"Праздник кущей"
«Еврейский Обозреватель»
14 тишрея — Эрев Суккот — канун праздника Суккот (праздника кущей). В этот день устанавливаются и украшаются сукки — особые палатки и шалаши, сделанные из веток («кущи»).
Праздник Суккот установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю Обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах. Кроме того, он связан с предписанием Священного Писания (Торы) особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в похожих шалашах: «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего, и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Левит и пришлец, и сирота и вдова, которые будут в жилищах твоих; семь дней празднуй Господу, Б-гу твоему, на месте, которое изберет Господь, Б-г твой, чтобы призываемо было там Имя Его; ибо благословит тебя Господь, Б-г твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Второзаконие, 16: 13–15).
Суккот является одним из трех праздников, когда все люди, независимо от места их проживания, совершали паломничество в Иерусалимский Храм: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей» (Второзаконие, 16: 16). Эти три обязательных паломничества развивали и укрепляли в народе сознание и чувство его религиозно-национального единства.
И сейчас в праздник Суккот все восемь дней (в Израиле — семь) принято проводить не в доме, а в шалаше сукка, что до конца раскрывает его духовный смысл: выражение твердой веры в то, что самой надежной защитой человека является не дом и не постоянная крыша, а милость и покровительство Всевышнего.
Праздник всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке.
Еще одним атрибутом праздника является арбаа миним — «четыре вида растений»: во время утренних молитвенных собраний каждый берет в руки ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа. Вечерами, под пение и танцы, в синагоге проводится церемония раздачи воды.
24.09.2007 12-25
|