9 ава — день скорби, поста и надежды
Jewish.ru
За грехи наши Всевышний дважды обрек нас на разрушение Храма. Обе катастрофы, имеющие масштаб национальный и, одновременно, вселенский, отдалены друг от друга на шесть с половиной веков. Но обе пришлись на один и тот же день года — девятый день месяца ава.
Это не случайное совпадение. Когда в ночь на 9 ава плакал народ в пустыне, желая вернуться в египетское рабство, Всевышний сказал: «Сегодня вы плакали попусту. Я же установлю день этот днем слез для вас во все поколения». И пренебрегшие Святой землей, рыдавшие о старом привычном рабстве, тем самым посеяли зерна горя, которые дают всходы в этот день из года в год, вот уже более трех тысяч лет. В этот день была решена судьба поколения пустыни, были разрушены оба Храма, пала крепость Бейтар, был распахан разрушенный Иерусалим, в разные годы были депортированы евреи Англии, Испании, Франции, а евреи Рима были переселены в первое истории человечества гетто. В этот день происходили великие и кровавые погромы, в этот день был принят бесчеловечный план «окончательного решения еврейского вопроса».
Восьмого ава, канун поста. После полудня изучают лишь разрешенное в пост. Совершают «разделяющую трапезу» (сеудат мафсекет), во время которой вкушают пищу, сидя на полу (обязательно что-нибудь подстелив), но не читают совместное благословение после хлеба (зимун). В конце трапезы съедают крутое яйцо, посыпанное в знак траура пеплом. Трапезу завершают перед заходом солнца, то есть непосредственно перед началом поста.
С заходом солнца снимают обувь из кожи: в течение всего поста запрещено есть и пить, носить кожаную обувь, пользоваться косметикой и мазями, мыться. Кроме того, в этот день воздерживаются от супружеской близости. В синагогах убавляют свет, садятся на пол или низкое сиденье (не выше 25 см от пола) и читают «Мегилат Эйха» («Плач Иеремии»).
Девятое ава, пост. Длится от захода солнца до выхода первых трех звезд на следующий день. Омовение рук (нетилат йадаим) производится только на фалангах пальцев. Разрешается протереть глаза влажными пальцами. Среди утренних благословений не произносят благословение: «Благословен, давший мне все необходимое». После утренней молитвы читают «Кинот» (траурные поэтические тексты). Не накладывают тфиллин и не надевают талит-гадоль до дневной молитвы (Минха), во время которой читают свиток Торы и во второй раз читают «Мегилат Эйха».
В 9 Ава до полудня не приветствуют друг друга и не занимаются работой, которая требует внимания и может отвлечь от поста, сидят на низких сиденьях и не приступают к приготовлению пищи на вечер. Во время дневной молитвы (Минха) надевают талит-гадоль и накладывают тфиллин.
По окончании поста совершают полное омовение рук и обряд «освящения луны» (Кидуш-Левана). Траур частично сохраняется до полудня следующего дня (10 ава) — всяк скорбящий об Иерусалиме и разрушенном Храме удостоится увидеть их отстроенными в радости и славе.
День 9 Ава — единственный в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (так как она считается источником радости). Последнее ограничение оказалось для евреев тяжелее запрета на употребление еды и питья. Поэтому некоторые тексты, содержащие рассказ о трагических событиях и потому не могущие радовать, были разрешены к изучению в пост 9 Ава.
Во всех синагогах мира в этот день читают «Мегилат Эйха» («Плач Иеремии»). Эта книга написана в форме траурных элегий о разрушении Храма, свидетелем которого был пророк. Читают эту книгу в день поста дважды — во время вечерней и утренней молитв. Заканчивается она упованием на Всевышнего: «Верни нас к Себе! И мы вернемся! Обнови наши дни как прежде!»
20.07.2010 10-04
|