


12.07.2005 18-18
Выставка фотографий Школы "Бейт Агнон" в Киеве


29.06.2005 11-46
Завод Шиндлера в Кракове станет музеем



пятница
13 Января
16 : 01
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Нужен ли Украине новый главный раввин?

Необходим

Не нужен

Община должна сама избирать себе раввина

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software