Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


июль
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Самая большая в истории украинская делегация отправляется в Израиль "Натив" расширяется на восток Михаил Комиссарук: «Интернет — еще один серьезный шанс для экономического прорыва» В Париже жестоко избит 17-летний еврейский подросток Новая грантовая программа поддержки талантливой еврейской молодежи Вся лента новостей

   
      сегодня: 01.07.2008, вторник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Традиции:  

Все о празднике Ханука

www.merkaz.kiev.uа

Восстание Маккавеев стало первойв истории войной, начатой в защиту идеала религиозной свободы.Бросив вызов могучей Селевкидской империи, иудейские крестьяне не ставили себе целью завоевать новые земли или нанести поражение неприятельской армии. Они сражались за свое право блюсти законы Торы.

Историческая канва событий

В 3390 году от Сотворения мира (370 г. до н.э.) персидский царь Кир разрешил евреям вернуться из Вавилона в Землю Израиля для возведения Храма. Спустя 18 лет Второй Храм был достроен и освящен. В период его строительства Земля Израиля была под властью Персии, но после победы Александра Македонского над персами она оказывается под контролем греков. С этого момента начинается двухсотлетняя история сложных взаимоотношений евреев с греками. Пока был жив Александр Македонский, евреи находились под властью греков,но не испытывали физических или духовных ритеснений. Агада рассказывает, что евреи признали власть Александра без войны, т.к. он обещал им самоуправление и свободу религиозной жизни. Александр Македонский относился с уважением к еврейским Мудрецам. После смерти Александра Македонского его царство было разделено на три части. Один из его полководцев стал править в Греции, другой - в Египте, третий - в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правивших Египтом. Позже (198 - ок. 140 г г. до н.э.) территорию Земли Израиля завоевывает эллинистическая Сирия, в которой правит династия Селевкидов. С этого момента угнетение евреев резко усиливается.Вэто время культура эллинистического мира уже не была культурой Греции классического периода. На ее основе образо валась "всемирная универсальная культура", проникшая во все страны, завоеванные Александром Македонским и вобравшая в себя культы и обычаи каждой из них. Греческий взгляд на мир и греческая философия, культивировавшие чувство гражданина Вселенной" и трактуемые как "высшее достижение прогресса и цивилизации", получили широкое распространение. Македония и Рим, Сирия и Египет воевали друг с другом, но эллинизм объединял их, и не только их, но и почти все народы мира, кроме евреев, хотя и среди евреев были такие, которые пошли за греками. Их стали называть ллинистами, но большая часть народа оставалась верна Торе. Так продолжалось до тех пор, пока в 174 г. до н.э. царем Сирии не стал Антиох IV Эпифан ("Безумный"), который решил "осчастливить достижениями прогресса" также и евреев, "погрязших в древних суевериях". Антиоха поддерживали евреи-эллинисты, считавшие, что греческое мировоззрение откроет евреям путь в "семью народов мира". Началась эпоха насильственной эллинизации, Антиох издал указ, запрещавший под угрозой смерти чтение и преподавание Торы, соблюдение еврейского Закона. Особенно сурово каралось обрезание, соблюдение субботы и освящение нового месяца.

Войска Антиоха прошли через страну, устанавливая повсюду идолов и принуждая евреев приносить им жертвы. Многие евреи гибли, отвергая идолопоклонство, но организованное сопротивление представлялось невозможным: слишком неравны были силы. Когда гонения на евреев достигли апогея и им, доведенным до отчаяния, оставалось либо покориться, либо окончательно исчезнуть с лица земл и, вспыхнуло восстание, оказавшее огромное влияние на всю последующую жизнь евреев и укрепившее их национальный дух. Восстание было организовано семьей Хасмонеев из
рода коэнов (священников), которая занимала в обществе видное положение. Главой семьи был престарелый Матитьягу из рода Иоярива. Отец его был Первосвященником, и когда-то Матитьягу жил в Иерусалиме, но после осквернения Храма покинул его и переселился в город Модиин, находившийся на северо-западе от Иерусалима. У Матитьягу было пятеро сыновей: Йоханан, Шимон, Иегуда, Элазар и Йонатан. Матитьягу и его сыновья испытывали глубокую скорбь по поводу ужасного положения, в котором тогда находился еврейский народ. "Святыни осквернены, свободная Иудея стала рабыней - зачем же нам еще жить?" - говорил старый Матитьягу своим сыновьям. В 167 г. до н.э. в Модиин прибыл небольшой сирийский отряд под командованием Апеллеса, который, созвав жителей, стал требовать, чтобы они принесли жертвы греческим идолам и отреклись от своей веры, Матитьягу с сыновьями и друзьями находился в толпе. И когда Апеллес предложил ему как наиболее авторитетному чину общины подать пример евреям и подчиниться приказу, Матитьягу ответил: "Если бы даже все народы, живущие в Сирийском царстве, послушались царя и отреклись от веры отцов своих, то я, мои сыновья и братья все равно остались бы верны Законам нашего Б-га". Увидев, что один еврей из толпы подошел к воздвигнутому на площади алтарю, чтобы принести жертву Зевсу, Матитьягу бросился на вероотступника и убил его. Сыновья Матитьягу напали на Апеллеса и его отряд, перебили их и разрушили греческий алтарь. Так началось восстан ие, которое стало поворотным пунктом в истории евреев. К началу восстания Матитьягу был уже очень стар и вскоре умер. Перед смертью он возложил командование на одного из своих сыновей - Иегуду. Предание говорит, что в Иудее не было воина, равного Иегуде, со времен царя Давида. Своей необыкновенной отвагой он заражал всех окружающих и даже из самых робких людей делал героев. Обладая даром полководца, он вступал в бой в наиболее подходящий для этого момент, умело используя все слабости врага. В легендах его уподобляют, с одной стороны, "льву в ярости", а с другой - "голубю по кротости и простоте души". Вместе с тем он был глубоко верующим человеком и уповал не на меч свой, а на помощь Неба, о которой молился перед каждым решительным боем. Это был истинно израильский герой, проливающий кровь только по необходимости. Иегуда и его
братья получили прозвище Маккаби (Маккавеи). Одни считают, что оно происходит от слова "молот", другие - что оно представляет собой аббревиатуру слов, составляющих цитату из книги Исход (15:11): "Кто, как Ты, среди б-гов, Г-споди?"
Войны, которые вел Иегуда Маккавеи, стали называться Маккавейскими. Вначале Иегуда, как и его отец, ограничивался ночными набегами, наказывая отступников от иудейской веры и уничтожая небольшие сирийские отряды, но со
временем, когда число повстанцев выросло и к отряду Иегуды стали присоединяться и те, кто прежде по разным причинам отрекся от еврейства, Иегуда решил вступить в бой с крупным сирийским отрядом под предводительством Аполлония. Аполлоний выступил против восставших евреев с войском, набранным из гарнизонов Самарии,
так как боялся оставить Иерусалим без достаточного прикрытия. Это был первый открытый бой Иегуды, происшедший в 166 г. до н.э. рядом с Бейт-Хороном, и окончился он его блестящей победой. Аполлоний был убит в этом бою, часть его войска уничтожена, остальные разбежались. Решительная победа вселила в еврейских воинов веру в свои силы. Впервые им пришлось сражаться лицом к лицу с врагом, и в победе над ним они увидели знак того, что Б-г не оставил Свой народ. Иегуда взял себе меч убитого Аполлония и дрался им во всех последующих сражениях, которые длились три года. Когда наконец в 165 г. до н.э. 25 числа месяца Кислев Маккавеи изгнали греков из страны, они первым делом отправились в Храм, чтобы освятить его. Стали искать чистое масло для зажигания Меноры - храмового светильника, но нашли лишь маленький кувшинчик с печатью Первосвященника, масла в нем должно было хватить только на один день. Однако случилось чудо: оно горело все восемь дней, которые потребовались для приготовления нового масла. На
следующий год в память обо всех этих событиях и был установлен праздник Ханука.

Первая религиозная война в истории

Война, которую вели Хасмонеи против власти греков, не похожа на обычное восстание порабощенных против своих угнетателей. Греки не посягали на физическую свободу евреев, они стремились поработить Израиль духовно. Более того, греки считали, что освобождают Израиль от "предрассудков и отсталости" и оказывают ему благодеяние, силой навязывая ему свою культуру, философию, науку, язык. Ради достижения этих "благородных" целей они решились пролить реки крови ни в чем не повинных людей. Евреи того времени, остававшиеся верными Торе, и, прежде всего, семейство первосвященников Хасмонеев, видели в греческой культуре источник духовной скверны - тумы, худшую из всех разновидностей языческого сознания. Эллинистический и иудейский подходы к миру диаметрально ротивоположны. Два этих учения не могли ужиться. Святость вышла на борьбу с нечистотой. Разумеется, Тора, еврейская философия отвергают любое служение идолам, любой отход от веры во Вс-вышнего, управляющего всем миром. Однако "ультрагуманистическая" греческая философия, объявлявшая человека не только самым совершенным из творений Вс-вышнего, но и единственным подлинным центром Вселенной и по существу сделавшая его объектом поклонения, была верхом идолопоклонства. Когда человек охотно творит из самого себя кумира, когда все виды человеческой деятельности обращаются на службу этому кумиру, когда удовлетворение его потребностей становится едва ли не всеобщей философией, мир начинает задыхаться от эгоизма, от распрей и погрязает в пучине духовной скверны. Эллинистический подход демонстрирует нам трагическую ошибку Яфета. Греция не осуществила своих возможностей в мире, не поняла своей Б-жественной цели. Она должна была поставить свою культуру на службу Шему, и тогда эта культура стала бы великолепным средством познания Б-га, вместилищем Б-жественного присутствия. Вместо этого красота, лишенная содержания, стала уродством, блеск обернулся тьмой. Для Израиля эту тьму рассеяли героизм Маккавеев и их преданность Б-гу. Они одержали победу в борьбе за свою веру, но память о победе была увековечена лишь благодаря свету Меноры, находящему свое выражение в наше время в свете ханукального светильника. К сожалению, иногда, говоря о Хануке, имеют в виду лишь военный аспект событий. Тора не отрицает борьбы за физическую свободу. Вожди народа, борющиеся против поработителей, заслуживают всяческого уважения, и, конечно, о них необходимо помнить. Но военные победы сами по себе не заслуживают того, чтобы их увековечили особым праздником. Достойна увековечения лишь победа духа. Поэтому наши Мудрецы постановили, что главное в праздновании Хануки - это зажигание свечей, поскольку важна не сама победа, а то, ради чего она была достигнута, - духовный свет, свет Торы. Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. В самом слове"Ханука" содержится намек на это. На иврите его можно прочитать как "отдохнули двадцать пятого".

В память о чуде, происшедшем при освящении Храма, мы зажигаем свечи Хануки, и это центральный момент празднования, поэтому Хануку иногда называют "праздником огней". Эта обязанность - зажигать свечи - лежит на всех мужчинах, женщинах и детях старше девяти лет, однако считается достаточным, если глава семьи зажигает один светильник за всех. В память о Меноре (храмовом светильнике), которая была очень красива, принято зажигать самые красивые свечи и ставить их в красивый подсвечник. Ханукальные светильники зажигают после захода солнца. За полчаса до зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь. Заповедь зажигать ханукальные огни следует исполнять чрезвычайно тщательно. Заповедь эта обязательна для всех: даже нищий, живущий на подаяния, обязан одолжить деньги или продать свою одежду, чтобы купить масло или, по крайней мере, свечи для ханукального светильника.

С древних времен распространился определенный обычай исполнять заповедь о зажигании ханукальных огней. Светильник зажигает глава семьи, причем в первый вечер - один огонек, во второй - два, и так далее, пока на восьмой вечер не будут зажжены все восемь огней. Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Подсвечник помещают слева перед входом в дом, или внутри квартиры, на подоконнике того окна, которое выходит на улицу, так, чтобы его видело наибольшее количество людей. Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые или парафиновые свечи. Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно - металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Огни ханукальных светильников священны, поскольку их зажигают с единственной целью - исполнить заповедь. Поэтому запрещается пользоваться их светом для чтения, например, или для какой-либо работы. Свечи Хануки - символ Меноры: как Менора в Храме служила источником не физического, а духовного света, который Храм давал миру, так и ныне ханукальные свечи предназначены для связи с Б-гом через исполнение Его заповедей. Это назначение свечей Хануки подчеркивается обычаем устанавливать нер шамаш - дополнительную "рабочую свечу", как бы говоря этим: шамаш - для освещения комнаты, а свечи Хануки - для духовного света. Шамаш, которым зажигают огни, помещают выше остальных свечей, (чтобы его можно было отличить от них). При зажигании свечей все домашние собираются вместе для большего "прославления чуда". Принято сидеть возле горящих ханукальных огней около получаса. Как говорил любавичский Ребе, р. Шмуэль, "стоит прислушаться к тому, что рассказывают ханукальные огни..." (исключение составляет пятница, когда торопятся закончить последние приготовления к субботе). Лучше всего использовать это время для занятий Торой, поскольку в избавлении от запрета изучать Тору состоит суть Хануки.

Особенности Ханукальной недели

Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки более обильные, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил для наших предков в те дни. В дни Хануки запрещено поститься - даже жениху и невесте, если день их бракосочетания совпадает с этими днями. Накануне Хануки и на следующий день после ее окончания поститься разрешено. В дни Хануки разрешено работать. Но, согласно древнему обычаю, все время, пок горят ханукальные светильники, женщины не работают. Основой для этого обычая послужило чувство глубокой благодарности женщин ко Всевышнему за чудо Хануки, поскольку издевательства, которым они подвергались во времена греческого ладычества, были особенно тяжелыми.Кроме того, этот обычай напоминает о чуде, которое совершил Всевышний для Йегудит, дочери Первосвященника из рода Хасмонеев. Когда ее насильно привели к греческому правителю, она притворилась, что готова уступить его желанию, и накормила его едой, приготовленной из сыра и вызывающей жажду. Затем она допьяна напоила его вином, а когда он уснул, отрубила ему голову и принесла ее в Иерусалим. Увидев голову убитого полководца, греческие воины в страхе бежали. В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых - пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий "ханукальные деньги" с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес. Часть этих денег надо обязательно отдать на цдаку. Детей следует приучать к этому с малых лет, тем более что в дни Хануки принято давать на цдаку больше денег, чем обычно. В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом, евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в савивон - четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре - шин). Это первые буквы слов фразы "Великое чудо произошло здесь (в диаспоре - там, в Эрец-Исраэль)". Игра в савивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки. А во времена сирийского владычества ьдети, играя в волчок перед пещерами, таким образом отвлекали внимание сирийцев. Хотя в Хануку необязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке,беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки. В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные кушанья: картофельные оладьи (латкес на идише) и пончики. С Ханукой связан и способ их приготовления с использованием растительного масла, что напоминает о ханукальном чуде. Также едят молочное - в особенности блюда, приготовленные из сыра.

Тора о Хануке

В Книге Ваикра (гл. 21-24) Тора перечисляет все праздничные дни еврейского года: Шабат, Песах, Шавуот, Рош-а-Шана, Йом-Кипур и Суккот. Сразу после этого в Торе сказано: "Пусть они [сыны Израиля] принесут чистого оливкового масла, для освещения, чтобы зажигать постоянный светильник". (Ваикра, 24) . В этом месте Тора в скрытой, неявной форме сообщает нам, что в будущем зажигание светильника будет связано с праздником, - Ханукой, - а также что он будет хронологически следовать за праздником Суккот, непосредственно вслед за которым он упомянут. В Торе есть еще несколько намеков на Хануку. Великий РАМБАН (рабби Моше бен Нахман) писал: "В книге "Свиток тайн", написанной рабейну Нисимом, рассказывается следующее: "Когда главы всех двенадцати колен завершили жертвоприношения в честь обновления жертвенника, Всевышний сказал Моше: "Сообщи Аарону, что будет еще одно обновление (на иврите - Ханука) жертвенника, которое совершат его потомки, священники-коганим, не участвовавшие в этих жертвоприношениях. С их помощью я совершу для Израиля чудеса, дарую ему спасение и обновлю Свой жертвенник. "Поэтому вслед за разделом "Главы колен" в Торе следует раздел "Когда ты будешь зажигать светильники". А в Мидраш Раба написано: "Всевышний сказал Моше: "Сообщи Аарону, что он удостоится большей чести, чем главы колен [жертвоприношениями которых был обновлен жертвенник]. Ведь их жертвоприношения обновляют жертвенник только пока стоит Храм, а зажигание светильников, доверенное тебе, не прекратится никогда". Отсюда следует, что речь идет не о храмовых светильниках, зажигание которых прекратилось с разрушением Храма, а о светильниках Хануки". Следует отметить: двадцать пятое по счету слово Торы - "свет". А двадцать пятая остановка сынов Израиля в их странствиях по пустыне произошла в Хасмоне. Все это - намеки на победу Хасмонеев над врагами еврейского народа и праздник Хануки, содержащиеся в Торе.

Словарь Хануки

Масло - Мудрецы уподобляют еврейский народ маслу: как масло никогда не смешивается с другими жидкостями, так и наш народ сумел сохранить самобытность за долгие столетия изгнания и рассеяния.Свет - символ праздника Хануки. Маленький луч света способен рассеять непроглядную тьму. Свет не воюет с тьмой - просто тьма отступает отовсюду, куда проникает свет.Тьма - это отсутствие света. Если не творить добро, его место обязательно займет зло.

Свет - синоним добра во всех языках. И действитель но: во всем, в чем мы находим святость, очевидна связь света с благом. Существует святость времени и пространства, святость места и событий, и все, что освящено, - освещено: Храм и синагога, суббота и праздники, свадьбаи(не про нас будь сказано) похороны. Великолепная Менора (светильник) из чистого золота стояла в Храме. Она находилась во внутреннем его зале, куда имели доступ лишь немногие, и воплощала в себе чистоту и святость Храма. Менора была скрыта от взоров, освещая при этом весь мир - подобно солнцу, на которое нельзя взглянуть без риска потерять зрение. Именно Менора стала после разрушения Храма символом еврейства, призванного быть "светочем для гоев". Археологам достаточно обнаружить ее изображение, дабы определить, что в этом месте существовало когда-то еврейское поселение, даже если все остальные признаки этого отсутствуют. И когда было возрождено Государство Израиль, Менора стала его символом, основным элементом герба. Не гаснет свет и в синагоге. Днем и ночью горит там негасимый огонь, освещающий ковчег со свитками Торы. Наступление субботы и праздников мы отмечаем зажиганием свечей. У горящих огней восьмисвечника евреи празднуют Хануку, победу света над тьмой, святости - над нечистотой. Во времена иерусалимского Храма в праздник Суккот совершалась церемония возливания воды на жертвенник. По всему городу горели костры, и мудрецы, к восторгу собравшихся, жонглировали зажженными факелами. Во времена Талмуда жгли костры в Пурим и, конечно же, в Лаг ба-Омер - годовщину смерти рабби Шимона бар Йохая, составителя основополагающего труда по Каббале - книге "Зоар" ("Сияние"). Зажигают поминальную свечу в память об умершем, и несмотря на то, что обычай этот связан с печалью, здесь свеча тоже символизирует свет - свет души, ибо сказано в "Мишлей": "Душа человека - светильник Г-спода..." (20:27). Поэтому поминальная свеча является выражением не скорби и горя, а, напротив, - радости, ибо мы знаем, что душа горит вечно. И на свадьбах зажигают свечи - свечи радости и надежды, - когда родители ведут жениха и невесту под свадебный балдахин. И в каждой из этих свечей, в мириадах огней, зажигаемых по самым разным поводам, множатся и отражаются добро и красота изначального света первого дня Творения. Высокий смысл символики, связанной со светом, нашел отражение в еврейском законодательстве. Так, например, запрещено изготовлять точную копию храмовой Меноры, ибо любая подмена света, исходящего от Храма, - это профанация; задачей света Меноры было не физически осветить это мир, но согреть и освятить его. Еврейские мастера во все времена и во всех странах соревновались друг с другом в изготовлении светильников, чтобы их творения как можно полнее передавали формой и отделкой смысл и красоту события, в честь которого их зажигают. С еврейской точки зрения, у тьмы есть только одна задача: дать возможность свету проявиться. Основатель хасидизма Баал-Шем-Тов отмечал: "Гиматрия (числовое значение) слова "свет" равна гиматрии слова "тайна", - и мы стремимся понять его тайную суть

14.12.2006 15-10





  Также в рубрике:  
09.06.2008 10-45
Поздравление главного раввина Украины


14.04.2008 14-26
Поздравление с праздником Песах Главного раввина Украины Азриэля Хайкина


20.03.2008 15-24
Сегодня вечером начнется один из самых веселых праздников - Пурим


19.03.2008 13-57
Поздравление главного раввина Моше-Реувена Асмана с праздником Пурим!


22.01.2008 11-10
В Израиле отмечают Ту би-Шват: веселиться можно, сажать деревья нельзя


24.12.2007 17-04
Цимес – это морковное рагу


10.12.2007 13-13
Впервые в Киеве свет ханукальных свечей освещает холл отеля "Хаятт"


04.12.2007 10-42
Ханука. История и традиции праздника


03.12.2007 13-19
Главный раввин Украины поздравил украинских евреев с праздником Ханука


25.10.2007 10-44
Глава Ваера. Недельный комментарий



пятница
04 июля
20 : 53
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software