Еврейская весна: плоды, вино и десятина
Интерфакс-Запад
Белорусские иудеи готовятся отметить Новый год деревьев, который символизирует наступление весны.
"В эту пятницу, вечером 25 января, по иудейскому календарю отмечается Новый год деревьев (Ту би-Шват). Евреи готовятся отпраздновать наступление весны", – сообщил агентству "Интерфакс-Запад" главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович.
"Давно, в древнем Израиле, при существовании храмов в Иерусалиме было принято от этого дня отсчитывать возраст деревьев. Только когда дерево достигало 3-летнего возраста, можно было брать его плоды и нести в храм.
Со временем с разрушением храмов этот праздник потерял свое значение, но традиция Нового года деревьев вернулась к XV-XVI векам, тогда у иудеев и возникла специальная фруктовая трапеза "Седер Ту би-Шват", – рассказал раввин.
Плоды как символ миров
"На этой трапезе, по традиции, иудеи едят несколько видов фруктов. В зависимости от смысла мы едим плоды с кожурой и с косточкой, только с косточкой и без кожуры, и третий вид – без косточек и кожуры", – уточнил раввин Г. Абрамович.
Все эти плоды представляют три мира.
"Первый представляет мир действия, в котором пребывает каждый человек. Ведь мы каждую секунду совершаем какие-то механические действия. Этот мир представляют плоды с кожурой и косточкой: это может быть орех, мандарин, гранат", – прокомментировал раввин.
"Второй мир, в котором мы пребываем не так часто, – это мир творчества. Мы творим, но не каждую секунду. Иногда человек по-настоящему погружается в мир творчества несколько раз в жизни. Но нам дано творить свыше. Представляя этот мир, мы едим плоды без кожуры, но с косточкой, такие как финики, оливы, виноград", – отметил собеседник агентства.
"Третий мир – это творение Всевышним из ничего. Это мир, где Всевышний сотворил из ничего вселенную, и мы можем пользоваться этим миром. Нам разрешено пользоваться этим миром, но человек сам по себе не может творить из ничего. Тут мы едим плоды без кожуры и без косточки. Например, инжир", – отметил раввин.
"Существует еще и четвертый мир. Он называется Ацелут. Это мир, о котором мы ничего не знаем, но думаем, что он существует. И поэтому там нет определенного кушанья", – пояснил раввин.
Еврейская весна
На Новый год деревьев у иудеев есть еще одна традиция – смешивать белое и красное вино или светлый и красный сок винограда.
"Это единственный день в году, когда евреи смешивают красное и белое вино. Это символизирует переход от зимы к весне. У разных народов есть традиции, символизирующие переход от зимы к весне. У евреев это Ту би-Шват", – рассказал раввин Г. Абрамович.
"По традиции, мы начинаем праздничную трапезу с белого вина или сока. И добавляем на каждом этапе немного красного, а выпиваем за Седер 4 бокала. Закончить трапезу нужно красным вином или красным соком. Красное вино говорит, что наступает весна", – отметил собеседник агентства.
В Израиле, как и в ряде стран диаспоры, с приходом весны принято сажать деревья. Но в Беларуси в этот день – разгар зимы, поэтому белорусские евреи на Ту би-Шват ведут беседы об экологии, философские размышления о древе жизни, а дети могут посадить на подоконнике луковичку.
Десятина
Согласно древней иудейской традиции, Ту би-Шват имеет отношение к различным видам десятин, которые должны были отделяться от урожая. 15 швата – установленный день созревания плодов, который проводит границу между концом одного года и началом другого, то есть между плодами старого года и нового года.
25.01.2013 09-25
|