В синагоге Бродского прошел первый седер праздника Песах. История праздника
MIGnews.com.ua
Приблизительно в 21-00 в Центральной синагоге Бродского в Киеве прошел торжественный первый седер (ужин), обозначающий начало еврейского восьмидневного праздника Песах. Евреи всего мира отмечают этот праздник в честь избавления от рабства, выхода из Египта, где народ был обречен на гибель, но божьим чудом прошел сквозь испытания, навсегда обретя свободу.
На первом седере принято есть специальные блюда в память о чудесном спасении в пустыне; главным из этих блюд является маца — постная лепешка, замешанная, по преданию, из манны небесной и соленых слез еврейских женщин и испеченная на горячем песке пустыни. На протяжении всех дней Песаха евреи не едят квасной пищи, заменяя хлеб, крупы, макароны той же мацой.
Молясь в синагогах, евреи в дни Песаха желают друг другу "выхода из Египта" — избавления от рабства и обретения свободы. В последний день Песаха также читается специальная молитва об умерших "Изкор". По традиции, малоимущим и нуждающимся дарят в эти дни мацу. Всеукраинский еврейский конгресс и Объединенная еврейская община Украины разработали целую программу поддержки малоимущих, ветеранов войны и труда в дни Песаха и накануне праздника 60-летия Великой Победы.
История праздника Песах
Эта ночь, первая ночь праздника Песах, является одной из самых важных в еврейском календаре. 3317 лет назад, когда на землю опустились сумерки, народ Израиля вышел из Египта. Так начался путь от рабства к свободе. События, подобного этому, нет в истории никакого другого народа. Исход не был бегством под покровом ночи. Сам фараон, правитель Египта, величайший из всех властителей мира, напуганный десятью казнями, обрушившимися по воле небес на его страну, призвал во дворец предводителей своих рабов - Моше и Аарона - и велел им убраться из его царства вместе с семьями.
Моше и Аарон не колебались ни секунды. Они обратились к народу с призывом бросить все и немедленно покинуть самую большую тюрьму древнего мира. Не было времени даже для того, чтобы собрать еду в дорогу. Из теста, которое даже не успело "подойти", была приготовлена тонкая сухая маца, которая должна была поддерживать силы путешественников во время их длительного и непростого странствия. Многочисленный народ вышел в страну, которую указал ему Бог.
Впервые в истории мира был создан небывалый прецедент: величайшая держава уступила своим рабам. Весть об этом немедленно разлетелась по всему Ближнему Востоку, само событие имело широкий резонанс. Для самих же евреев Исход стал новой точкой отсчета для религиозных и национальных обычаев.
Сегодня историки ломают голову над тем, как еврейскому народу удалось не утратить своего единства за долгие годы рабства. Похоже, самым важным фактором являлись общие "корни", уходящие к праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову. Нельзя сбрасывать со счетов и тяжелое положение, в котором находились рабы в Египте: труд от рассвета до заката, без выходных и праздников, без права на болезнь и отдых. Пустыня, окружающая Египет со всех сторон, не оставляла им ни единого шанса на побег.
Но были и другие причины, по которым народ Израиля выдержал все испытания и не утратил свою самобытность. И в этом, конечно, заслуга Моше Рабейну и его брата Аарона, уделявших большое внимание развитию национального самосознания еврейского народа. Абсолютный запрет на смешанные браки, собственный язык общения, а также одежда, благодаря которой евреи выделялись среди местных жителей, все это, как говорят мудрецы Торы, позволило сохранить народ на протяжении 210 лет рабства, вплоть до освобождения из египетского плена в субботу, 14 нисана 2448 года от сотворения мира по еврейскому летосчислению.
Из Египта вышла не кучка рабов, а многочисленный народ. В письменной Торе (Микра) есть упоминание о 600 000 мужчинах в возрасте от 20 до 50 лет. Женщины, дети, подростки и старики в расчет не принимались. Историки предполагают, что за Моше и Аароном последовало около трех миллионов человек. Но точное число, скорее всего, мы не узнаем никогда. Собираясь, евреи взяли с собой то, что им причиталось за 210 лет рабства, и вышли навстречу неизвестному. Их путь лежал через пустыню, которая в те времена выглядела еще более неприступной и ужасающей, чем сегодня. Но, похоже, что жизнь в рабстве была настолько тяжелой, что евреям было уже ничто не страшно.
Пустыня окружала их со всех сторон. В комментариях мудрецов, основывающихся на повествовании Микры, говорится, что из Египта до Израиля можно было добраться за неделю. Но пусть к свободе растянулся на долгие сорок лет. За это время еврейский народ стал участником многих удивительных событий: переход через расступившиеся воды Красного моря, дарование Торы на Синае, войны с амалекитянами, эдумеями и другими народами и племенами. Дети рабов должны были забыть о своем прошлом и войти в Израиль свободными людьми. Из стариков, покинувших Египет, увидеть Землю обетованную смогли только двое - Йегошуа и Калев.
С тех пор и до наших дней евреи всего мира за пасхальным седером с помощью "Агады" и специальных правил шаг за шагом оживляют "картину" исхода из Египта в Землю обетованную. Четыре бокала вина символизируют четыре стадии освобождения; маца - напоминание о наших праотцах Аврааме, Ицхаке и Яакове, а также стремительном бегстве к свободе; карпас (картофель или какой-нибудь зеленый овощ типа луковых перьев) символизирует возрождение и весну; харосет - смесь яблок, груш, орехов и вина - символизирует раствор, похожий на глину, который евреи делали для кирпичей в Египте; горькие травы или хрен - символ горечи и лишений рабства; вареное яйцо - символ праздничных жертвоприношений, приносимых во времена Храма; копченая косточка (обычно куриная) - символ пасхальной жертвы; соленая вода - символ слез евреев, молящихся о божественной помощи.
На протяжении двух тысяч лет с момента Исхода и в течение 57 лет с момента создания Государства Израиль каждый еврей в ночь рождения народа, восседая за праздничным столом, чувствует себя свободным человеком. Ни погромы, ни изгнания, ни Катастрофа не смогли нарушить этого правила.
24.04.2005 11-41
|