Иудеи во всем мире встретят Песах
NEWSru
Последователи иудаизма во всем мире начнут в понедельник праздновать праздник еврейской Пасхи - Песах.
Праздник начинается с вечера 14 дня месяца нисана По иудейскому календарю. Он посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.
Слово песах (пасха) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет (Ветхий Завет, Исход глава 12, стихи 12-13 и 29-31).
Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII веке до нашей эры, около 1200 года.
В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль - однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода - дня рождения еврейского народа как нации: "Наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками" (Ветхий Завет, Исход, глава 23, стихи 14-15).
"Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока" (Ветхий Завет, книга Левит глава 23, стихи 10-12).
"Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей" (Ветхий Завет, Второзаконие глава 16, стих 16).
На основании этих предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка (пашаль) и сноп ячменя (омер).
Порядок празднования Песаха также детально определен в Священном Писании (Торе): "И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. - В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. -Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. - Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. - Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. - Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда выйдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил" (Ветхий Завет, Исход глава 12, стихи 2-27).
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного" (Ветхий Завет, книга Малахия глава 4, стих 5).
Рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:
- Почему едят опресноки в этот вечер?
- Почему едят горькие травы в этот вечер?
- Почему травы обмакиваются в соленую воду?
- Почему следует возлежать в этот вечер?
Ведущий седер дает ответы на эти вопросы, объясняя символику разложенных на кеаре пасхальных яств. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы.
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!"
В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим), что отражает земледельческие истоки праздника.
Ход празднования Песаха
15 нисана: Первый день Песаха
В этот день запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение, во время которого читается книга Исход (12, 21-51). Вечером совершается вторая трапеза седера.
Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.
16 нисана: Второй день Песаха, Сфират а-Омер ("отсчета Омера")
49 дней, следующих после праздника Песах, называются Сфират а-Омер - "отсчетом Омера". Омер - это сноп ячменя, который приносили в Иерусалимский Храм на второй день праздника Песах. Затем, по прошествии 50 дней, следовало пожертвовать в Храм первый сбор из урожая пшеницы (Левит 23, 5-18). Чтобы точно определить день этого приношения, и был введен "отсчет Омера".
В первые 32 дня сфират а-Омер соблюдается траур и пост в память об эпидемии чумы, которая во II в. разразилась в эти дни в Иудее. Во время эпидемии погибли многие из учеников знаменитого раввина Акивы, считавшегося лучшим знатоком Торы (по преданию их было 24 тысячи). На протяжении 32 дней сфират а-Омер не принято устраивать свадьбы, стричь волосы, веселиться, петь и слушать музыку.
21 нисана: Седьмой день Песаха
Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами (траур Омера на это время прерывается). В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод" (Исход 14,21).
22 нисана: Восьмой день Песаха
Отмечается только в регионах диаспоры.
25.03.2013 12-53
|