9 Ава
misto.odessa.ua
В середине лета на еврейском календаре есть трехнедельный траурный период, который называется «бейн а-мцорим», «меж теснин». Именно в эти дни почти две тысячи лет назад на улицах Иерусалима шли ожесточенные бои – римские легионы рубили дорогу к Храму, а евреи мужественно защищали свою святыню (сейчас для того, чтобы пройти путь от крепостной стены до Стены Плача нужно минуты 4, а римлянам на это понадобилось три недели!). Заканчивается этот траурный период девятого числа еврейского месяца ав, в день когда были разрушены и Первый и Второй Храмы.
9 ава — это апогей национальной трагедии, день, в который евреи постятся в память о разрушенных Храмах.
Начинается пост с заходом солнца в день, предшествующий девятому числу (в этом году – вечером 29 июля, в 20.31), и продолжается до наступления темноты (до выхода звезд) в день Девятого ава (в этом году — вечером 30 июля, в 21.06).
Последнюю трапезу перед начала поста (называется «сеудА-мафсЕкет», «разделяющая трапеза») начинают с вареного яйца — традиционного символа скорби и еды скорбящих, которое окунают в пепел, как напоминание о сожженном Храме.
В течение всего поста (то есть, почти 25 часов)
- Не едят и не пьют (т.е. абсолютно ничего не едят и не пьют);
- Не купаются (можно лишь ополаскивать руки в гигиенических целях);
- Не вступают в интимные отношения;
- Не пользуются парфюмерией (« благовониями и притираниями»);
- Не носят кожаную обувь;
Не принято работать или заниматься делами (либо, если эти дела неотложны, то ими занимаются со второй половины дня), а первую половину дня (начиная с вечера предыдущего дня) сидят на полу или на низкой скамейке, как принято у скорбящих;
9 ава не изучают Тору, так как она является источником радости. Читают и изучают лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести книгу «Эйха» (Плач Ирмияѓу) и траурные элегии, которые называются «кинос».
9 ава в синагоге не включают яркое освещение, оставляя неяркий, притушенный свет, соответствующий дню скорби и снимают парОйхес (занавес), висящий перед Арон-кОйдеш (шкаф, где хранятся свитки Торы). В этот день евреи не приветствуют друг друга (слово «шалом» одного корня со словом «шлемут» (совершенство), а как раз в этот день мы от него ой как далеки) и при встречах-прощаниях ограничиваются кивками. Правда, если здоровается человек, незнакомый с этим обычаем, ему отвечают на приветствие, не выражая, однако чрезмерной радости и, давая понять, что «не время сейчас».
29.07.2009 10-27
|